Общие черты глобальных проблем
1.
2.
3.
4.
5.
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Мой конспект: общественные отношения
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
общественные отношения |
Мой конспект: виды общественных отношений
1.
2.
Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.
Соответственно, общество — это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Мой конспект: общество как система
1.система – это
2.элемент – это
Общество как система - это
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Мой конспект: подсистемы общества
1.подсистема – это
Подсистемы общества
А
Б
В
Г
Заполните таблицу
Основные сферы общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая | ||
Социальная | ||
Политическая | ||
Духовная |
Основные сферы общественной жизни | Деятельность людей и отношения между ними | Учреждения (организации) |
Экономическая | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Базовые потребности человека * • Материальные потребности • Потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности • Потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке • Потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании |
Духовная |
Основные сферы общественной жизни —» Экономическая —> Социальная |
Политическая |
Мой конспект: соотнесите базовые потребности человека и основные сферы общественной жизни
1.
2.
3.
4.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.
3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.
4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.
Мой конспект: общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Образец задания
| А1. | Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?
1) постоянное развитие
2) часть материального мира
3) обособление от природы
4) способы взаимодействия людей Ответ: 4.
Тема 2. Общество и природа
Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
Мой конспект: понятие природа
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
В широком смысле слова | ||
В узком смысле слова |
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Мой конспект: общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано
1.общество: действуют
2.природа: действуют
Взаимосвязь
А)
Б)
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Представления о взаимосвязи общества и природы
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом |
Античность | Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое |
Средневековье | Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой |
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом |
Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога | |
Возрождение | Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека |
Новое время | Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой |
Современность | Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы |
Мой конспект: заполнить таблицу Представления о взаимосвязи общества и природы
Исторический период | Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом |
Античность | |
Средневековье | |
Возрождение | |
Новое время | |
Современность |
Образец задания
| С6. | Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.
Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
Тема 3. Общество и культура
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.
Понятие «общество» | Понятие «культура» |
Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре | Имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят |
Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.
Мой конспект: понятия «общество» и «культура»
1.понятие общество имеет отношение к
2.понятие культура имеет отношение к
Образец задания
| B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура». Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
СО | |||
Ответ: АББА. |
Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества
Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.
Мой конспект: взаимосвязь политики и культуры
1.
2.
Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.
Мой конспект: вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным- приведите 2 точки зрения:
1.
2.
Образец задания
| B3. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 1)социальная сфера 2)политическая сфера |
А)парламент
Б) система здравоохранения общественные организации
Г) правительство
Д) коммунальные службы
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 21221. |
Тема 5. Социальные институты
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Мой конспект: понятие социальный институт
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
социальный институт |
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Мой конспект: перечислите комплексы социальных институтов
1.
2.
3.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Мой конспект: функции социальных институтов
1.
2.
Мой конспект: завершите фразы
1.когда расхождение между этими функциями велико
2. когда наряду с официальными институтами формируются
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Образец задания
С5. |
Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
Тема 6. Многовариантность общественного развития
Типология обществ
Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.
Мой конспект: понятия реформа, революция
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
реформа | ||
революция |
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Мой конспект: понятие инновация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
инновация |
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Мой конспект: понятие модернизация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
модернизация |
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)традиционное, индустриальное, постиндустриальной
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль ное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производ ства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Линии сравнения | Традиционное (доиндустриаль ное) | Индустриальное | Постиндустри - альное (информационное) |
Продолжи тельность жизни | 40—50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, не- контролируемое | Глобальное, неконтролируе мое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несуществен ное | Тесная взаимосвязь | Открытость общества |
Полити ческая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Мой конспект: перечислите классификации (типологии)общества:
1.
2.
3.
4.
5.
