Просвещение и его основные представители.

Просвещение – это эпоха господства рационализма, гносеологического оптимизма и безоглядной веры людей в прогресс. Идейно-мировоззренческие реалии Просвещения возникли в Англии, получили распространение практически во всех странах Европы, став важным фактором общественного развития, причем в наибольшей мере – во Франции.

Крупнейшими представителями эпохи Просвещения явились Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж.Л. Даламбер, Д. Дидро, П.А. Гольбах, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций во Франции; Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Толанд. А.Э.К. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г.Э. Лессинг, И.В. Гете в Германии, М.В. Ломоносов, Н.И. Новикόв, А.Н. Радищев в России и др.

Философы-просветители деятельно утверждали веру в человеческий разум, который, как они полагали, наиболее полно реализуется в научно-технической сфере жизни общества. Будучи убежденным в самоценности научного разума, они считали необходимым использовать его возможности с целью преобразования социальных отношений, улучшения жизненных условий широких масс людей. Существенный вклад в развитие просветительских идей внес английский философ Джон Локк (1632-1704). Являясь последовательным приверженцем опытного знания, Локк подверг резкой критике картезианскую концепцию врожденных идей, предложив свою концепцию чувственно-эмпирического познания. Видным деятелем английского Просвещения является философ-идеалист Джордж Беркли (1635-1753). Особенностью взглядов мыслителя было критическое отношение к материи. Объектом критики Беркли стала концепция Дж. Локка. Отказывая вещам в объективном существовании, он рассматривает их как устойчивые комплексы человеческих ощущений. Еще один английский философ, Дэвид Юм (1711-1776) утверждал, что усвоение теории познания Локка представляет собой путь к агностицизму. Если бы мир существовал только в ощущениях, то человек, согласно Юму, был бы не в силах выйти за пределы собственного опыта. При этом и самому Юму агностицизм не чужд.

Особое место в философском наследии представителей рассматриваемой эпохи принадлежит трудам французских просветителей. В содержании их трудов прослеживается явное доминирование материализма, рационализма и атеизма. Так, характерной чертой учений французских философов-материалистов является положение о том, что природа, существующая сама по себе, является причиной всего остального. Видный сторонник радикального материализма и механицизма Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), не видящий принципиальной разницы между живым и неживым, предпринял попытку описать человеческое существо, его поведение и деятельность с позиций законов механики. Другой французский материалист, Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), сосредоточил свое внимание главным образом на философской разработке широкого круга антропологических проблем. Активным сторонником идей материализма был и Поль Анри Гольбах (1723-1789), чьи труды посвящены пропаганде сенсуализма, детерминизма и атеизма. Наиболее существенный вклад в развитие французского материализма внес Дени Дидро (1713-1784). Его философское наследие характеризуется органическим сочетанием теоретической состоятельности и доступности изложения. Учение Дидро имеет диалектический характер, что находит непосредственное отражение в его рассуждениях о движении как атрибуте материи, развитии живых существ, растений и животных.

Просветители подвергли критическому анализу идеализм и религию. Существующие феодальные формы общественно-государственного устройства ими отрицались. При этом они предложили и обосновали новый тип гуманизма. Дальнейшее развитие событий показало, что деятельность философов-просветителей обеспечила решающий вклад в идеологическую подготовку Великой французской революции (1789-1794). Вольтер (1694-1778) получил широкую известность как последовательный борец за равенство людей перед законом. Для передовых мыслителей эпохи Просвещения несправедливость социального и имущественного неравенства людей была очевидной. Проблема такого неравенства активно разрабатывалась Жан Жаком Руссо (1712-1778). Согласно Руссо, причины общего неравенства людей заключается в их имущественном неравенстве и в зависимости друг от друга. Данные обстоятельства представлялись мыслителю главным источником зла. Реальному состоянию общества Руссо противопоставлял его естественное состояние, при наличии которого, по его мнению, для человека была характерна нравственная неиспорченность, самодостаточность и независимость.

 

Лекция №7 (2 часа)

Тема: «Западная философия XIX-XXI вв.»

1.4.1. Вопросы лекции:

1. Философия марксизма.

2. Иррационалистическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

Краткое содержание вопросов








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 4092;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.