Образование и наука. 15 страница
УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626-1686) - русский живописец. В 1648-1664 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 г. "жалованный иконописец" Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для фанерок и сам занимался офортом ("Семь смертных грехов», 1665). И русской живописи третьей четверти XVII века Ушаков выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности ("Троица", 1671, ГРМ; "Благовещение", 1673, ГТГ). Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи Ушаков рассмотрел в трактате "Слово к люботщательному иконного писания" (ок. 1666 г.).
ФАЛЕС Милетский (около 625 — около 547 до н. э.) - древнегреческий мыслитель, основатель античной философии и науки в целом. Будучи купцом, он использовал свои торговые поездки в целях расширения и пополнения научных знаний. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами в области перегородки и осушения рек, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. В свое время он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения. Для этого он использовал почерпнутые им в Египте и Финикии астрономические сведения, восходящие еще к наблюдениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Ф. связал в стройное философское представление о мире, первоосновой которого является некое влажное первовещество или «вода». Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится па воде и окружена со всех сторон океаном. Основные труды Ф., не дошедшие до нашего времени, посвящены геометрии; он первым дал доказательства теорем о диаметре, делящем круг пополам, равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; равенстве двух треугольников по равным стороне и двум углам; о том, что угол, вписанный в полукруг, -прямой, и ряд других.
ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис (1716-1791) – французский скульптор, представитель классицизма. В 1734-1744 гг. учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. В произведениях Фальконе 1750-начала 1760-х годов чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVII в. В 1757-1766 гг. Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, создавал модели для статуэток. В конце 1750-начале 1760-х годов в его творчестве все сильнее ощущаются веяния античности. В произведениях этого периода заметны поиски большой содержательности замысла, строгости и сдержанности пластического языка. Этот процесс внутреннего созревания Фальконе-монументалиста подготовил расцвет его искусства русского периода. В 1766 г. Фальконе вместе со своей юной ученицей Мари-Анн Колло приезжает в Россию по приглашению Екатерины II. Цель приезда – создание памятника Петру 1. В течение двенадцати лет работает скульптор в Петербурге. Первоначальный эскиз монумента был сделан во Франции в 1756 г. Не дождавшись открытия памятника в 1782 г., Фальконе уезжает в 1778 г. в Голландию, а в 1780 г. возвращается во Францию.
ФЁДОРОВ Иван (ок. 1510 - 1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П.Т. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - философ, историк, публицист. Эмигрировал из России в 1925 г. Основные исследования посвящены истории cpедневековой культуры, преимущественно русской. Его философия, публицистика, культурология и общественно-политические мысли первой пол. XX в., содержат размышления о смысле и перспективах истории, назначении судеб культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумья об историческом прошлом России, также о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и национального возрождения России, находившейся под игом «сталинократии» (термин Ф.), он видел в создании политической свободы и в освоении духовного, культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. В философии культуры он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского, так и теоцентристского ее (культуры) истолкования. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеала, вполне совместима с признанием непреходящей значимости культур, и соц. творчества («Эсхатология и культура», 1938)». В трех статьях, опубликованных под общим названием «Письма о русской культуре» (1938-1939), Ф. анализирует состояние и перспективы отечественной культуры после революции, смывшей с нее верхний европеизированный слой, обнажив ее «московские» основания. Однако тип этот оказался неустойчивым перед тоталитарной цивилизацией Запада, которая смыла с него национальные культурные различия («Русский человек», 1938), («Завтрашний день», 1938). Положение отечественной культуры будет плачевным, если нация не найдет в себе сил для исполнения своей культурно-исторической миссии. Исполнение ее зависит от авангардной духовной аристократической роли интеллигенции («Создание элиты», 1939). Интерес для культурологии представляют многие его работы, среди которых: «Трагедия древнерусской святости» (статья, 1932); «Православие и историческая критика» (статья, 1932); «Социальное значение христианства» (1933).
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815— 1852) — русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844), посещал рисовальные классы Академии художеств (1834—1845). Учился у А.И. Зауэрвейда и батальной мастерской, пользовался советами К.П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 1840-х годов) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены. портреты, ряд композиций (серия, 1844-1846), в которых, прибегая к сатире, обличая правы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848 ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие бытия, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отдельности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова — небольшие по размерам. представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е.Г. Флуг", около 1850 г. "Н.П. Жданович", 1849 ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмическою совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х годов к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обреченный на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850—1852) отмечен чертами трагизма, обостренного тяжелой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создает образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851 — 1852, "Анкор, еще анкор!", 1851- 1852 ). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщенный образ почти символического характера, перечающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.
