Образование и наука. 16 страница

ФУКО Мишель Поль(1926—1984) — французский философ, исто­рик культуры. В творчест­ве Ф. различимы три периода: пери­од изучения «археологии знания» (60-е гг.), период исследования «гене­алогии власти» (70-е гг.), период пре­имущественного внимания к «эстети­кам существования» (80-е гг.). Три гл. работы археологического периода — это «Рождение клиники. Археология взгляда медика» (1963), «Слова и ве­щи: Археология гуманитарных наук» (1966), «Археология знания». Как дисциплина «археология знания» вы­являет исторические условия возмож­ности медицины (в частности, психиат­рии), биологии, гуманитарных наук, руководствуясь идеями некумулятивности познания. Наиболее известная среди «археологии» Ф. - «Слова и вещи». В европейской истории познания вычленяют­ся три эпистемы, или познавательных поля,— Возрождение, классический рационализм и современность. Главное основа­ние для их сопоставления и противо­поставления — специфика означающе­го механизма, соотношения «слов» и «вещей», и соответственно перипетии языка в культуре: язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как прозрачное средство выражения мысли (классический рационализм), язык как самостоятельная сила в современной эпистеме. Последнее превращение «языка» вмес­те с «жизнью» и «трудом» угрожают, как считает Ф., единству человека: в современную эпоху вопрос о человеке как сущности невозможен. В этом смысл идеи «смерти человека» («человек уми­рает— остаются структуры»), воспри­нятой сторонниками и противниками Ф. как девиз структуралистского дви­жения. В нынешней ситуации, считает Фуко, когда мораль кодов и установле­ний оказывается исчерпанной, на пер­вый план выходит «эстетика су­ществования» как мораль конкретно­го поступка. Постструктуралистская свобода немыслима без знания, анализа, исторических иссле­дований; она предстает не как немо­тивированный допредикативный акт, а как выбор из проработанных мыслью альтернатив, предоставляемых истори­ческой конфигурацией жизненных прак­тик. Ф. занял своё особое место в ряду самых значительных фигур современной западной мысли.

 

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист. Культуру XX в. рассматривал как безличный мир, где все анонимно, где никто и ничего не решает и не несет ни за что ответственности, где все – «другие», и человек, переставая быть самим собой, тоже является «другим» по отношению к себе. Х. стремится постигнуть самого человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, Х. пытается показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящие своей целью подчинение всего существующего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление. Бытие живет, по Х., в самом интимном лоне культуры – языке: «Язык – это дом бытия». При современном отношении к языку как орудию он техизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить, прежде всего, в творчестве поэтов. Свою филологию Х. развивал в русле традиций немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку «защищенность» и «надежность».

