Предмет философии. Структура философского знания.
Мыслители античности трактовали философию как способ мышления и как образ жизни. Слово «философия» (от греч. «phileo» – люблю, «sophia» – мудрость) переводится на русский язык как любовь к мудрости. Именно в этом смысле оно употреблялось Пифагором, Фукидидом, Сократом и другими представителями античной культуры, называвшими себя не мудрецами, а любителями мудрости. Первым кто объяснил слово «философ» был Пифагор.
Философия изначально, еще только формируя предмет своих размышлений, концентрировала усилия прежде всего на выяснении сущности мира и человека, а также характера взаимоотношений между ними. Философы пытались увидеть всеобщее за частными, конкретно-чувственными проявлениями бытия, что позволяло им выйти на новый уровень познания в сравнении с носителями мифологического и религиозного мировоззрения.
Решению многих проблем, встающих перед человечеством, способствует тесная связь философии с наукой. Всякая наука в своей структуре содержит философские основания, которые, собственно говоря, и определяют решение ее наиболее общих проблем. Так, опора на философские основания позволяет корректно вводить гносеологические и онтологические допущения, формировать аксиологические регулятивы и т.д.
Философия представляет собой форму деятельности человека, ориентированную на осмысление основных проблем его бытия. В связи с широтой охвата объекта исследования, для удобства его изучения, философия делится на разделы, которые составляют структуру философского знания. В учебной литературе в структуре философского знания обычно выделяются следующие разделы: онтология, гносеология, аксиология; иногда к ним добавляется праксиология.
Онтология (от греч. ontos – бытие и logos – учение) – это учение о бытии как таковом, о его фундаментальных принципах и общих категориях. Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) представляет собой учение о познании, о путях постижения истины, ее основах и критериях. Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) является учением о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в жизни людей. Праксиологией (от греч. praktikos – деятельный и logos – учение) же называется учение о духовно-практической деятельности людей, связанной с освоением и преобразованием действительности.
Структуру философского знания можно представить и на дисциплинарном уровне: история философии, логика, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, философия права, философия религии, философия науки,
Немалое число известных вариантов философствования находят свое выражение либо в материалистических, либо в идеалистических направлениях философии.
Материалистическая философия признает субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно мнению материалистов, материя никем и ничем не сотворена, она никуда не исчезает и существует вечно, а весь мир есть движущаяся материя. Духовное же начало вторично и есть не что иное, как свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга.
Идеалистическая философия полагает субстанцией, сущностной первоосновой бытия не материю, а духовное начало.
Вышеуказанные структурные элементы формируют предмет философии, охватывающий не какую-то одну сторону «сущего», а все сущее во всей полноте его содержания и смысла. Философия предназначена не для того, чтобы определить точные границы и выявлять особенности взаимодействия между частями мира, а для того, чтобы помочь понять присущие им связь и единство.
Функции философии.
Роль философии в жизни каждого отдельного человека и общества проявляется в ее функциях.
Важнейшими функциями философии принято считать мировоззренческую и методологическую, в силу того, что они имеют предельно общий характер. Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия формирует ядро мировоззрения, систему обобщенных взглядов на мир, общество и человека. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как учение о методе и определяет наиболее общие методы познания и преобразования действительности.
Гносеологическая функция состоит в рациональном объяснении различных процессов и явлений.
Критическая функция подразумевает рассмотрение чего-либо с целью выявления имеющихся недостатков.
Аксиологическая (оценочная) функция предполагает момент оценки исследуемого объекта в соответствии с той или иной системой ценностей.
Прогностическая функция основана на формулировании гипотез о мире и человеке, об их становлении и соотношении.
Интегративная функция проявляется в содействии объединению между собой различных сфер человеческой жизни, стимулирует развитии междисциплинарного знания.
Культурологическая функция раскрывается через влияние философии на расширение кругозора людей, осуществляющих философский поиск, способствует обретению ими своего места в процессе становления культуры, стимулирует диалог между отдельными культурами.
Воспитательная функция воплощается в жизнь через формирование у человека положительных личностных качеств, определенных убеждений и взглядов.
Регулятивная функция выражается в том, что философское знание помогает человеку выстраивать отношения с природными, социальными и духовными явлениями мира, соизмерять свое поведение со складывающимися жизненными ситуациями.
Эвристическая функция обеспечивает расширение и реализацию творческого потенциала человека, проявлению новаторства, созидательного отношения к действительности.
Это далеко не полный перечень тех функций, которые свойственны философии, в связи с чем данный вопрос еще рано считать закрытым. Во-первых в философской литературе достаточно подробно и доказательно рассмотрены еще далеко не все функции. Во-вторых, бурно развивающаяся современная плюралистическая философия способствует расширению функциональности поля философского знания.
В частности, в современных условиях особую важность обретает прикладная функция философии, заключающаяся в привитии человеку умений и навыков практического освоения действительности. При этом накапливается опыт ее успешного применения в процессе подготовки специалистов самых различных профилей и уровней квалификации.
Функции философии, несмотря на, казалось бы, заведомо абстрактный характер философского знания, достаточно четко отражаются как в теоретической, так и в практической деятельности специалистов. Происходит это потому, что в наши дни любая профессиональная деятельность получает все более динамичный, противоречивый и многообразный характер и может осуществляться как в стабильных, так и в непрерывно изменяющихся условиях. Современный профессионал должен постоянно обновлять имеющиеся знания, обладать гибким и оперативным мышлением, проявлять инициативу и творчество, быть способным к глубокому проникновению в суть происходящих процессов. Приобрести данные свойства, то есть стать профессионалом, без усвоения многофункционального философского знания невозможно.
Лекция №2 (2 часа)
Тема: «Античная философия»
1.2.1. Вопросы лекции:
1. Проблема человека в философии софистов и Сократа.
2. Философия Платона.
3. Философия Аристотеля.
4. Эллинистическая и римская философия.
Краткое содержание вопросов
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 492;