Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Своего наивысшего развития античная философия достигает в рамках классического этапа.Этот этап связан прежде всего с именами великих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля.

В число наиболее известных представителей философской школы софистов входят Протагор (ок. 480-ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375до н.э.), Продик (470-410 до н.э.).

Софисты слыли «учителями мудрости», приобщали молодых людей к логике и ораторскому искусству, готовя их к активной общественной жизни и политической деятельности. Они обучали молодежь философии, сосредоточивая свое внимание на социальных вопросах, на проблемах человека, и прежде всего – на его коммуникативных возможностях.

Важным аспектом педагогической деятельности софистов являлась подготовка своих учеников к активному применению приемов и форм убеждения и доказательства вне зависимости от истинности рассматриваемого суждения. Приемы мышления софистики наиболее ярко выразил Протагор. Именно ему принадлежит знаменитое высказывание: «Человек - мера всех вещей». Всякое знание он полагал относительным и доказывал, что каждому утверждению с равным на то основанием может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение. Наряду с этим Протагор очень много сделал для утверждения образа правления и обоснования равенства свободных людей.

Осмысливая феномен бытия, Горгий утверждал что оно не существует. Обосновывая свою позицию, он рассуждал следующим образом. Если бы бытие существовало, то его, невозможно было бы познать, так как между ним и мышлением имеется несовместимость.

Софист Продик получил известность своей активной разработкой проблем языка. Полагая, что правильное употребление слов является непременным условием успешного философствования.

Переворот в античной и мировой философии осуществил Сократ (469-399 до н.э.), который в начале своего философского пути был учеником софистов, однако затем отошел от них и подверг их учение резкой критике. Этот, прославившийся в веках мыслитель ничего не писал. Его философствование было исключительно устным, неотъемлемым от конкретно-жизненных ситуаций, от межчеловеческого общения.

Сократ стоял у истоков диалектики. Вступая в диалог, выдающийся античный мыслитель критически и всесторонне анализировал всевозможные подходы к рассмотрению обсуждаемого предмета, обнаруживал противоречия в рассуждениях собеседника и подводил его к истине посредством умело задаваемых вопросов и получаемых от него ответов. Именно Сократ первый увидел основной признак суждений в их отчетливости и ясности. В процессе спора Сократ широко использовал метод, названный им майевтикой (повивальным искусством). Важной деталью его метода были общие определения понятий и побуждающие собеседника к ответам на проблемные вопросы. Сократ поставил в центр своих философских исканий человека, внутренние противоречия его души. Девиз: «Познай самого себя!» отразил главную цель его философии. Путь к уяснению истины великий мыслитель видел в непрестанном и упорном труде души.

Сократ принадлежит к числу философов, обнаруживших сферу духовного как самостоятельную реальность, рассматривавших ее как нечто не менее достоверное, чем чувственно воспринимаемая материальная сфера мира. Раскрывая тайны человеческой души, Сократ верит в её бессмертие, как и в бессмертие Бога.

Особого внимания заслуживают этические воззрения Сократа, имеющие рациональный характер. Согласно Сократу, в основе добродетели лежат знания и человек, знающий добро, и не станет творить зла. Критика афинских порядков Сократом повлекла за собой обвинение в неуважении к богам, в непочитании обычаев и «развращении молодежи». Великий философ был осужден согражданами и приговорен ими к смерти. Имея возможность бежать из Афин, он не воспользовался ей и, уверенный в своей правоте, согласно приговору суда, принял яд и умер в окружении друзей и учеников.

 

Философия Платона.

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ, принадлежащий к числу крупнейших мыслителей в истории человечества, был учеником Сократа. Его идеи широко представлены в мировой философской культуре всех последующих веков.

Его философское наследие включает в себя 34 диалога и 13 писем. Формированию учения Платона во многом способствовали его путешествия в Египет, Сицилию, Южную Италию. Платон трактует философию как интеллектуально-духовную деятельность, способствующую преодолению противоречий между несовершенством материального и совершенством духовного. Центральной категорией у Платона является «идея». Идея для Платона – это смысл вещи, ее подлинная сущность. Мир для него двойствен, его составляющие – это видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей помещается Платоном в некую занебесную сущность, которая неосязаема и лишена очертаний и может быть обнаружена человеком только с помощью ума. Мир идей представляет собой истинное бытие чувственно воспринимаемые вещи являются их тенями, слабыми копиями.

Существенную роль в философии Платона играют категории мира, Космоса, Бога, души. Мир, согласно Платону, это единство общего и единичного, космического и человеческого. Платоновский Космос прекрасен полон божественного смысла. В учении Платона идеи управляют Вселенной и обобщают в себе все многообразие природно-космической жизни. Они выступают вечными образцами для всех реально существующих вещей. Божественное в философии Платона неразрывно связано с человеческой душой, бессмертной сущностью, которая до рождения обитает в царстве чистой мысли и красоты. На грешной земле её пристанищем становится человеческое тело. Сразу после рождения душа уже знает все, что нужно знать и сама избирает свою участь. Наряду с этим её существование во много предопределено судьбой. Душа состоит из трех частей: разумной, пылкой и чувственной. Платон связывает разумную часть души с добродетелью и мудростью, пылкую – с мужеством, а чувственную, нуждающуюся в преодолении – с благоразумием.

Распространяя идею блага на человеческое сообщество Платон формирует свои политические взгляды и излагает их в диалогах «Государство» и «Политика». Он критикует известные ему типы государственного устройства: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. При этом наиболее явное неприятие вызывает у него демократия, которая, по его мнению, неизбежно ведет к тирании. Платон разработал свою модель «идеального» государства. Под ним Платон понимал аристократическую республику. Все граждане государства являются свободными и делятся на три сословия. Управляет государством сословие мудрецов – философов. Защита государства от внутренних и внешних врагов осуществляется сословием воинов. Сословие ремесленников и земледельцев обеспечивают граждан всем необходимым. Платон выступает противником частной собственности, которая развращает людей и вызывает конфликты между ними. Собственность в «идеальном» государстве должна быть только общественной. При этом государству необходимы рабы (иноземцы по происхождению, являющиеся собственностью свободных граждан). В «идеальном» государстве Платона неупорядоченное взаимодействие граждан невозможно. Все человеческие действия здесь жестко регламентированы, причем за нарушения регламента неотвратимо следует наказание, вплоть до смертной казни.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3382;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.