Формационный и цивилизационный подходы
к изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
I
Структура
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него | ||||
, Способ производства | ||||
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) | ||||
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Мой конспект: понятие общественно-экономическая формация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
общественно-экономическая формация | ||
надстройка | ||
способ производства |
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Рабовладельческая |
Первичная Вторичная (архаичная) (экономическая) |
Третичная |
Представлены в трудах К. Маркса |
s HkHCSoLCQIww+sBopPqO0QBjJMP6244qhlH7XsAzsDNnMtRkbCaDihKuZthgNJorM86mXa/4tgHk 6aHdwFMpuFPxUxbHBwajwZE5jjE7e87/ndfTsF3+AgAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAyWIwAN0A AAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMAyG70i8Q2QkLoilLVu1lqYTQnDhxuDCLWu8 tiJxqiZry54ec2IXS9b/6/Pnarc4KyYcQ+9JQbpKQCA13vTUKvj8eL3fgghRk9HWEyr4wQC7+vqq 0qXxM73jtI+tYAiFUivoYhxKKUPTodNh5Qckzo5+dDryOrbSjHpmuLMyS5JcOt0TX+j0gM8dNt/7 k1OQLy/D3VuB2Xxu7ERf5zSNmCp1e7M8PYKIuMT/MvzpszrU7HTwJzJBWAUb7vHM1hkIjh82SQHi wOx8XYCsK3n5QP0LAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAA AAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAEY8AQ7ECAAC0BQAADgAA AAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAyWIwAN0AAAAIAQAA DwAAAAAAAAAAAAAAAAALBQAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAABUGAAAAAA== " filled="f" stroked="f">
|
Феодаль ная |
Капита- листи- ческая |
Коммуни стическая: 1) социализм; 2) коммунизм. |
Сформировались в советском об- ществозна- нии в 30-е гг. ХХв. |
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
Мой конспект: типы формаций ипроизводственных отношений
Первичная
Вторичная
Третичная
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
— как синоним культуры (например, А. Тойнби);
— как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Мой конспект: понятие цивилизация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
цивилизация |
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Мой конспект: два подхода в теории цивилизаций
1.стадиальный подход
2.локальный подход
В современной теории цивилизации выделяются два подхода. (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — / 60—80-е гг. XVIII в.) / Структура |
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.) |
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская |
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское» | Эмоциональное, целостное восприятие(икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) |
2. Отношение к природе | Стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника | Стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела |
3. Соотношение личности и общества | Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы | Приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма |
4. Отношения власти | Принцип разделения властей. Сослов- но-представитель- ные структуры. Парламентаризм | Политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха) |
5. Отношения собственности | Господство частной собственности | Преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) |
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
6. Отношение к прогрессу | Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер | Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер |
Мой конспект: заполните таблицу
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
1. Особенности восприятия мира | ||
2. Отношение к природе | ||
3. Соотношение личности и общества | ||
4. Отношения власти | ||
5. Отношения собственности |
Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Сравнительный анализ формационного
и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны | Человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности |
2. Соотношение ма- териаль- ных и духовных сфер жизни общества | Материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими |
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» | Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений | Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен,он может охватывать |
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно | ||
4. Достоинства | Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран | — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
5. Недостатки | — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план | — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; |
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
5. Недостатки | роль человеческого фактора, человеческую деятельность; — недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов | — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
Мой конспект: заполните таблицу Сравнительный анализ формационного
и цивилизационного подходов к изучению общества
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный подход |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | ||
2. Соотношение ма- териаль- ных и духовных сфер жизни общества | ||
3. Направленность исторического развития. Понятие «прогресс» |
4. Достоинства | ||
5. Недостатки |
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.
Образец задания
Ответ: Революция. |
Тема 7. Понятие общественного прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития
— Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
— Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
— Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
— Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Мой конспект: различные взгляды на направленность общественного развития
1.
2.
3.
Сущность понятий «прогресс» и «регресс».
Особенности прогресса и его критерии
Мой конспект: понятия прогресс, регресс
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
прогресс | ||
регресс |
Мой конспект: критерии прогресса
1.
2.
3.
4.
5.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Образец задания
| В2. | Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Ответ: Стагнация.
Тема 8. Процессы глобализации
и становление единого человечества
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Мой конспект: понятие глобализация
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
глобализация |
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Мой конспект: основные причины глобализации:
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Мой конспект: основные направления глобализации:
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
Последствия процесса глобализации
|
Мой конспект: последствия процесса глобализации:
1.
2.
По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
— Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.
Мой конспект: по вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
1.
2.
3.
Основные факторы единства современного человечества
|
Мой конспект: заполните таблицуОсновные факторы единства современного человечества
Факторы | Их последствия |
Изменение средств ком муникации | |
Изменение транспорта | |
Характер современной техники | |
Экономика | |
Глобальные проблемы |
В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.
Мой конспект: единство человечества в современную эпоху
1.
2.
3.
Образец задания
| А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?
А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества
Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Мой конспект: понятие глобальные проблемы человечества
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
глобальные проблемы человечества |
Мой конспект: глобальные проблемы человечества-1
1.причины возникновения:
А
Б
2.типы глобальных проблем:
А
Б
В
общие черты глобальных проблем
А
Б
В
Г
Д
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Мой конспект: глобальные проблемы человечества-2
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3866;