Образование и наука. 11 страница
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883 – 1955) – испанский философ, публицист и общественный деятель. В качестве теоретика культуры О.стал одним из главных создателей теорий «массового общества» и «массового искусства» и видным теоретиком творческого «модернизма». В книге «Восстание масс» (19030) развита мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свою волю и стиль жизни целым государствам и даже порождающего порой такие же самодовольно-невежественные тоталитарные режимы. Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых»О. предлагает делить людей на тех, кто трудом и творчеством двигает человечество вперед, и тех, кто, «как все», плывет по течению, захлестывая активное меньшинство. Отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит его к духовной деградации и падению нравственности. Трагедия современного мира, по О., заключается в гибели «духовных элит» и их высокой культуры и повсеместном торжестве посредственности, порожденной стандартизацией и массовостью. В другом важном эссе испанского философа «Дегуманизация искусства» (1925) в качестве главнейшего отличительного признака художественного творчества ХХ в. выдвигается «вытеснение» в нем Человекакак основного предмета изображения. Таким образом, современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется».
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823—1886) — великий драматург, театральный деятель. Родился в семье чиновника. Поступил на юридический факультет Московского университета, но полный курс не прошел, увлекшись театром и литературой. Работал чиновником в Московском коммерческом суде. Творческий путь Островского заключает в себе несколько периодов. Первый из них — "ранний", 1847—1851 гг. — характеризуется пробой сил, поисками собственного пути. Он проходит под знаком влияния "натуральной школы" и завершается созданием комедии "Свои люди — сочтемся!". Следующий период — "москвитянинский", 1852—1854 гг. – это время активного участия Островского в кружке молодых сотрудников "Москвитянина", стремившихся сделать журнал органом нового течения общественной мысли, родственного славянофильскому (пьесы "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи, как хочется"). Реалистическая, социально-критическая направленность произведений Островского окончательно складывается в предреформенный период, 1855—1860 гг. Тогда же происходит его сближение с "революционно-разночинским" течением общественной мысли ("В чужом пиру похмелье", "Доходное место", "Воспитанница", "Гроза"). В последний период — "пореформенный", 1861 — 1886 гг. — творчество Островского составляют: социально-бытовые комедии из жизни купечества ("Не все коту масленица", "Правда хорошо, а счастье лучше"), цикл пьес "Из жизни захолустья" ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай", "За чем пойдешь, то и найдешь" — трилогия о Бальзаминове идр.), сатирические комедии о жизни дворянства ("На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Бешеные деньги", "Волки и овцы"), исторические пьесы. Особое место занимает пьеса "Снегурочка", написанная на сюжет народных сказок и фольклора, исамая совершенная семейно-бытовая психологическая пьеса Бесприданница" (1878). Уже при жизни Островский был признан основоположником национального театра. С присущей ему сосредоточенностью на нравственной проблематике он анализирует социальные стороны жизни, главным образом, семейно-бытовые конфликты. Комедии Островского, изображая, на первый взгляд, экзотический быт замкнутого купеческого мира, на самом деле представляют своеобразное отражение общих процессов и перемен, характерных для русского общества середины — второй половины XIX в.
ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна; 1881-1931) - выдающаяся артистка балета. С 1899 – в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 – в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.