ХАЙЯМ Омар(1048 – после 1123 или 1132) - персидский поэт, выдающийся учёный - астроном, математик, философ. Автор «Рубайят». Зем­ляки наградили его почётными ти­тулами «доказательство истины» и «царь философов Запада и Востока». Х. родился в семье ремесленников, в городе Нишапуре, на востоке Ирана. Там же окончил медресе — высшее мусульманское учебное заведение. Благодаря блестящим способностям и феноменальной памяти Х. приобрёл энциклопедические знания по всем наукам, обязательным для образованного мусульманина того времени: математике, физике, астрономии, философии, теософии, правоведению, истории, основам стихосложения. Он был начитан в арабской и персидской поэзии, сведущ в науке врачевания и искусен в предсказаниях по звёздам. «Трактат о доказательствах проблем алгебры» принёс 25-летнему Х. славу выдающегося математика. Математические откры­тия учёного опередили современную ему европейскую науку на 500 лет: на­пример, он вывел формулу, названную впоследствии биномом Ньютона. Будучи придворным астрологом, Х. возглавил од­ну из крупнейших в средневековом мире обсерваторий. С группой «луч­ших астрономов века» он составил новый солнечный календарь, наибо­лее точный из всех ныне существу­ющих. В последние годы жизни Х. вёл замкнутый образ жизни: преподавал в медресе и общался лишь с узким кругом учеников, друзей и по­читателей. В это время он приобрёл славу крамольного философа — опас­ного вольнодумца и вероотступника. Умонастроения Хайяма достаточно чётко прослеживаются в его философ­ских трактатах, однако «вольнодумст­во» выражено гораздо ярче и откро­веннее в стихах. По-видимому, учёный сочинял стихи на протяжении всей жизни, ад­ресуя их лишь самому себе, своим друзьям и ученикам. А достоянием гласности его стихотворные фило­софские афоризмы и дерзкие эпи­граммы стали благодаря народной форме стихов — рубай. Персидское четверостишие было предназначено для устного распро­странения, оно во многом подобно русской частушке. Стихи Х. поражают логической точ­ностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи — спор с Богом о разумности мироустройства, который бесстраш­ный, вечно сомневающийся бунтарь вёл всю жизнь. Безумный гончар, разбивающий свои творения, — вот какое сравнение находит поэт для «Господина миров». Х. задавал себе и небу мучительные вопросы и был первооткрывате­лем этой темы в рубаи. Для него сущест­вование Бога не подлежало сомнению, но являлось горькой реальностью. Х. не уверен не только в справедливости Всевыш­него, но и в Его «здравом смысле». Стремясь испытать логикой веру, поэт неизменно приходил к неутешитель­ным выводам. Не раскрыв мучивших его тайн бытия, мудрец задал своим читателям множество неразрешимых вопросов, над которыми до сих пор бьются ис­следователи его поэзии.

ХЕЙЗИНГА Йохан(1872-1945) – нидерландский историк культуры. Новаторство Х. состояло в отказе от традиционного историописания, в отходе от европоцентризма, в понимании истории через исследование социально-исторических процессов, отношений, структур. Х. считал необходимым глобальное исследование роли мифов, фантазий в мировой истории - как универсальной атмосферы мировой культуры. Все его работы – есть проникновенная и тонкая защита РАЗУМА. Защита, в главные свидетели которой привлекается игровое начало. Но этот главный свидетель отнюдь не подменяет собой весь процесс. Ученый откровенно пишет об «ошеломляющей неразрешимости проблемы «игра-серьезность», ибо игровой импульс может и чудесно осветить и, напротив, до предела замутить соотношения человека и бытия. Как часть ритуала, религиозного и гражданского, часть мышления и языка в целом, игра обращается в «необходимость упорядоченного человеческого общежития», почти в синоним «собственно человеческого», она реабилитирует разум, расширяя его спектр. Но в сверхдозах она же производит эффекты противного свойства. Х. изобретает специальный термин «пуерилизм», обозначающий не столько детство, сколько сознательное ребячество, инфантильный балаган, в который, по его мнению, во все большей мере погружается современная цивилизация. У Х. нет окончательных альтернатив познания. Все открыто и все живописно сложно, как и в самой культуре. Одним из важнейших компонентов, - однако отнюдь не абсолютной основой – и служит игра. Игра для Х. – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи. Х. ставит «диагноз культурной болезни нашего времени»: это авторитарные государства масс. Мыслитель подвергает непримиримому разоблачению культурный декаданс, идущий под знаком разложения моральных и материальных ценностей, направленность на идеал, выходящий за рамки индивидуальности и господство над природой. Отсутствие этих условий и определяет истощение и обездуховление европейской культуры.

ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер (1899-1961) – американский писатель. Умонастроения «потерянного поколения» и свои впечатления Х. отразил в произведениях, которые считаются одной из вершин современной литературы. В его романах действия происходят в специфической, преимущественно мужской среде, герои утверждают себя в зачастую безумном и кошмарном мире, опираясь только на личный этический кодекс. Последним имевшим большой успех произведением Х. стала повесть «Старик и море» (1952), посвященная его любимой теме – «трагическому стоицизму». Романы «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929), «По ком звонит колокол» (1940). Обладатель Нобелевской премии 1954 г.

