Философия марксизма.
Продолжателем традиций немецкой классической философии Карл Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий мыслитель, экономист, создатель и творец диалектико-материалистической философии. В своих философских работах таких как «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Критика готской программы» и фундаментальный экономико-философский труд «Капитал», он попытался исправить существующие на его взгляд недостатки философии Гегеля и Фейербаха.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс высоко оценивает диалектику Гегеля, особенно диалектический метод, но для него движущей силой развития выступает не дух, а материя. Свой метод философии Маркс формулирует как диалектико-материалистический. Он говорит, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не их абстрактно выведенных понятий духа. Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс – не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его.
При решении социально-философских проблем Маркс, продолжая традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
Вместе с Марксом существенный вклад в разработку диалектико-материалистической философии внес его друг и соратник Фридрих Энгельс(1820-1895).Уже вранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843), оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию бытия. Значительна роль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (не закончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественнонаучного знания.
Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории. Они создатели исторического материализма — учения, в котором основные положения материализма распространяются на все сферы общественной жизни, социального мира, истории. Философию Маркс и Энгельс рассматривали не столько как средство познания мира, сколько как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало нового социально-политического строя, на котором общество не будет знать классовых антагонизмов. Таковым, по мнению Маркса и Энгельса, должен стать коммунизм. «Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». Марксистская философия была не только рационалистической, но и сциентистско - ориентированной. Несмотря на различные подходы в целом, марксизм, как и позитивизм, исходили из признания большой роли научного разума для решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 745;