ПАРСОНС Толкотт (1902-1979) – ведущий американский социолог-теоретик. Занимался анализом вопросов культуры. В работе «Социальная система» (1951) анализировал место культуры в легитимном социальном порядке. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, и одной из которых является культурная подсистема. Каждая подсистема выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная – обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое. Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она (культура) формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий, которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной среды П. выделил принцип взаимосвязи, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890-1960) - поэт, прозаик, переводчик. Родился в семье известного художника Л.О. Пастернака, мать была пианисткой. Детство прошло в атмосфере искусства. Самыми сильными впечатлениями этого времени были: личность Л.Н. Толстого, с которым был знаком отец Пастернака; лирика P.M. Рильке; музыка А.Н. Скрябина. С 1903 г. Пастернак всерьез занимался музыкой, но в 1909 г. сделал выбор в пользу литературы и поэзии. После окончания 5-й Московской гимназии в 1909 г. он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекался философией. В 1912 г. провел семестр в Марбургском университете. Путешествует по Италии и Швейцарии. В 1913 г. закончил Московский университет. Эстетика и поэтика раннего Пастернака в наибольшей степени основывается на представлениях о взаимопроникновении отдельных предметов реальности, о слиянии всего чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, изображение от изображаемого, поэзию от жизни и т.д. Этим вызывается непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака, где законы языка преодолеваются изломанным синтаксисом, передачей свойств одного предмета другому, которому они глубоко чужды, сдвигом и сломом привычных ассоциаций на всех уровнях стиха. После выхода в свет книги "Сестра моя - жизнь" (1923) Пастернак становится одним из наиболее популярных советских поэтов, и эта популярность еще более укрепляется после появления поэм "Девятьсот пятый год" (1926) и "Лейтенант Шмидт" (1927). Роман "Доктор Живаго" (1958), опубликованный за границей, после появления которого Пастернак был удостоен Нобелевской премии, был встречен резкой советской критикой. Пастернак был исключен из Союза писателей СССР (в 1987 г. это решение было отменено). В 1988 г. роман был опубликован в журнале "Новый мир".
ПЕТРАРКА Франческо (1304 - 1374) - великий итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327 – 1374) – лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Поэмы: «Африка» (1339 – 1342; на латинском языке) о 2-й Пунической войне, «Буколики» (1346 – 1357). Автобиографическая проза («Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру», 1342 – 1343; «Письмо к потомкам», 1374). Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939) - живописец Учился в МУЖВЗ у В.А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-1908). Член объединения "Мир искусства" (с 1911 г.), "Четыре искусства" (с 1924 г.). Испытав в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна", с начала 1910-х годов перешел от аллегорических произведений к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911; "Купание красного коня", 1912). Гармоническая просветленность, отточенная пластика его работ 1910-х годов ("Полдень", 1917, ) во многом определены интересом к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, применением так называемой сферической перспективы. В советское время, продолжая разрабатывать проблемы перспективы, композиции, колористики, Петров-Водкин создал проникнутые пафосом революционной борьбы тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920 ; "Смерть комиссара", 1928 ), аналитически строгие портреты ("А.А. Ахматова", 1922 ), натюрморты, передающие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932 ). В 1920-1930-х гг. много работал как график и театральный художник.
ПЕЧЕРСКИЙ Феодосий (ок. 1036 -1074) - один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. Первым ввел на Руси общежительный монастырский устав. Влиятельный политический деятель. Автор поучений и посланий, в которых проповедовал основы христианской морали.
ПИКАССО Пабло (1881-1973) – французский живописец. По происхождению испанец. Создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). Является основоположником кубизма; создавал произведения в духе неоклассицизма; в ряде работ близок сюрреализму. Произведения П. иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение («Герника», 1937), глубокое гуманистическое содержание («Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Обладатель Международной премии Мира 1950 г.
ПИФАГОР (вторая половина I в. до н. э. — начало V в. до н. э.) - древнегреческий философ и математик, которому традиция приписывает создание учения о числе как основе мироздания. Ему, по-видимому, принадлежит открытие численного базиса музыкальной шкалы; на основе этого открытия сформировалось учение о гармонии небесных сфер, музыку которых мы не слышим, подобно тому как люди, живущие у моря, перестают воспринимать шум прибоя. Мистика чисел легла в основу своеобразного религиозного культа, требовавшего от пифагорейца соблюдения строгого ритуала и многочисленных запретов. Так в легендарном образе П. парадоксально соединились черты гуру и основателя научно-исследовательской школы.
ПЛАВТ Тит Макций (середина III в. до н. э. — около 184 до н. э.) - древнеримский драматург - комедиограф, актёр. Перерабатывал греческие комедии. В его пьесах диалог, чередующийся с речитативом и ариями, полон острот, словесной игры, пародий на высокий стиль.