ХУАН ЦЮАНЬ (900—965) - китай­ский художник жанра «хуа-няо» («цветы-птицы»), основатель своей школы живописи. В этом жанре нашло поэтическое тол­кование сложившееся ещё в древнос­ти представление о значительности каждого явления природы. Фило­софская идея «великого в малом» вы­ражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Каждый изображённый мотив природы был напрямую связан с благопожелательной символикой. Так, пышный пион символизировал знатность и богатство; гибкий бам­бук — стойкость и мудрость; гранат с его бесчисленными зёрнами — многочисленное потомство; вечно­зелёная сосна — долголетие; сочета­ние сосны, бамбука и дикорастущей сливы — верную дружбу; персик — бессмертие.

 

ЦВЕЙГ Стефан (1881-1942) – австрийский писатель, мастер психологических новелл, подчеркивает, что идущий навстречу жизни метод З. Фрейда, изменил взгляд на психику индивидуума, дал новое направление всем основным культурным течениям, вызвал революцию в наших представлениях о психике. Если традиционные представления о творчестве выделили как главное рациональные способности человека и ими объясняли успехи творчества, то теперь особое внимание уделяется подсознанию, интуиции.

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941) - поэтесса. Родилась в се­мье профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств И.В. Цветаева. Мать - ода­ренная пианистка. Детство до 10 лет прошло в Москве и на Оке близ Тарусы. Затем были заграничные пансионаты в Лозанне (Швейцария) и во Фрейбурге (Германия). В 1909 г. Цветаева совершила самостоятель­ную поездку в Париж, где слушала курс истории французской литерату­ры. В Москве училась в гимназии Фон-Дервиз. Первая книга стихов "Ве­черний Альбом" вышла в 1910 г., вторая - "Волшебный фонарь" - в 1912 г. Затем появился сборник "Из двух книг" (1913), имевший большой успех. Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет "детс­кость" - условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка. Импрессионистическая способность стихотворений "закреплять текущий миг", их автобиографичность придают ранней поэзии Цветае­вой дневниковую направленность. Предреволюционные годы отмечены в творчестве Цветаевой появ­лением русских фольклорных мотивов, использованием городского "жес­токого" романса, частушек, заклятий. В стихотворениях 1916 г., впос­ледствии вошедших в "Версты", обретают жизнь такие исконно цветаев­ские темы, как Россия, поэзия, любовь. Ни Февральскую, ни Октябрь­скую революцию Цветаева близко не восприняла, охваченная интенсив­ной творческой работой над двумя выпусками книги стихов "Версты", пробует свои силы в драматургии ("Фортуна", "Приключение", "Коней Казаковы", "Метель" и др.). В мае 1922 г. вместе с десятилетней дочерью Ариадной уезжает за границу к мужу С.Я. Эфрону. Живет в Праге, затем, с 1925 г. — во Франции. Пишет "Поэму горы" и "Поэму конца" (обе-1924), "Крысолов" (1926), книгу стихов "Ремесло" (1923); в Париже из­дает одну из главных своих книг "После России" (1928). В 1939 г. вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном возвратилась в Советский Союз. Но муж и дочь были репрессированы. Начавшаяся вой­на и эвакуация забросили ее в Елабугу, где она покончила с собой.

ЦВИНГЛИ Ульрих(Хульдрейх) (1484 - 1531) - швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма – цвинглианства. Цвингли разработал стройную систему реформы церкви и политического строя. Религиозное учение Цвингли имело много общего с учением Мартена Лютера, но Цвингли решительнее, чем Лютер выступал против обрядовой стороны католического культа, рационалистически истолковывая причащение и крещение (рассматривая их не как таинства, а как символы). Цвингли противопоставил княжеской лютеранской Реформации республиканизм своей церкви. Он отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наемничество. В 1522 Цвингли открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Его «67 тезисов» легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 г. проведена под его руководством реформа церкви и политического строя. Борясь за свои идеи Цвингли погиб в битве при Каппеле.

