Особенности методики. Методика обучения строится в соответствии с основными целевыми ориентациями технологии и ее основополагающими принципами (прежде всего принципами выхода за
Методика обучения строится в соответствии с основными целевыми ориентациями технологии и ее основополагающими принципами (прежде всего принципами выхода за рамки и разведения уровней). Она основывается на совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся, происходящей в диалоговом режиме с использованием учебников специального типа, создаваемых под самих учащихся. Указанная совместная продуктивная деятельность является самоподдерживающимся процессом, который втягивает в себя также родителей учащихся.
В соответствии с идеями педагогики сотрудничества утверждается позиция отказа от декларативности и назидательности в учебном процессе, столь характерных для традиционной школы. Признается право учащегося на ошибку, приветствуются собственные версии учащихся, поощряется их любознательность, не делаются попытки уйти от обсуждения острых вопросов, не требуется формальное заучивание правил или формул.
Отдельного внимания заслуживает принцип разведения уровней, являющийся одним из основополагающих принципов технологии «Экология и диалектика». В соответствии с этим принципом всем детям предлагается много и разного, а каждому учащемуся предоставляется возможность взять из предложенного столько, сколько он сегодня может усвоить, причем взять именно то, что ему сегодня более понятно и интересно. Принцип разведения уровней позволяет избежать уровневой дифференциации и создает условия для проявления резервов психики каждого учащегося. Он как бы включает перед каждым ребенком зеленый свет; он все время дает ему шанс - и надо ждать, когда ребенок воспользуется этим шансом. Данный принцип дает возможность перейти к более прогрессивной форме педагогического контроля - когда вместо сравнения учащихся друг с другом в данный момент времени производится сравнение каждого учащегося с самим собой в разные моменты времени (не сравниваем одного с другим - все хороши по-разному; сравниваем его сегодняшнего с ним вчерашним).
Рис. 49. Структура учебного плана школы «Экология и диалектика».
Предтечи, разновидности, последователи.
& Модель «Логика природы» (В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз). В модели «Логика природы» естественнонаучное образование является целостным:
а) по содержанию знаний, включающему сквозные принципы интеграции, по структуре знаний;
б) по учебно-воспитательному процессу, который в каждый период, начиная с 1-го класса, становится процессом формирования в сознании учеников естественнонаучной картины мира – системы знаний, основанной на наиболее общих закономерностях природы;
в) по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную деятельность учеников на выявление в природе сущностных, наиболее общих, объективных связей, на установление целостности знаний во время их структурирования, переформулирования, систематизации, моделирования целостности отрезков учебного материала, отдельных фактов;
г) по формам обучения, создающим условия для наблюдения, исследования в окружающей среде, сопоставления систематизированных знаний об окружающей среде с реальными связями в ней;
д) по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предметов объединяется в «образ природы»;
е) по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса, основные характеристики которого – целостность знаний ученика и их понимание;
ж) по образовательной среде, жизненному миру учеников, его моделями.
Образование в «Логике природы» является:
– герменевтичным (от гр. «то, которое разъясняет, растолковывает); понимание – мыслительный процесс, направленный на выяснение, выявление сущностных черт, свойств предметов, связей, событий достигается благодаря открытию единых устойчивых структур мира, лежащих в основе многообразия переменчивых явлений – фундаментальных закономерностей, свойственных миру;
– продуктивным, технологизированным, служащим ученику для решения его ежедневных и стратегических задач – овладения социальным опытом, научными знаниями, способами их применения;
– экологическим, последовательно ориентирующее учащихся на бережное отношение к себе и миру:
• изучение ребёнком действительности начинается с его Отчизны, родины – экологической системы, которую ребёнок знает, любит первой и неизбывной любовью;
• каждый изучаемый объект рассматривается как система, которая имеет структуру, внутренние и внешние связи и развитие, а понятие системы – одно из основных в экологии;
• природа в процессе изучения предстаёт перед учеником как целостный организм, в котором всё подчиняется единым и необходимым законам;
– валеологическим:
• формирование научного понимания сути здорового образа жизни (ученики с начальной школы в специальных дневниках отражают наблюдения за своим физическим и психическим здоровьем);
• выработка индивидуального способа здоровьесберегающего поведения, открытие «закона своего здоровья» и др.;
– дифференцированным: дифференциация обучения в старшей школе обеспечивается тремя моделями естественнонаучного образования, которые разработаны в программе: изучение естественных предметов в общеобразовательных школах, в классах с углубленным изучением естественных дисциплин и в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.
Рекомендуемая литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
2. Ильченко В., Гуз К. Образовательная модель «Логика природы». Технология интеграции содержания естественнонаучного образования. – М.: Народное образование, 2003.
3. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.
4. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света // Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.
5. Тарасов Л.В. Авторское представление школы «Экология и диалектика» (в целом и по ступеням обучения). Монография. – М.: ВШМФ «Авангард», 1997.
6. Тарасов Л.В. Геометрия окружающего мира – 5 – 6. В двух книгах. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002.
7. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Случайность, необходимость, вероятность. – М.: Физматлит, 2004.
8. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Вероятность в современном обществе. – М.: Физматлит, 2004.
9. Тарасов Л.В. Закономерности окружающего мира: Эволюция естественнонаучного знания. – М.: Физматлит, 2004.
10. Тарасов Л.В. Микромир и Вселенная. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004.
11. Тарасов Л.В. Природа Земли: прошлое, настоящее, будущее. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004.
12. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Моя первая математика – 1– 2 – 3 – 4. В восьми книгах-тетрадях. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2001 – 2004.
13. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. От учебников для учителя к учебникам для учащегося //Вестник РУДН. – сер. Фундаментальное естественнонаучное образование. – №7 (1-2). – 2002.
14. Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Я – человек – 1– 2 – 3. В трёх книгах-тетрадях. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2003 – 2004.
15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» // Народное образование. – 1997. – № 1.
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Св. писание
Библер Владимир Соломонович (1918 - 2001) - русский советский ученый-философ.
Курганов Сергей Юрьевич (р. ...) – преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 851;