ПЛАТОН(428 или 427-348 или 347 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, выступающего в роли главного персонажа его произведений, написанных в форме диалога. Диалектику Сократа и основанный им культ разума довёл до крайнего интеллектуализма: знание — не только высшее благо и наслаждение, но и основа всей добродетели, так что даже храбрость не что иное, как знание, чего следует и чего не следует бояться. Все пороки человечества не более чем заблуждения, и обучения философии достаточно для их искоренения. В идеальном государстве — утопии П. правят философы, и их правление не ограничено ни законом, ни народным волеизъявлением. Умопостигаемый мир идей для П. реальнее, чем воспринимаемый мир вещей, для которых идеи служат прообразами. Влияние П. было настолько могущественным, что известный английский философ А. Н. Уайтхед назвал всю западную философию коллекцией подстрочных примечаний к платоновским диалогам.
ПЛУТАРХ(около 45 — около 127) - древнегреческий писатель; выполнял жреческие функции в храме Аполлона в Дельфах. Был знаменитым наставником и фактически содержал собственную школу. Создал «Сравнительные жизнеописания» 46 выдающихся греков и римлян. Кроме того, ему приписывают около 250 других сочинений, в основном не дошедших до нас.
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) - русский живописец. Учился у П.П. Чистякова и в петербургской Академии художеств (1863-1871). Преподавал в МУЖВЗ (1882-1895); среди учеников - И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.С. Остроухой и др. Пенсионер Академии художеств в Италии и Франции (1872—1876), писал исторические сценки в духе П. Делароша ("Право господина", 1874 ). В России примкнул к передвижникам (с 1878 г.). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф.А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнес в картину живую непосредственность этюда ("Московский дворик", 1878, "Заросший пруд", 1879 ). Обращаясь к евангельским сюжетам, Поленов стремился обновить их рутинную академическую трактовку заострением нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886—1887 ), пейзажной или жанровой окраской. С середины 1880-х годов придавал образам родной природы эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоративность ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В.Д. Поленова, Поленово). Большое внимание Поленова к проблемам пленэра, привнесение им в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения, его педагогическая деятельность оказали большое влияние на дальнейшее развитие русского пейзажа. В 1905 г. вместе с В.А. Серовым направил в Совет петербургской Академии художеств протест против расстрела рабочих
9 января. Много работал также в области театрально-декорационной живописи, играл видную роль в художественной и общественной жизни Москвы. В своей усадьбе Борок (ныне - Поленово) создал художественный музей.
ПОЛИКЛЕТ(2-ая пол. 5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, теоретик искусства. Родился в одном из городов Южной Греции. Жил и работал в Афинах. В отличие от своих великих современников (Мирона, Фидия) П. редко обращался к изображению богов и мифологических героев. Он много работал над статуями атлетов, олимпийских победителей, изображая их в обобщенно-идеализированной форме. Наибольшую славу принес П. его Копьеносец, «Дорифор» — бронзовая статуя победителя в метании копья, воплотившая совершенный образ атлета и воина. Его копии помещали в гимнасиях и палестрах (спортивных школах) как образцы для созерцания и подражания. Ее называли «каноном», т. е. нормой, мерилом, правилом. Так же сам П. назвал свое сочинение, в котором рассказал о способе построения идеального человеческого образа, основанного на строгих числовых соотношениях. П. называли единственным человеком, который сумел из произведения искусства сделать теорию. И при этом сама статуя Копьеносца не превратилась в сухую схему: она поражала современников естественностью позы и пропорций, выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом образе. Существует предположение, что в образе Копьеносца П. изобразил Ахилла. Позже П. создал знаменитую статую «Диадумена». В сравнении с «Дорифором» в образе этого юноши, который красивым движением рук повязывает голову лентой победителя, заметны черты изящества и некоторой изнеженности. П. работал также над портретными изображениями сограждан, что было редким явлением в искусстве его времени. Произведения П. не сохранились. Они дошли до нас лишь в копиях, реконструкциях, изображениях на монетах, в описаниях греческих и римских поэтов и писателей.
