Главные(приоритетные) глобальные проблемы

Основные напрвления решения глобальных проблем

С учетом наличного уровня общественного развития и осо­бой остроты стоящих перед человечеством глобальных проб­лем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

— Пессимистические прогнозы («экологический песси­мизм» ) связаны с тем, что разрешить глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления та­ких мер, которые реализовать практически невозможно (на­пример, приостановка роста населения, отказ от техничес­кого и технологического прогресса, снижение уровня потреб­ления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-тех­нический оптимизм») обосновывают тем, что научно-тех­нические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проб­лем. Условием для этого является принятие мировым сообще­ством концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природ­ной среды существования человечества.

Мой конспект:различные социальные прогнозы перспектив человечества:

1.

2.

_____ Образец задания

| В4. | Найдите в приведенном ниже списке глобальные про­блемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 235.


Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Мой конспект: понятие культура- 3 подхода

Понятие Родовой признак Видовой признак
     
     
     

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

Мой конспект: понятие культура- в широком и узком смысле слова

Понятие Родовой признак Видовой признак
     
     

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной — можно выделить две основные сфе­ры существования и развития культуры.

Мой конспект: сферы культуры

1.типы деятельности:

а

б

Сферы культуры

 

а

б


 



 

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию
 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Функции культуры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная  
Оценочная  
Регулятивная (нормативная)  
Информативная  
Коммуникатив­ная  
Социализации  

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Мой конспект: понятие духовная жизнь

Понятие Родовой признак Видовой признак
духовная жизнь    

 

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Мой конспект: понятие духовный мир личности

Понятие Родовой признак Видовой признак
духовный мир личности    

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мой конспект: понятие духовная жизнь

1.Элементы духовной сферы жизни общества:

2.формы и уровни общественного сознания:

Мой конспект: структура духовной жизни

1.духовные потребности:

2.духовная деятельность:

3.духовные ценности:


 


Представляют собой объек­тивную нужду людей и обще­ства в целом со­здавать и ос­ваивать духов­ные ценности
Виды
Наука - Искусство — Религия
Воспроиз­водство об­щественно- го сознания в его целост­ности
Его продуктами являются идеальные образования, . которые не могут быть от­чуждены от их непосредст­венного производителя Всеобщий характер его по­требления, так как духов­ные блага доступны всем ■ индивидам без исключе­ния, являясь достоянием всего человечества
Цель
Мой конспект:Духовная деятельность (духовное производство) Духовные блага (ценности)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляе­мое специализирован­ными группами лю­дей, профессионально занятыми квалифици­рованным умствен­ным трудом • Идеи, теории, образы и духов­ные ценности • Духовные об­щественные свя­зи индивидов • Сам человек как существо духовное

 

Особенности
Духовные потребности
Социализация личности

 

 

 


Образец задания

| А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень ин­теллектуального, нравственного, эстетического развития лю­дей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Тема 2. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская ит.д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией  
Региональная принадлежность  
Регионально-этни­ческая особенность  
Принадлежность к историческому типу общества  
Хозяйственный уклад  
Сфера жизни общества или вид деятельности  
Связь с территорией  
Специализация  
Уровень мастерства и вид аудитории  
 

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Мой конспект: три формы культуры

1.элитарная:

2.народная:

3.массовая:

Мой конспект: разновидности культуры:

1.культура:

2.контркультура:

Мой конспект: влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

 


 

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное Негативное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»

 

 


Позитивное Негативное
•Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы •Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени •Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке •Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от- несенык «высокому» искусству •Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей •Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере •Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «мифпростогопар- ня» и т. д.) •Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности •Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения
 

 

Критерием наличия и сформированности субкультуры яв­ляется совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (карти­на мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жиз­ни; социальные институты как системы норм; навыки, уме­ния, способы осуществления, методы; социальные роли и ста­тусы; потребности и склонности.

Мой конспект:Составляющие и признаки субкультуры: Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Мой конспект: массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу, т.к.

Молодежная субкультура часто рассматривается как де­виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Мой конспект: молодежная субкультура

1. рассматривается как

2. развивается на основе

3. ее возникновение связано с по­вышением роли и значения

4. сосредоточивается в большей степени на

5. позволяет осуществлять масштабные экс­перименты

Образец задания

| В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков.

-(1)
«Первоначально во взаимодействии инновации и .

в культуре доминирующую роль играет последняя, закреп­ляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся нов­шества. Причем эта система на ранних стадиях развития об­щества по необходимости характеризуется крайней жестоко­стью, не допускает и тени (2). Чем глубже в

прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в рече­вые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и (3), в формулы житейской______ (4),

практического
.(5), верований. Он разгружен

от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, по­чти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,

стих, пропись, обобщенный художественный____________________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) образ Е) рассудок

Б) поведение Ж) преемственность

B) демократия З)традиция

Г) новаторство И) мудрость

Д) искусство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

СО
           
Ответ: ЗВБИЕА.  

 

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Мой конспект: средства массовой информации представляют собой:

1.совокупность всех каналов передачи информации:

2.совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации: Совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации:

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д.,но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п. СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудио­визуальных СМИ, не единственный и не всегда самый глав­ный элемент информационной деятельности. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры на­шего времени. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры.