ЦЕЗАРЬ Гай Юлий (102 или 100 — 44 до н. э.) - римский диктатор. Знат­ный патриций, проявил незаурядные способности на выборных должно­стях от трибуна до консула. Завоевал Галлию, победил в гражданской войне Помпея и дру­гих сторонников республики. Имел безграничные полномочия пожизненного диктато­ра; все высшие римские должности и звание «отца отечества» были по­жалованы ему сенатом и народом Рима. Сохраняя внешне республи­канскую форму правления, Ц. утвер­дил за собой титул императора, на­вёл порядок в управлении городами и провинциями, в суде и сборе на­логов, реформировал денежную си­стему и календарь. Порядок и про­цветание, разумное милосердие к противникам укрепили поддерж­ку его власти в разных слоях обще­ства. Убит в сенате заговорщиками.

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович(1857-1935)- русский ученый; создал теорию освоения космичес­кого пространства на основе ракетной техники; один из основателей философии «космизма». Современные люди, по Ц., могут выйти за пределы Земли и освоить околоземное пространство; современная цивилизация вступает в новую, кос­мическую эру, утверждая оптимизм и надежды человече­ства на преодоление соц. коллизий. Ц. является создате­лем космической этики, которая включает проповедь «круговой поруки» всех нравственных существ, выработ­ку этических основ контакта с инопланетянами и признание необходимости преобразования космоса для всех жителей Вселенной. Основные работы: «Грезы о земле и небе» (1895); «Горе и гений» (1916); «Человек и кос­мос» (статья, 1991); «Утописты. Живая Вселенная» (ста­тья, 1992); «Очерки о Вселенной» (1992).

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 до н. э.) - римский ора­тор, политический деятель, философ. Вошёл в правящее сословие сенаторов как «новый человек» бла­годаря своему ораторскому дару. Отстаивал «согласие сословий» се­наторов и всадников против демо­кратии и диктатуры, стал на сторо­ну убийц Цезаря и был казнён его наследниками. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных ре­чей, по которым учились красноречию многие поколения юрис­тов древности, средних веков и нового времени. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Его речи, письма и трактаты по риторике, политике и философии считаются образцом римского красноречия и республи­канского образа мысли.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) – русский мыслитель и публицист, друг А. С. Пушкина. Собственно культурологические взгляды Ч. Формировались главным образом под влияние Гегеля и Шеллинга. Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший материи движение, а человеку – способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта, направляемого, как у Гегеля, «всевышним разумом» Ч. Полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека ко злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением «царства Божьего на Земле». Акцент на социальной справедливости, братстве и дружбе людей независимо от их сословных и национальных различий, делает Ч. провозвестником современных христианско-демократических движений и идей экуменизма.

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840—1893) — композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Окончил Училище правоведения (1859) в Петербурге, с 1859 по 1863 г. чиновник Министерства юстиции. Обучаясь в училище, пел в хоре, брал уроки фортепьяно. В 1861 г. занимался теорией музыки. Окончил Петербургскую консерваторию (1865); ученик А.Г. Рубинштейна. С 1866 по 1878 г. профессор Московской консерватории. С 1878 по 1885 г. провел в разъездах по России и за границей, занимался творческой деятельностью. С 1885 г. директор Московского отделения Русского музыкального общества. С 1887 г. регулярно выступал как дирижер. В 1888—1891 гг. предпринял большие концертные поездки по Европе и США. П.И. Чайковский вошел в историю мировой музыки как величайший композитор, поднявший на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет, камерную музыку, в которых ярко выражена национальная сущность. Великий лирик, мастер отображения душевного мира человека, он был и великим певцом родной природы. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской и мировой музыки. Сочинения: оперы — "Воевода" (1869), "Опричник" (1872), "Кузнец Вакула" (1874, переработана в 1885 г. в "Черевички"), "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891); балеты - "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892); четыре кантаты; шесть симфоний (1866; 1872, новая редакция 1879; 1875; 1877; 1888; 1893), симфония "Манфред" (1885); пять сюит (1879; 1883; 1884; 1887; 1892), поэма "Фатум" (1868); увертюры-фантазии — "Ромео и Джульетта" (1869, новая редакция 1870, 1880), "Гамлет" (1888); фантазия Буря" (1873), "Франческа да Римини" (1876), Итальянское каприччио (1880), баллада "Воевода" (1891), пять увертюр, три марша для оркестра, в том числе "Славянский марш" (1876); три концерта (1875, 1880, вторая редакция 1893; 1893) и др., а также сто шесть пьес для фортепьяно, в том числе двенадцать характеристических картин - "Времена года" (1876); сочинения для скрипки и фортепьяно; вокальные ансамбли и сто четыре романса, среди них "Серенада Дон-Жуана", "Средь шумного бала", " Ночи безумные" и др.; светские и церковные хоры, обработки народных песен, музыка к спектаклям; книга "Руководство к практическому изучению гармонии» (М., 1872), статьи.

