Эргономика в мебели

Во многих областях деятельности человека сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Например, высота рабочей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм, кресла для отдыха - 350 мм, и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, матери­алы и конструкции, эти параметры, исходящие из физи­ческих размеров человека, остаются практически неиз­менными уже на протяжении длительного времени.

Многие из этих параметров получены на основе специ­альных научных исследований и экспериментов. Так, аме­риканский дизайнер Уолтер Доруин Тиг в 50-х гг. века построил модель пассажирского салона самолета "Боинг-707" в нату­ральную величину, чтобы определить для пассажиров нор­мы физического и психологического комфорта, которые с тех пор остаются неизменными в авиационной промышлен­ности США.

Разработки в области эргономики продолжа­ются. Они привели к созданию специализированной мебе­ли, предназначенной для определенных функциональных процессов. Ярким примером может служить также разработанное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учи­тывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не только не устает длительное время, но и более легко переносит возникающие при быстрой езде перегрузки. Кроме того, в зависимости от ситуации оно легко может изменять свою форму. В кресле-катапульте военно­го истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной си­туации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, враще­ние и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличения количества посетителей в сутки решил использовать эрго­номику весьма оригинально. Спинки стульев для посетите­лей в этом кафе имели хоть и не явно выраженный, но об­ратный изгиб, не позволяющий вальяжно откинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Современный дизайн ломает при­вычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно организуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и про­чих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эрго­номического проектирования, в процессе которого дизай­нер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргономическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии предпроектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Адресный дизайн

Дизайнер на производстве в отличие от архитектора или художника, как правило, не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проекти­рования он оперирует лишь усредненными показателями - половыми, возрастными, вкусовыми, социальными и т.д. определенной группы потребителей.

Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может также служить ин­дустрия одежды, которая удовлетворяет запросы са­мых разнообразных слоев населения - есть молодеж­ная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клер­ков, которых так и называют - "белые воротнички". Сущест­вует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер своими маленькими хитростями корректирует фигуру толстяка.

Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности - в произ­водстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Су­ществуют даже разработки дизайнеров, учитывающие ин­дивидуальные особенности физического развития групп потребителей, например, товары для левшей, людей боль­шого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различ­ных групп потребителей проводятся специальные исследо­вания с привлечением широкого спектра специалистов: социологов, психологов, эргономистов, экономистов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2003;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.