Общая характеристика философии Нового времени. Становление науки.
Новое Время (XVII в.) – это период завершения перехода стран Западной Европы от феодальных общественных отношений к буржуазным, более прогрессивным с социально-исторической точки зрения. Своеобразными приметами Нового Времени стали буржуазные революции, наиболее ранние из которых произошли в Нидерландах и Англии. В эту эпоху имели место кардинальные изменения в политико-правовой сфере, экономике, культуре, науке, в сознании широких масс людей. Важными факторами цивилизационно - культурного развития западноевропейских стран стали быстро растущее мануфактурное производство и мировая торговля, мореплавание и военное дело. Резко обострилась общественная потребность в проведении научных исследований, имеющих прикладное, практическое значение. Новое время - это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Реализуя свои политические интересы, правительства становящихся буржуазных государств, стимулируют проведение научных исследований, способствуют созданию национальных академий наук, различных научных обществ и т.д.
Идеал человека в эту эпоху обрел двойственность; с одной стороны, в этой роли стал выступать экономически активный предприниматель, с другой – познавательно активный исследователь.
В XVII веке эффективность ставшего для науки традиционным опытно-экспериментального поиска существенно повышается за счет его математической формализации. Это оказалось возможным благодаря усилиям мыслителей Нового времени, обеспечивших развитие различных сфер математического знания.
Главенствующей сферой естественнонаучного знания оказывается механика, то есть наука, исследующая движение тел. Именно механика сыграла решающую роль в формировании общих философско-мировоззренческих ориентаций XVII века.
В Новое время, как впрочем, и во всякую другую эпоху, философия была тесно связана с социальными реалиями. В свою очередь, социально-средовые факторы предопределили органическое единство философии и естествознания. Наряду с этим судьбоносную роль в становлении философии продолжало играть религиозное мировоззрение, являющееся официальной государственной идеологией стран Западной Европы. Помимо этого, специфика механистически ориентированного мировоззрения ставила мыслителей XVII века перед необходимостью «достраивания» своих взглядов до целостного состояния, дополнения их за счет привлечения идей, свойственных религиозному мировоззрению. Философские воззрения, в рамках которых новая естественнонаучная картина мира согласуется с религиозными представлениями о Боге – Творце, именуется деизмом. Сторонники деизма полагают, что Бог сотворил мир, но в процессах, происходящих в нем, не участвует. Как в позднее Средневековье и в эпоху Возрождения, широкое распространение имеет концепция «двух истин». Первая из них, «божественная», раскрывается человеку религией. Вторая, «природная», обнаруживается человеком самостоятельно, в ходе философских и научных исследований.
В религиозной и светской философской литературе важное место занимает начавшееся ранее обсуждение вопроса об истоках подлинного знания. Философский поиск в данном направлении привел к формированию эмпиризма и рационализма – главенствующих гносеологических концепций Нового времени. Если для эмпиризма основным источником знания является опыт, то для рационализма – разум.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1550;