ПОЛОЦКИЙ Симеон (в миру Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский) (1629-1682) - виднейший поэт русского барокко, публицист, автор проповедей, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, в Виленской иезуитской коллегии, член ордена базилианцев. С 1656 г. - монах Богоявленского полоцкого монастыря. В 1656 г. приветствовал царя Алексея Михайловича панегирическими стихами, когда тот вступил в Полоцк во время войны сПольшей. В 1660 г. славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения из Полоцка Симеон Полоцкий поселился в Москве (не позднее 1664 г.). В 1665—1668 гг. руководил школой подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре, написал "Жезл правления" — антистароверческий трактат, составленный по материалам церковного собора 1666 — 1667 гг. С 1667 г. занимался воспитанием царских детей, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождавшейся распре "латинствующих" и "грекофилов" возглавил первых: в 1672 г. участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол Федора Алексеевича, его воспитанника (1676), приобрел особое влияние при дворе и вцеркви: даже патриарх Иоаким был вынужден с ним считаться. В 1680 г. Симеон Полоцкий подал царю проект Славяно-греко-латинской академии, соавтором которого являлся.Годом раньше он добился открытия неподотчетной патриарху "Верхней" (дворцовой) типографии (1679). Пользовался прижизненной известностью на Руси и за рубежом как ученый и поэт, один из зачинателей русской силлабической поэзии и драматургии.
ПОППЕР Карл Раймунд( 1902-1988 ) — английский философ и социолог. До 1937 г. работал в Вене, в 1937— 1945гг.— в Новой Зеландии, с 1946 г. до середины 70-х гг.— проф. Лондонской школы экономики и политических наук. Испытал влияние логического позитивизма, но свою философскую концепцию - критический рационализм, теорию роста научного знания (фальсификационизм) — построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логических эмпиристов сформулировать критерии познавательного значения научных утверждений на основе принципа верификации П. выдвинул в качестве одной из основных задач философии проблему демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Согласно П., эмпирический и теоретический уровни знания: органически связаны между собой; любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»). Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате, чего решаются научные проблемы. Он предложил способ определения истинного и ложного содержания научных теорий (гипотез); разработал оригинальную интерпретацию вероятности как предрасположенности и др. Реализация программы построения теории роста научного знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, отказом от признания, объективной истинности научного знания, конвенционализмом в трактовке оснований знания и отрывом объективного знания от исторически развивающегося познающего субъекта. Философские работы П. последних лет в основном посвящены разработке теории сознания, защите рационализма в противовес иррационалистическим и релятивистским тенденциям современной философии.
ПРАКСИТЕЛЬ(сер. 4 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, работавший в Афинах. Представитель поздней классики. Учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Многочисленные произведения П., о которых упоминают древние авторы, не сохранились; часть из них дошла до нас в копиях. Возможно, единственное произведение, созданное рукой самого П., было обнаружено во время раскопок в Олимпии в 1877 г. Под развалинами храма Геры, вблизи святилища, археологи нашли мраморную статую П., изображающую Гермеса с младенцем Дионисом. Но и в этом случае не все специалисты уверены, что имеют дело с оригиналом, а не с копией. П. работал преимущественно в мраморе, и можно предположить, что поздние мраморные копии дают о его искусстве более верное представление, чем о шедеврах Мирона, Поликлета, Лисиппа, выполнявшихся в бронзе. Тематика произведений П. традиционна: образы и сцены из жизни богов и др. мифологических персонажей. Но по основному пафосу творчества П. заметно отличается от своих великих предшественников. Он не стремится передать мощь и величие богов, создать скульптурный образ, который стал бы символом полиса (города-государства) или идеалом целых поколений. Искусству П. присущи изящество, утонченность чувств, человечность, созерцательность с легким оттенком печали. Его персонажи одиноки, мечтательно-задумчивы, близки к природе. П. обладал виртуозным мастерством обработки мрамора, благодаря чему достигал тонкой игры светотени на поверхности статуй. Все это относится, в частности, к статуе Афродиты Книдской — знаменитейшей скульптуре мастера. В древности люди издалека приезжали в Книд, чтобы увидеть и поклониться ей. Многие более поздние изваяния Афродиты в той или иной степени отмечены влиянием образа, созданного П.
