Философия Аристотеля.
Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, так же, как и его учитель, является одним из наиболее выдающихся мыслителей всех времен и народов. Созданное им философское учение обобщает в себе наивысшие достижения античной культуры. Его учение – это целостное мировоззренческая система, в содержании которой с редкостной глубиной, тонкостью и масштабностью сочетаются разнородные и разнообразные знания о действительности.
Согласно Аристотелю философия существует одновременно на двух уровнях. Если первая философия, то есть метафизика, сосредоточилась на вопросах бытия как такового, то вторая философия, иначе говоря – физика, постигает бытие сущего, причастного к движению. Если предмет физики ограничивается миром природы, то предмет метафизики выходит за рамки природы, охватывая то, что существует сверх неё. Последующая история философской мысли свидетельствует о большой сложности и неоднозначности проблемы соотношения первой и второй философии.
Аристотель глубоко уважал своего учителя, но при этом не принимал отдельные положения его учения. В частности, он не соглашался с тем, что мир идей обладает самостоятельным существованием. Альтернативой учению Платона об идеях стало учение Аристотеля о материи и форме.
Считая материю объективно существующей субстанцией Аристотель приписывает ей признаки вечности, несотворимости и неуничтожимости. Предвосхищая открытие М.В. Ломоносова и Лавуазье, он обнаруживает, что она не может ни возникнуть из ничего, ни исчезнуть в никуда, её количество она не увеличивается и не уменьшается. Будучи инертной и пассивной, материя содержит в себе возможность возникновения действительного многообразия вещей. Возможность может быть преобразована в действительность, только при условии придания ей соответствующей формы. Форма в учении Аристотеля – это активный творческий фактор, функция которого состоит в придании действительности вещам. Форма играет роль их причины, стимула и цели. Обеспечивая переход однообразной материи в многообразные вещи. Однако никакая вещь не может появиться сама по себе без участия Творца, ума-перводвигателя, иначе говоря – Бога. Полагая связь формы и материи неразрывной, Аристотель утверждает, что всякая вещь содержится в материи, в возможности и обретает определенную форму в ходе естественного развития. При этом мир в целом есть не что иное, как ряд взаимосвязанных форм, выстраивающихся в соответствии с присущей им мерой совершенства.
Аристотель явился создателем иерархической системы фундаментальных философских понятий – категорий. Изначально в число основных вошло десять категорий: сущность или субстанция, количество, качество, отношение, действие, страдание, место, время, состояние, обладание. Основополагающей являетсякатегория «сущности» («субстанции»), остальные выражают ее признак.
Аристотель установил четыре первопричины мира: форму, материю, источник движения и цель. Главными первопричинами Аристотель считает форму и материю. Высшей первопричиной и высшей ступенью бытия является, по мнению Аристотеля, абсолютный Ум, то есть Бог, существующий в вечности. Мировое движение Аристотель рассматривает как процесс взаимообусловленный, первопричиной которого выступает Бог.
Анализируя душу, Аристотель выделяет в ней: вегетативную, чувственную и рациональную части. Растениям свойственна вегетативная душа, животные – вегетативная и чувственная, люди же являются носителями всех трех вышеотмеченных видов души.
Существенный вклад внес Аристотель в развитие социально-политической философии. Его политико-правовые идеи нашли отражение в трудах «Афинская полития» и «Политика». Формы государственного правления он делит на правильные и неправильные формы государственного правления. К первым он относит монархию, аристократию, политию, ко вторым – тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей из форм он признал политию, представляющую собой нечто среднее между олигархией и демократией.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 921;