Конструкция как художественная форма

Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разгля­деть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стилях "барокко" и "рококо". Так, форма такого распространенного предмета обстановки, как комод больше напоминала китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Пышный декор еще более усиливал это ощущение: только по едва заметным, разрезающим наряд­ную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков.

Дизайн и украшение промышленного продукта - не­совместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор - к снижению художественных качеств, а следовательно - к снижению в целом конкурентоспособности изделия на рын­ке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не дополняющим форму декорированием, а за счет самой фор­мы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.

Это принципиально отличает дизайн от архитектуры, где конструктивный остов сооружения, как правило, скры­вается за внешней отделкой. Архитектура зачастую не толь­ко допускает, но и даже приветствует появление специаль­ных декоративных элементов.

Форма в архитектуре, ее образ, не всегда строго следуют функции: по одной и той же конструктивной схеме может быть решен кинотеатр и цех завода, в манеже цар­ских конюшен спустя сто лет с успехом размещается один из центральных выставочных залов г. Москвы.

В дизайне же форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информа­ции. Не случайно дизайн близок по своему духу к таким архитектурным течениям начала XX в., как функциона­лизм в Европе и Америке, конструктивизм в России, где функциональность и конструкция сооружения становятся основой красоты его формы, внешнего вида художествен­ной составляющей сооружения. Возникнув практически одновременно, дизайн и названные архитектурные стили оказывали влияние друг на друга в процессе своего после­дующего развития.

В качестве прообраза дизайнерского формообразова­ния конца XIX - начала XX столетия можно рассматривать такие инженерные сооружения, как вантовые мосты в Сан-Франциско, Москве, Будапеште, Эйфелеву башню в Пари­же, цилиндрические стержневые конструкции Шухова, перекрывающие торговые галереи ГУМа и пассажей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, в которых ажур конструкций создает художественный об­раз сооружения в целом.

Объекты в дизайне подвержены влиянию моды и отно­сятся в большинстве своем к недолгоживущим элементам. До сих пор стоят творения египетских зодчих - пирамиды, формируя образы современности, но уже не один десяток раз изменили свою форму известные со времен фараонов предметы быта, мебель, одежда и т.д.

 

Литература

Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев. «Вища школа»., 1982

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., «Союз дизайнеров», 2002.

 









Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1256;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.