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер. С 1902 г. занимался композицией у P.M. Глиэра. В 1904-1914 гг. - учился в Петербургской консерватории. В годы учебы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918-1933 гг. жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. Затем вернулся на родину и поселился в Москве. В 1945 г. состоялось последнее дирижерское выступление, в 1946 г. по совету врачей переехал в пос. Николина Гора близ Звенигорода, где провел последние годы жизни. Член академий ряда стран. Крупнейший композитор XX века. Его музыка разнообразна по содержанию, в ней сочетаются новизна и уважение к традиции, самобытность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное богатство, острое ощущение современности. Музыка С.С. Прокофьева, завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значительное влияние на творчество многих современных композиторов. Сочинения: оперы - "Магдалена" (1911), "Игрок" (1916, новая ред. 1927), "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927), "Семен Котко" (1940), "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", 1940), "Война и мир" (1941 — 1943, 2-я ред. 1952), "Повесть о настоящем человеке" (1948); балеты — "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-1920), "Стальной скок" (1925), "Блудный сын" (1929), "На Днепре" (1932), "Ромео и Джульета" (1936), "Золушка" (1945), "Сказ о каменном цветке" (1948-1950, доработка 1953 г.); оратория "На страже мира" (1950), кантаты "Семеро их" (1918, новая ред. 1933 г.), "К 20-летию Октября" (1937), "Александр Невский" (1939), "Здравица" (1939); вокально-симфонические сюиты; семь симфоний (1917; 1924; 1928; 1930,
2-я ред. 1947 г.; 1944; 1947; 1952); различные сюиты, поэмы, увертюры; концерты с оркестром; романсы, песни; музыка к драматическим спектаклям, к кинофильмам, в том числе "Поручик Киже" (1933), "Александр Невский" (1938). "Иван Грозный" (1945); статьи.
ПРУСТ Марсель(1871-1922) – французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям непроизвольной памяти) воссоздает ушедшее время – людей, тончайшие переливы чувства и настроений, вещный мир. Опыт П. – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей.
ПСКОВСКИЙ Филофей- писатель и публицист XVI века. Монах псковского Елеазарова монастыря. Автор посланий к великому князю московскому Василию III, царю Ивану IV и др. В которых отстаивал принципы иосифлян. Наиболее последовательно излагал теорию «Москва -третий Рим».
ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (около 90 — около 160) - древнегреческий астроном. Большая часть работ выполнена в городе Александрия (Египет). Основной научный труд (в 13 книгах), в котором собраны и проанализированы все астрономические знания того времени, получил название «Альмагест», что означает «величайший». Этот труд служил своего рода учебником астрономии последующие 1,5 тыс. лет. В частности, в нём подробно изложена геоцентрическая система мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Сама Земля имеет форму шара и покоится в пространстве, ни на что не опираясь. Эта система позволяла довольно точно предсказывать положение планет на небе. П. составил каталог положений 1022 звёзд. Первым ввёл учёт астрономической рефракции при определении координат звёзд.
ПУССЕН Никола(1594 – 1665) - французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно этической нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг., «Аркадские пастухи», 1630-е гг.); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660 – 1664).
