Первые программы фирменных стилей
Вопрос о создании единого стиля предметной среды не снимался с повестки дня на протяжении всего исторического процесса становления дизайна. Одними из первых прообразов современных фирменных стилей были: художественная программа Михаэля Тонета по выпуску мебели из гнутой древесины в середине XIX в. и художественный стиль электротехнического концерна АЭГ Петера Беренса (1907-1910).
Предметные ансамбли Тонета составлялись из двух десятков базовых образцов стульев, которые дополнялись креслами и диван. Для каждого комплекта изделий восемь-десять вариантов исполнения: различные породы дерева, виды отделок и покрытий. Таким образом, комплект из трех видов изделий выпускался не менее, чем в 36 вариантах, учитывающих вкус потребителей. В некоторые комплекты входили и другие изделия (качалки, вешалки). В целом программа предметного ансамбля включала приблизительно 600 вариантов исполнения.[12]
Петер Беренс по праву считается родоначальником фирменного стиля. Беренс не стремился создать совершенно новую красивую форму. Он как бы подгонял все выпускающиеся изделия под уже существующие, проверенные геометрией формы, допуская лишь незначительные добавления, которые воспринимались как знак мастера.
Фирменный стиль концерна АЭГ П.Беренс рассматривал как специальную концепцию фирменной политики, как новый стиль мышления во всех аспектах организационной деятельности, и, прежде всего, стиль поведения на рынке.
Программы фирменного стиля получили широкое распространение в 50-х годах XX в. за рубежом и в настоящее время являются одной из ведущих методов дизайнерской деятельности. Стали классическими примерами фирменные стили "Оливетти" и "Браун".
8.2.2. Стиль "Оливетти"
Итальянская фирма "Оливетти", один из крупнейших производителей конторского оборудования в мире, основана в 1908 году Камилло Оливетти. Особую известность фирма приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли. Выражение возникает "Стиль Оливетти" в конце 1940-х с выпуском сенсационных по своим эстетическим качествам моделей новых пишущих машинок "Лексикон-80" и "Леттера-22" .
Под «Стилем Оливетти» понимается стремление дизайнеров сделать любую продукцию, включая даже корреспонденцию, исходящую от фирмы, обязательно красивой, первосортной. Ориентируясь на эти принципы, "Оливетти" и поныне остается в авангарде мирового дизайна.
8.2.3. Стиль "Браун"
До 1951 года небольшая немецкая фирма "Браун" выпускала стандартное оборудование, радиоаппаратуру, фотографические принадлежности, имевшие заурядный внешний облик.
Ведущий дизайнер фирмы Фриц Айхлер, совместно с владельцами фирмы разрабатывают программу ее деятельности, создав при этом обобщенный образ своего потребителя. "Мы представляем себе этих людей симпатичными, интеллигентными и естественными. Их квартиры представляют собой не сценические декорации, а убраны просто, со вкусом, практичны и уютны. Соответственно этому и должны выглядеть наши приборы. Их мы делаем не для витрин, а такими, чтобы с ними можно было долгое время жить. Наши электроприборы должны быть бесшумными, тихими, помощниками и слугами. Они должны незаметно исчезать, так же как хороший слуга, когда все уже сделано".
Стиль Брауна - это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна - это "экономный" стиль.
Геометрическая простота и лаконизм изделий "Брауна" пришлись по вкусу не только простому но и элитарному потребителю, которого потянуло к "упрощению" своего быта.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2303;