Мой конспект: роль СМИ

1.средства массовой информации влияют не только на …,но и на то,

2.инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно

3.Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на

4.СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют

5.Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как …, но и как элемент … на­шего времени.

6.СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры. СМИ приобретают роль … про­изводства и распределения культуры.

 

Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно­ организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая (социально-ориен- тирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образо­ вательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справоч­ ная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

 

 

Мой конспект : заполнить таблицу Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная
Непосредственно­ организаторская
Идеологическая (социально-ориен- тирующая)
Культурно-образо­ вательная
Рекламно-справоч­ ная
Рекреативная

 

Образец задания

| В3. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В совет­ский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме­тоды воздействия на аудиторию носили принудительный ха­рактер. (4) На наш взгляд, демократическое общество прино­сит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

СО
       
Ответ: ААББ.  

 

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Мой конспект: теории происхождения искусства

1.

2.

3.

4.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

Мой конспект: понятие искусство

Понятие Родовой признак Видовой признак
искусство    

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Мой конспект: в обществе существуют разные взгляды на искусство:

1.

2.

3.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Мой конспект: характеристика искусства 1. предмет искусства — 2. форма бытия искусства- 3. искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, 4. искусство как форма художественного познания обладает спецификой: Искусство как форма художественного познания обладает спецификой:  

 


Функции искусства
Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

 

 

Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Мой конспект: заполнить таблицу

  Наименование функции Ее содержание
  Общественно-преобразующая  
  Художественно-концептуальная  
  Воспитательная  
  Эстетическая  
  Утешительно-компен­саторная  
Предвосхищения    
Внушающая    
Гедонистическая (от греч. наслаждение)    
Познавательно-эврис­тическая    
         

Образец задания

.
Изложите свои мысли (с

Образец задания

С8.
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, ареальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна­ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме­ры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:


 

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только

одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Тема 5. Наука

B TtJHULCSoDCQKUw+MGqpfmDUwxTJsP5+IIph1HwQ0AV25EyGmozdZBBRwtUMG4xGc2PG0XToFN/X gDz12Q10SsGdim1LjVGc+gsmg0vmNMXs6Hn677wus3b9GwAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAi46h 298AAAALAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDrOCGlhDgVQnDhRuHS mxsvSUS8jmI3Cf16lhPcZrSj2TflbnG9mHAMnScNap2AQKq97ajR8PH+stqCCNGQNb0n1PCNAXbV 5UVpCutnesNpHxvBJRQKo6GNcSikDHWLzoS1H5D49ulHZyLbsZF2NDOXu16mSbKRznTEH1oz4FOL 9df+5DRslufh5vUe0/lc9xMdzkpFVFpfXy2PDyAiLvEvDL/4jA4VMx39iWwQvYY03/KWqCFLsxwE JzJ1x+LI4lblIKtS/t9Q/QAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQB AAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCn6NkgtAIAALMF AAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCLjqHb3wAA AAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAA4FAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAGgYA AAAA " filled="f" stroked="f">

Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Мой конспект: понятие наука

Понятие Родовой признак Видовой признак
наука    

 

Мой конспект: структура науки:

1.Социальный инсти­тут:

2.Отрасль духовного производства:

3.Особая система знаний:

4.Основнаяпродукция:

Современная

Отрасль духовного производства
Система Опытно-
науч- конст-
ных ис- руктор-
следова- ские
ний изыска-
  ния

 

Основная продукция Понятия, законы, теории
Особая система знаний (в форме научных представ­лений, понятий, теорий), приве­денная в целост­ную систему на основе определен­ных принципов
Социальный инсти­тут со своей струк­турой и функциями Особая система об­щественных орга­низаций, учрежде­ний, вырабатываю­щих, хранящих, распространяющих и внедряющих зна­ния (НИИ, вузы, академические инс­титуты, Академия наук РФ и др.)

наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, ко­торые различаются между собой тем, какую сторону действи­тельности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логи­ка, гносеология, диалектика — Технические науки и математика
 

 

Основа классификация Виды науки
«Удаленность» от практики — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует не­посредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально­практических проблем

 

Мой конспект: заполнить таблицу Классификация наук

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания  
 

 

«Удаленность» от практики

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет про­тивоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей раз­вития научного знания.

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательно­му изучению работ своих предшест­венников
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции Периодически любая наука должна пере­живать коренную смену господствую­щих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «эта­пу кризиса и смены парадигм»1
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри­терии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин­теграцию научного знания Строить систему знания на основе извле­чения ее элементов из различных науч­ных дисциплин: использование теории и методов других наук
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на по­вестке дня мировоззренческие и практические задачи.  

 

Мой конспект: понятие парадигма

Понятие Родовой признак Видовой признак
парадигма    

Мой конспект: заполнить таблицуМодели раз­вития научного знания.

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки  
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции  
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания  
4. Развитие через ин­теграцию научного знания  

 

  Общество
    •Потребности развития общества •Материально-техническая база общества
   
Наука
   
  Внутренние законы науки
  •Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых) •Чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) •Сочетание процессов дифференциации и ин­теграции •Углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации
 

 

Мой конспект: общество и наука

1.общество:

А)

Б)

2.внутренние законы науки:

А)

Б)

В)

Г)








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1257;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.101 сек.