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837) - поэт, писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился и семье небогатого дворянина. Правнук А.П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. Первые поэтические опыты относятся к раннему детству. В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей — это был период интенсивного творческого развития. Он создает ряд стихотворений высокого совершенства ("Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Городок", "Лицинию", "Роза" (1815)). На Пушкина обращают внимание Державин, Карамзин, Батюшков, Жуковский. В это время сближается с представителями свободомыслящего дворянства, в т.ч. с П.Я. Чаадаевым. В 1817 г. Пушкин заканчивает Лицей, получает чин коллежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817—1820 гг. находит отражение участие в литературном кружке "Зеленая лампа", связанном с "Союзом благоденствия". В поэзии этого времени переплетаются свободолюбивые мотивы с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность с лирикой ("Кривцову", "Жуковскому", "К Чаадаеву" (1818), "Дорида", "Возрождение" (1819)). Пишет поэму-сказку "Руслан и Людмила", где жизненные характеры сочетаются с условностью жанра. Политическая лирика Пушкина 1817—1820 гг. ("Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня") расходится в списках, за что под видом служебного перемещения его ссылают на юг России. Южная ссылка — I период расцвета романтизма Пушкина. В творчестве поэта "южные поэмы" ("Братья разбойники" (1822), "Кавказский пленник" (1820—1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823)) сыграли большую роль. В этих поэмах впервые намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис, отраженный в стихах, исполненных мрачного скепсиса ("Свободы сеятель I пустынный", "Демон" (1823)), раздумий о человеческих судьбах и путях истории ("Песнь о вещем Олеге", "Зачем я послан был..." (1824)). В этот переломный период начинается работа над "Евгением Онегиным". Личность и общество, граница между свободой личности и ее произволом — центральная тема поэмы "Цыганы" (1824). В июле 1824 г. как неблагонадежного Пушкина высылают в с. Михайловское под надзор местных властей. Здесь возникает ряд шедевров: цикл "Подражание Корану" (тема пророческой миссии поэта), центральные главы "Евгения к Онегина", сатирическая поэма "Граф Нулин". В стихотворениях "Сожженное письмо", "К ***", "Роняет лес багряный свой убор" Пушкинутверждает новые принципы лирики, лирическое переживание выступает как духовная энергия, творящая сила. Решающим моментом творческой эволюции поэта явилась трагедия "Борис Годунов", в которой заложены основы реализма, народности, историзма зрелого Пушкина. В 1826 г. поэт возвращается в Москву; в ряде стихотворений этого времени он высказывает смелые идеи, критические мысли: "Стансы" (1826), "Во глубине сибирских руд", "Арион". Интерес Пушкина к теме истории России, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны мы видим в романе "Арап Петра Великого" (1827), поэме "Полтава" (1828). В 1830 г. Пушкин приезжает по имущественным делам в имение Болдино. "Болдинская осень" отмечена размахом творческого вдохновения (за три месяца он создает пятьдесят произведений разных жанров). Здесь завершается роман "Евгений Онегин" о современной русской действительности в ее главных социальных, духовных и нравственных аспектах. Цикл "Повестей Белкина" ("Выстрел", "Метель", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка") явился первым произведением классической русской прозы, показал широкую панораму жизни всех слоев России. В так называемых "маленьких трагедиях" ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы") на материале разных стран и эпох исследуются философские и нравственные проблемы мирового масштаба (свобода, страсть, мораль; личность, общество, история; жизнь и смерть, бессмертие). Пушкин пишет здесь "Историю села Горюхина", "Домик в Коломне", ряд стихотворений. В 1830 г. поэт поступает на государственную службу и изучает историю России. В 1832 г. начинает работу над романом "Дубровский", пишет роман "Капитанская дочка", работает над историческим трудом о Пугачеве. В 1833 г. - вновь приезжает в Болдино. Во время второй "болдинской осени" заканчивает "Историю Пугачева", пишет поэму "Анджело", ряд "Песен западных славян", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и такие вершинные произведения, как "Медный всадник" (тема государства и истории), "Пиковая дама" (тема безумия). Общий пафос "болдинского творчества" 1833 г. — исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей. В 1836 г. Пушкин начинает издавать "Современник", стихи последних лет полны мотивов грусти одиночества, появляются мысли о смерти ("Странник" (1835)). Пишет пророческое стихотворение "Я памятник себе воздвиг" — поэтическое кредо и завещание Пушкина. В результате светской интриги происходит дуэль с Ж. Дантесом. Поэт получил ранение и умер 27 января 1837 г. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших имен, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина остается до сих пор основой русского литературного языка.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 399;