Общество и власть при Николае I
В первой половине Х1Х века во всём мире обострилась идейная и общественно политическая борьба. В ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций, но в России руководство сумело сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.
В России общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров о будущем России, о её месте в мировой истории. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны, кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы.
Во II четверти XIX века началось размежевание трёх идейных направлений: радикального; либерального, консервативного.
Радикальное направление: антиправительственное движение. Радикалы выступали за коренное преобразование общества; против крепостничества и самодержавия; призывали к введению в России конституции. Разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними, считали себя их последователями. Занимались, кроме правительственной деятельности, разработкой плана вооруженного восстания.
Либеральное направление: либералы желали видеть Россию процветающей и могучей в кругу европейских держав, но для этого считали необходимым изменить её социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить или отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, либералы считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.
Среди либералов сложилось 2 идейных течения – славянофильство и западничество. Славянофилы говорили о национальной самобытности России, идеализировали историю допетровской Руси, настаивали на возвращении к тем порядкам: патриархальным отношениям, общинности, религиозности, русской культуре и быту. Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада. Отрицали роль крестьянской общины, считая её не национальной традицией, а навязанной правительством. Выступали за широкое просвещение народа.
Консервативное направление: опора на теорию доказывавшую незыблемость самодержавия и крепостного права, которые корнями уходят в период укрепления русского государства. Консерваторы считали, что самодержавие – это единственная форма правления приемлемая для России, а крепостное право благо для народа и государства. Выступали за то, чтобы в России не проводилось коренных социальных изменений.
Для идеологического обоснования самодержавия министр просвещения граф Уваров создал «Теорию официальной народности». Она была основана на 3 принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории высказывались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Консерваторы резко критиковали не только радикалов, но и либералов.
Николай I достаточно эффективно управлял государством. Целью своей политики он считал укрепление внутреннего и внешнего положения в России, в недопущении революционной «заразы». Усовершенствовал и укрепил бюрократический аппарат, упорядочил и усовершенствовал законы, установил жёсткую цензуру и политический сыск, улучшил правовое и материальное положение государственных крестьян.
ЛЕКЦИЯ №8
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2300;