ЧАПЛИН Чарльз Спенсер (1889 - 1977) – американский актер немого кино – мирового кинематографа дозвукового периода от первых фильмов братьев Люмьер (1895) до звуковых лент конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века, кинорежиссёр, сценарист. Комические фильмы с участие Ч. пользовались огромным успехом. Его актерский образ неотделим от точно подобранного костюма. Трагикомический персонаж Ч. немыслим для нас без котелка, тросточки, огромных ботинок и фрака явно с чужого плеча. Это во многом определяло характер персонажа, жанр и стиль фильма.Международную известность получили его гуманистические, антикапиталистические и антифашистские комедии : «Золотая лихорадка» (1925), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940), «Месье Верду» (1947), «Огни рампы» (1952), «Король в Нью-Йорке» (1957). Получил Международную премию Мира (1954).

ЧЕРНЫЙ Даниил(ок. 1360—1430) — русский живописец. Совместно со своим другом Андреем Рублевым и другими мастерами работал в Ус­пенском соборе во Владимире (1408) и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (1420-е годы). Ему приписывается участие в выполнении части росписей и некоторых икон для этих соборов (иконы владимирского Успенского собора).

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860—1904) — великий писатель — прозаик, драматург. Родился в семье владельца бакалейной лавки. Закончил та­ганрогскую гимназию и медицинский факультет Московского универси­тета. Дебютировал в литературе рассказами и сценками в юмористических журналах "Осколки", "Будильник", "Стрекоза". Пишет рассказы (с 1884 г), в которых исследует характеры, описывает разнообразные бытовые явления и жизненные положения. Основная тема рассказов, повестей - жизнь обыкновенных людей, их иллюзии, заблуждения, поступки. Методы реалистического искусства, сложившиеся в прозе Чехова, параллельно разрабатываются и в драматургии. О болезнях современности говорится в пьесах "Иванов" (1887-1889), "Леший" (1889). "Чайка" (1896) — это пьеса вопросов. Тема пьес «Дядя Ваня» (1897) и «Три сестры» (1901) — трагедия неизменности: перемены в жизни происхо­дят, но общий характер ее не меняется. В "Вишневом саде" (1904) ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена с ситуацией из жизни страны.

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович(1897-1964)-русский ученый, основатель гелиоцентрической концепции мировой истории, поэт и художник, представитель русского космизма. В своей концепции Ч. прослеживает нераз­рывную связь между процессами, происходящими на Солнце, и социокультурами, происходящими на Земле. Исследования ученого, его идеи и открытия были тес­нейшим образом связанными с культурологическим знанием. Эрудиция Ч. в различных областях культуры (науч., тех­нической, гуманитарной, худ.), его талант обобщения привели его к плодотворным идеям, которые были не совсем понятны его современникам, но сейчас наступи­ло время внедрения их в практику. Его основная работа «Земное эхо солнечных бурь» (на фр. яз., 1937; на рус. яз., 1973) оказала огромное влияние на ученых, занима­ющихся проблемами биосферной концепции культуры. Основные работы: «Физические факторы исторического процесса» (1924); «Эпидемические катастрофы и перио­дическая деятельность Солнца» (1930); «Теория гелио-тараксии» (1930); «Вся жизнь» (1964) и др.