ФЕЛЛИНИ Федерико (1920-1993) – итальянский сценарист и кинорежиссер. Фильмы: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Интервью» (1987), «Голос луны» (1991) и др. Для стиля Ф. характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Ф. художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ(1681 — 1736) — государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I. Родился в семье киевского купца. Рано осиротел и был определен дядей в Киево-Могилянскую духовную академию. Окончив философский курс, продолжил учение в Польше, затем в Италии. По возвращении в Киев постригся в монахи, приняв при этом имя Феофан, и начал преподавательскую деятельность в академии. В 1705 г. читал курс пиитики (теории поэзии и стихосложения), в 1706 г. — риторики, позднее — философии, физики и т.д. Написанный на основе курса пиитики трактат "О поэтическом искусстве" заложил теоретические основы русской литературы нового времени. Феофан был противником схоластической науки. В "исторической трагедокомедии" "Владимир" (1705) он выступил в защиту просвещения России, против реакционного духовенства ("жрецов"). В 1706 г. произнес приветственную речь Петру, проезжавшему через Киев. После этого началась его быстрая карьера: в 1720 г. Феофан достиг сана архиепископа Новгородского. Он часто бывает в Петербурге, произнося многочисленные "слова" и речи; пишет трактаты, в которых затрагивает острейшие политические, государственные, религиозные проблемы. Так, он обосновывал необходимость суда над царевичем Алексеем и право государя самому назначать себе наследника ("Слово о власти и чести царской", 1718; "Правда воли монаршей", 1722, и т.д.), доказывал необходимость ликвидации патриаршества и организации коллегиального органа управления православной церковью - Синода, первенство светской власти над церковной ("Духовный регламент", опубликован в 1721 г., и т.д.), неизбежность создания и выгоды для России флота (предисловие к "Морскому уставу", "Слово похвальное о флоте Российском", 1720) и т.д.
ФИДИЙ (5 в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, архитектор и живописец. Представитель высокой классики. Родился в Афинах и там работал большую часть жизни. Был другом афинского стратега Перикла и руководил реконструкцией Акрополя, предпринятой этим государственным деятелем. Позже политические противники Перикла выдвинули против Ф. ряд обвинений и заточили его в тюрьму, где он скончался около 431 г., не дождавшись оправдания. Ф. создал несколько гигантских изваяний богини Афины, покровительницы города, которые сделали его самым знаменитым скульптором своего времени. 9-метровая бронзовая статуя Афины-Воительницы стояла на площади Акрополя, как бы символизируя могущество Афин после победы над персами. 12-метровое изваяние Афины-Девы (Парфенос) было создано для храма Парфенон. На 5-метровом в диаметре щите богини, в числе др. персонажей, Ф. изобразил Перикла и самого себя, за что позднее был обвинен в кощунстве. Самым грандиозным творением Ф., которое древние включали в число так называемых Семи чудес света, была 13-метровая статуя Зевса, сидящего на троне, созданная для храма Зевса в Олимпии, месте священных Олимпийских состязаний. Ф. использовал в работе сочетания подкрашенной слоновой кости, золота, черного дерева, мрамора. Гигантские размеры статуй Ф. сочетались с ювелирной отделкой деталей (сам Ф. был мастером чеканки и тиснения по металлу), а величие и фантастическое великолепие — с человечностью и милосердием этих образов. Гигантские скульптуры Ф. дошли до нас в уменьшенных копиях, в изображениях на рельефах, на медальонах и монетах, в словесных описаниях. Поэтому более достоверное представление о его искусстве могут дать фрагменты скульптурного оформления Парфенона, над которым работала группа ваятелей под руководством и, очевидно, при участии Ф. На знаменитом фризе Парфенона резцом мастера, достигшего совершенной простоты, впервые изображались не только боги и герои, но и обычные люди: юные всадники, девушки, старики во время шествия в день Всеафинского праздника (Панафинеи), По словам Родена, искусству Фидия присуща «божественная ясность». В истории скульптуры ему отводится исключительное место, сопоставимое лишь с тем, которое принадлежит Микеланджело.
