Э́тика – наука о морали и нравственности.
ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА
Термин «этика» (греч. этос – «нрав, обычай») может использоваться в двух смыслах. Во-первых, – это система неписаных правил, норм, установок при взаимоотношении людей или определенных социальных групп. Такая этика несет практический смысл, она обусловливается самим фактом общественного опыта, поскольку в обыденной жизни решает задачи постоянного контроля и регулирования отношений между людьми в самых разнообразных ситуациях .
Вначале слово «этос» означало совместное жилище и правила, порождённые общинным проживанием. По мере развития общества смысл этого слова обогащается добавлением таких моральных категорий, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни, самопожертвование и т. д.
Нас прежде всего интересует второе значение термина, которое трактует этику как философскую науку, изучающую мораль и нравственность, а также человека как морального субъекта. Остановимся на этом более подробно.
Э́тика – наука о морали и нравственности.
Plus boni mores valent, quam bonae leges
(«Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы» – Тацит)
Термин «мора́ль» (от лат. mores – нравы, общепринятые традиции, негласные правила) впервые был введён Цицероном, великим древнеримским политиком, философом и оратором. Мораль означает принятые в обществе понятия о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность неофициальных принципов, правил, норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Нравственность – русский термин, произошедший от слова «нрав». Он впервые попало в словарь русского языка в XVIII в. и стал употребляться как синоним слова «мораль».
Мораль и нравственность
Мораль и нравственность – настолько тесно связанные понятия, что некоторые ученые считают их синонимами. В «Большом энциклопедическом словаре» (Москва, 1993 г.) в статье «Нравственность» можно прочесть следующее описание: «Нравственность – см. мораль».
Вместе с тем достаточно четко просматриваются особенности в трактовке этих терминов. Нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека, а мораль – для общественных. Нравственность – это внутренне присущая установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Мораль включает в себя установившиеся в обществе неписаные правила, нормы поведения, которые близки к понятию «приличия». Трактовка нравственности более сложна. Она близка к таким понятиям психологии, как неконфликтность и эмпатия (эмпа́тия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, способность поставить себя на его место). Человек с отсутствием агрессивности, внутренне сочувствующий, сопереживающий другому человеку, не пытающийся делать ему того, чего не хотел бы себе, поступающий в самых сложных ситуациях по законам совести и чести, характеризуется как нравственный человек.
Главное различие между моралью и нравственностью заключается в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект (социальная мораль – общество, коллег, соседей; религиозная мораль – Бога). Нравственность находится под влиянием внутреннего самоконтроля. Это то, что принадлежит человеку, независимо от внешних факторов и обстоятельств, и не нуждается во внешней оценке. Нравственность означает этическую характеристику человека, комплекс качеств, которые античные философы называли добродетелями. Она показывает, каким является человек на самом деле. Мораль же определяет, каким должен быть человек. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.
Функции морали
Учитывая описанные выше особенности морали, можно выделить следующие ее социальные функции:
· оценочную – рассмотрение поступков с позиций добра и зла (хороших или плохих, нравственных или безнравственных);
· регулятивную – установление принципов, норм, правил поведения;
· контролирующую – контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения;
· интегрирующую – поддержание гармонии общества и целостности духовного мира человека;
· воспитательную – формирование положительных нравственных качеств человека, определяемых его волей и поступками, а также способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Мораль и право
Мораль и право тесно переплетены. И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования общественных отношений и оценки поступков индивида. Вместе с тем можно выделить следующие существенные различия:
* право вырабатывается государством, мораль – обществом;
* право закреплено в государственных актах, мораль – нет;
* за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали – общественное осуждение.
Основные проблемы этики
Любая наука имеет определенный круг проблем, наиболее сложных теоретических и практических вопросов, на которые она должна искать ответы. К основным проблемам этики относят:
- проблему критериев добра и зла;
- проблему смысла жизни и предназначения человека;
- проблему справедливости;
- проблему должного.
Основные нравственные категории
Можно выделить целый ряд нравственных категорий, наиболее полно отражающих сущность и содержание этики. Среди них: нравственные принципы, нравственные нормы, нравственное поведение, нравственное сознание человека, нравственный идеал, добро и зло.
Нравственные принципы
Нравственные принципы – это основные моральные законы, представляющие собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетелями. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности становятся основой развития ряда нравственных качеств личности (человечность, справедливость, разумность и др.).
Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и от конкретной жизненной ситуации. К наиболее всеобъемлющими и распространенными относятся следующие принципы: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.
Человечность – это комплекс позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек отличается от животного тем, что ему присущи такие качества, как разум, совесть, духовность. Являясь интеллектуальным и духовным существом, в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.
Человечность складывается из повседневных поступков, отражающих доброе отношение человека к другим людям и проявляющихся в таких позитивных актах, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевое действие человека, основанное на глубоком понимании и принятии присущих ему нравственных качеств.
Почтительность – это уважительное отношение не только к родным и близким, но и ко всему окружающему миру, способность с признательностью и вниманием относиться к знакомым и незнакомым людям, вещам и природным объектам и явлениям.
Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, тактичность, учтивость, доброжелательность, сочувствие.
Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. С одной стороны, разумность – это качество личности человека, зависящее от разума, данного ему от рождения, а с другой, – поступки, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.
Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких чертах личности, как чувство долга, ответственность и стойкость.
Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.
Нравственные нормы
Нравственные нормы отражают установленные обществом принципы и правила взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему поведения индивида в человеческом обществе. Они представляют собой требования, которые социум предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведения человека. Достаточно часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что для индивидуума представляется позитивом, может вызвать отрицательную оценку общества, и, наоборот, зачастую общество принуждает человека делать то, что противоречит его устремлениям и желаниям.
То, что нравственные нормы носят социальный характер, сложилось исторически. Ведь нравственное сознание человека формируется под действием окружающей его среды, на основе выработанных обществом нравственных идеалов и нравственных авторитетов. Нравственные нормы отдельного человека представляют собой симбиоз социальных установок и личного сознания.
Нравственные нормы являются основой оценки обществом поведения человека. Единых критериев такой оценки не существует, они зависят от эпохи, типа общества, от традиционных нравственных установок той или иной местности и т.д. Одни и те же поступки людей в разное время, в разных социумах могут считаться нравственными и безнравственными. К примеру, варварские традиции скальпирования у северных индейцев или поедания сердца поверженного врага у туземцев Океании в свое время не только не казались безнравственными, но считались проявлением особой доблести и поводом для общественного уважения.
Нормы нравственности в обществе существуют в виде запретов и негласных предписаний. Запреты представляют собой те нормы поведения индивида, которые нежелательны для общества в целом. Негласные, неформальные предписания же дают человеку свободу в выборе типа поведения в рамках общепринятых норм. Исторически запреты всегда предшествовали предписаниям. Совместное проживание индивидов в человеческом обществе требует определенного ограничения свободы человека, поскольку некоторые его действия могут быть вредными и даже опасными для общества. На основе норм нравственности строятся отношения совместной деятельности и взаимопомощи между людьми.
Нравственное поведение
Такое поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, базирующееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, способствует его духовному росту в то время, как безнравственное ведет к деградации его как личности.
Проявлением нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять четкую позицию в возникшей сложной жизненной ситуации.
Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, и также не существует определенных критериев этих оценок. Поведение человека зависит от многих факторов, к основным из них относятся:
* мотивы поведения. Они могу быть неоднозначными и даже противоречивыми. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам;
* последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесении оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков;
* реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым;
* средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.
Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения человека, уровень его культурного развития и способность к волевым проявлениям. Нравственное поведение определяет духовную жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных каждодневных житейских ситуациях.
Нравственное поведение предусматривает, с одной стороны, свободу выбора и творчества человека, а с другой, – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Такое поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.
Нравственное сознание человека
Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей в повседневной жизни пользуются обыденным сознанием.
Постоянно связанные и тесно взаимодействующие между собой, обыденный и теоретический уровни сознания обнаруживают некоторые отличия. Главное различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.
Обыденный уровень нравственного сознания можно представить как оценку нравственных норм, предназначенных для будничных, часто повторяющихся отношений между людьми. Основой этого уровня являются традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в социуме.
Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание нравственных проблем, осознание их важности для человеческого существования.
Обыденный уровень нравственного сознания состоит из обычаев, традиций, норм и оценок.
В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются основой для нравственного образа жизни человека.
Главной задачей обоих уровней нравственного становится осмысленно нравственное поведение человека в обществе.
Нравственный идеал
Под нравственным идеалом понимается восприятие требований морали через образ возвышенной личности – обладателя высокой духовности и моральных качеств, примера для подражания в реальной жизни.
Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточенно созерцает истину.
И. Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек нравственно развивается под действием этого внутреннего недостижимого идеала.
У русского философа В. Соловьева таким идеалом представлен «богочеловек», личность, одухотворенная религиозным чувством гармонии соединения добра, блага, любви к человеку и Богу.
В традиционной культуре у каждого народа были свои представления о нравственном идеале, которые отразились в произведениях фольклора, воспевающего своих героев согласно своим представлениям о принципах и требованиях морали.
Нравственный идеал определяет цель морального, духовного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня нравственного идеала.
Нравственный идеал может быть личным и общественным. Личный идеал человека формируется и меняется под влиянием воспитания, окружающих его людей, уровня образования и культуры, интересов, профессиональной деятельности и т. д.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие принципы: справедливое распределение всех жизненных благ между людьми, соответствие между правами и обязанностями человека, а также между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения благосостояния.
Нравственный идеал, как личный, так и общественный, зависит от исторической эпохи проживания людей, уровня цивилизации и особенностей культуры того или иного социума.
Добро и зло.
Добро и зло являются центральными категориями, определяющими нравственное сознание человека. Они отражают положительную либо отрицательную оценку явлений или событий по отношению к нравственному идеалу.
Добро – это главный моральный критерий, с его позиций рассматриваются все нравственные категории, оно объединяет в себе все положительные моральные нормы и требования. Это высшая ценность, направленная на созидание, сохранение и укрепление блага. С другой стороны, добро само выступает мотивом, определяющим поступки, деятельность человека. Добром представляется все то, что способствует самореализации сущности человека, его совершенствованию как личности. Важным критерием добра является гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений. Добро ассоциируется с такими позитивными понятиями, как любовь, дружба, счастье, справедливость, благородство, одухотворенность, великодушие|, честность, чувство долга, бескорыстность, добросовестность и т. д.
Зло, как противоположная добру категория, как антиценность, способствует разрушению, уничтожению блага. Оно обнаруживает все явления, которые с точки зрения морали подлежат неприятию, осуждению и преодолению. Зло отражает все нравственно негативные понятия: бесстыдство, бесчестность, хамство, обман, бесчеловечность, подлость, жестокость, предательство и т. д.
Человеческая деятельность с точки зрения морали – это выбор между добром и злом. Этот выбор зависит от свободной воли человека, он связан с пониманием сущности добра и зла и с оценкой своих поступков в соответствии с этими ключевыми этическими понятиями. Зачастую грань между добром и злом представляется человеку тонкой, неочевидной и потому затрудняющей возможность выбора. С одной стороны, человек стремится к личному благополучию, достижение которого достаточно часто связано с выбором между добром и злом, а с другой, – как нравственная личность он должен обладать чувством долга и личной ответственности за свои поступки.
В истории человечества можно отыскать много толкований соотношения добра и зла. Христианская теория считает источником добра провидение, деяния Бога, зло ассоциируется с грехом, который человек унаследовал от Адама и Евы.
В зороастризме, одной из восточных религий, добро исходит от доброго духа (бога) Ормузда, сотворившего все доброе, чистое, разумное, а источником зла является Ариман, ответственный за все злое, нечистое и вредное.
Этика буддизма в этом вопросе обнаруживает элемент противоречивости. С одной стороны, для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла, с другой стороны, эта цель связана с отказом от ненависти и насилия.
В древнегреческой этике в основном сложились две концепции добра: натуралистическая (Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.) и идеалистическая (Платон, Сократ и др.). Для натуралистической концепции наиболее характерным было обоснование добра реальными потребностями человека. К примеру, эвдемонисты считали, что добро – это путь к счастью, источник удовольствий. Зло – это страдание, несчастье, все, что ведет к разрушению жизни человека.
Сторонники концепции утилитаризма, основанной английским философом XIX в. Джоржем Миллем, в определенной степени продолжили традицию гедонизма в этике, отрицая возвышенные мотивы, преуменьшая роль духовных интересов человека. Для них добро – это то, что составляет пользу, выгоду для человека, зло – то, что ему вредно, невыгодно.
Русские мыслители, напротив, всегда ассоциировали добро с духовными проявлениями человека. Так, философ Иван Ильин видел смысл жизни в любви, философ Владимир Соловьев и писатель Лев Толстой добро связывали с верой в бога.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 10444;