 

ШАГАЛ Марк Захарович (1887-1985) – живописец и график. Учился в Петербурге у Л.С. Бакста и др. (1907-1909). В 1910-1914 гг. жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914-1922 гг. – в России, с 1917 г. руководил Школой искусства в Витябске, участвовал в оформлении революционных праздников. С 1922 г. жил сначала в Берлине, затем в Париже. Для творчества Шагала характерна остросубъективное восприятие действительности. Источник сюжетов большинства произведений Шагала – еврейский местечковый быт, трактованный в наивно-поэтическом и гротескно-символическом, фантастическом духе. Произведениям Шагала присуще ирриальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительные, мягко-живописный рисунок («Я и деревня», 1911, «Над Витебском», 1914 ). Автор иллюстраций к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя (офорт, 1923-1927) и Библии (литография, 1931-1936), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, роспись плафона в «Гранд-Опера» в Париже, 1964).

ШАЛЯПИН Федор Иванович (1873-1938) - певец (высокий бас). С юношеского возраста увлекался театром. Некоторое время занимался у Д. А. Усатова в Тбилиси, где с 1983 г. начал профессиональную сценичес­кую деятельность. В 1895 г. пел в Мариинском театре, в 1896-1899 гг. - в Московской частной русской опере, на сцене которой он исполнил большинство партий своего репертуара. С 1899 г. пел в Большом и одно­временно в Мариинском театрах. В 1901 г. с триумфом выступил в театре "Ла Скала", с этого времени постоянно гастролировал за рубежом, за­воевав мировую славу. Особое значение имело участие Ф.И. Шаляпина в "Русских сезонах" как пропагандиста русской музыки, и прежде всего творчества М.П. Мусоргского и Н.А. Римского- Корсакова. Был художе­ственным руководителем Мариинского театра (1918), выборным членом директорий Большого и Мариинского театров. Выехав в 1922 г. за грани­цу на гастроли, Ф.И. Шаляпин не вернулся в СССР, жил и умер в Пари­же. Крупнейший представитель русского исполнительского искусства, Ф.И. Шаляпин был равно велик и как певец, и как драматический актер. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказ­мом. Мастерски владея искусством фразировки, тончайший нюансиров­ки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыс­лом, наполнял ее глубоким психологическим подтекстом. Вершинами творения артиста явились образы Бориса Годунова и Мефистофеля ("Фауст"; "Мефистофель" Бойто). Среди других партий: Сусанин ("Жизнь за царя"), Мельник ("Русалка"), Варлаам ("Борис Го­дунов"), Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Сальери ("Моцарт и Сальери"), Еремка ("Вражья сила"), Олоферн («Юдифь") Филипп II ("Дон Карлос"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник»), Дон Кихот («Дон Кихот» Массне). Ф.И. Шаляпин был выдающимся камерным певцом: чутким интерпретатором вокальных произведений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем русских народных песен. Выступал в качестве и режиссера (поставил оперы «Хованщина», «Дон Кихот»). Снимался в кино. Ему принадлежат скульптурные, живописные работы.

ШВЕЙЦЕР Альберт(1875-1965) – фр.-нем. мыслитель, ученый-гуманист, лауреат Нобелевской премии. Его философская концепция культуры – явление оригинальное, глубокое по мысли, значительное по своей гуманистической направленности. Ш. острее других западных мыслителей, его современников, почувствовал трагический кризис буржуазной культуры, и смело встал на защиту культурного прогресса человечества, боролся за прогресс гуманизма в культуре. Философия культуры Ш. состоит из четырех частей. Первую - образует книга «Распад и возрождение культуры» (1900). Она содержит общий очерк теории культуры, этики и мировоззрения, которые в своем единстве образуют основы философии культуры. Вторая – носит название «Культура и этика» (1923). В ней рассматриваются общие проблемы теории культуры; краткая история европейской этической мысли; обоснование новой этики – этики благоговения перед жизнью. Третья часть – «Учение о благоговении перед жизнью» (1963) – представляет собой расширенное изложение последних шести глав «Культуры и этики». Исходный принцип мировоззрения Ш. – «благоговение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Культура, лишенная нравственно-гуманистического содержания, превращается в псевдокультуру и ведет к кризису цивилизации, лишая ее жизненных перспектив. Свои культурные и мировоззренческие взгляды Ш. реализовал биографически, совершив поступок, связанный с уходом его из мира современной цивилизации, с отъездом в одну из стран Африки для реализации своего человеческого призвания – служить людям.

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 1943) - скульптор, живописец. Родился в Москве. М. Шемякин учился в художественной школе при Ака­демии искусств в Ленинграде. Выставляться начал в девятнадцать лет. В 1971 г. эмигрировал во Францию, в 1981 - в США. Почетный доктор трех университетов, пожизненный член Академии наук Нью-Йорка. В 1994 г. Б. Ельцин вручил ему медаль Лауреата Государственной премии России. Деятельность Шемякина увенчана докторской степенью университета Сан-Франциско, Академии искусств Франции. В 1995 г: в Санкт-Петербурге появился памятник жертвам полити­ческих репрессий. Два сфинкса установлены на набережной Робеспьера напротив тюрьмы "Кресты". М. Шемякин является автором памятника Петру I, установленного в Петропавловской крепости.

ШИШКИН Иван Иванович (1832—1898) — русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1852—1856) и в петербургской Академии художеств (1856-1865; профессор с 1873 г., руководитель пейзажного класса в 1894—1895 гг.); пенсионер Академии художеств в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-1865). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных вы­ставок. Отталкиваясь от традиций позднего русского романтизма, пейза­жа 60-х годов. Шишкин обращается к возможно более объективному изо­бражению русского лесного пейзажа; от некоторой описательности и легализации ("Рубка леса", 1867) он переходит к созданию целост­ных образов природы ("Рожь", 1878, "Лесные дали", 1884), раскрывает типически-выразительные и поэтические черты националь­ного ландшафта ("Среди долины ровныя...", 1883, "Дубовая роща", 1887 г.). Созданные Шишкиным монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям творчества передвиж­ников, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской куль­туры в 70—90-х годах. Офорты Шишкина, стилистически и по содержа­нию близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида гравюры в России.

ШОЛОХОВ Михаил Александрович (1905-1984) - писатель, публицист. Сын приказчика, управляющего. Учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде. В 1922 г. приехал в Москву, где работал грузчиком, камен­щиком, счетоводом. Начал печататься в газетах. В 1924 г. вернулся на Дон и с тех пор жил там постоянно. Первые книги - сб. "Донские рас­сказы" (1926), "Лазоревая степь" (1926). С 1928 по 1940 г. работал над романом "Тихий Дон", который принес писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, возникновения и упрочения новых. Сочетание массовых сцен, в которых дается коллективный портрет определенного социального строя, с изображением судеб отдельных людей, социально-исторически­ми экскурсами, величественными картинами природы, насыщенными философским содержанием, определяет своеобразие эпической структу­ры "Тихого Дона". Второй роман Шолохова "Поднятая целина" растянулся на 30 лет (первая книга в 1932 г., вторая - в 1960). Во время Великой Отечествен­ной войны полковник Шолохов был корреспондентом "Правды". Напи­сал рассказ "Наука ненависти" (1942), начал роман "Они сражались за Родину" (1943, нов. вариант 1969). Рассказ "Судьба человека" (1956-1957) стал поворотным во всей прозе о войне. В нем Шолохов пытается ос­мыслить человеческую судьбу в связи с трагической сущностью эпохи. Получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 378;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.