ФИРДОУСИ Абулькасим (около 934 – около 1021) - персидский и таджикский поэт. Мелкий землевладелец из Туса, создал поэму «Шахнаме», которая принесла ему славу величайшего эпика и патриота иранской земли. Полное имя поэта неизвестно, а его псевдоним Фирдоуси, образованный от персидского слова «фирдоус» («райский сад»), содержит намёк на сверхъестественное мастерство владения словом. О первой половине жизни Фирдоуси достоверных сведений почти не сохранилось. Он не был придворным поэтом. С юных лет увлекался литературой и поэзией, а жил скорее всего в родном селении Баж в Табаране, недалеко от города Тус, на доходы от своих земель. Если верить авторским замечаниям в ряде лирических отступлений поэмы, Фирдоуси узнал о том, что в Тусе был составлен «Мансуров свод», и потратил много сил на его поиски и приобретение. Примерно в 50-летнем возрасте он принялся за стихотворную обработку прозаической хроники. Титаническая работа над поэмой заняла более 25 лет. За это время Фирдоуси обеднел и вынужден был искать поддержки богатых меценатов, панегириками которым нередко прерываются рассказы о царях и героях. В течение XVII—XIX вв. европейские востоковеды, знакомя читателей с Фирдоуси, нередко именовали поэта «персидским Гомером». Однако его грандиозная эпопея «Шахнаме» (в переводе с персидского буквально означает «Книга царей») примерно в десять раз превышает гомеровское наследие по объёму. К тому же она полнее по характеру описания: в ней последовательно изложена история Ирана с легендарного «начала времён» до середины VII в. «Шахнаме» принадлежит уникальное место не только в персидской литературе, но и в истории иранской культуры в целом. Ф. сумел силой своего поэтического дара воспеть славное прошлое зороастрийского Ирана в таких стихах, которые стали «персидским Кораном» — фундаментальной частью художественной культуры мусульманского Ирана.
ФЛОБЕР Гюстав(1821-1880) - французский писатель. В романе «Госпожа Бовари» (1857) и «Воспитания чувств» (1869) реалистически изобразил нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуазии. В историческом романе «Саламбо» (1862) о древнем Карфагене нарисовал картину бурных страстей, которых не находил в окружающей действительности. Антибуржуазные тенденции прослеживаются в неоконченном сатирическом романе «Бувар и Пекюше». Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) - религиозный мыслитель, ученый. Культурологические воззрения Ф. состоят в отрицании культуры как единого во времени и пространстве процесса. Отсюда следует отрицание эволюции и прогресса культуры. Вместе с тем Ф. полагает, что отдельные культуры подчиняются ритмическим сменам их типов. Он подробно останавливается на признаках культур средних веков и Возрождения. По мнению Ф., ренессансовая культура Европы закончила свое существование в начале XX в. и теперь речь идет о формировании культуры нового типа: ср.-век. культура, коренящаяся в культе, сознательно борется с человекобожнической культурой Возрождения, несущей в своих глубинах начало хаоса; вера определяет культ, а культ - миропонимание, обусловливающее культуру. Он был против представления о культуре как о первичной и самодовлеющей ценности: для определения подлинной шкалы ценностей необходимо выйти за пределы культуры к ценностям, высшим по отношению к ней. Такой ценностью Ф. считал религиозный культ как единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного. Ему принадлежит целый ряд теоретических статей по искусству. Основные культурологич. идеи Ф. отражены в работах: «Стоя и утверждение истины» (1914); «Культ, религия, культура» (1917); «Троице-Сергиева Лавра в России» (1921); «Иконостас» (1922): «Христианство и культура» (1924); Собр. соч. Статьи по искусству. Т. 1. (1985) и др.
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) - философ, культуролог, богослов. С 1920 г. в эмиграции. Один из основателей (наряду с П. Савицким, Н. Трубецким и П. Сувчинским) евразийства; являлся его теоретиком. Однако он один из первых покинул его (его отход начался весной - осенью 1923 г.), обвиняя его в «геополитических» амбициях, отходе от исходных теоретических позиций. Ф. протестовал против политизации
евразийства, выдвигая приоритет «православия и культуры». Одна из наиболее известных статей Ф. «Евразийский соблазн» (1928) является классической по обстоятельному критическому анализу евразийства. Не имея богословской подготовки, написал блестящий фундаментальный труд «Пути русского богословия», который был признан как основной библиографический справочник по истории духовной культуры России. Ф. высказывал критическое отношение к западному типу рациональности, а также к западной культуре, призывал базироваться на истинно православной вере, традициях и самобытной рус. культуре. Известен своими работами: «Богословские очерки» и «Восточные Отцы» (1931): «Византийские Отцы» (1933); «Пути русского богословии» (1937) и др.
ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) — писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии. По окончании гимназии при Московском университете посещал занятия на философском факультете университета (не окончил). Тогда же начал заниматься литературной деятельностью. Весьма рано появилась в нем склонность ксатире. До нас дошли два замечательных сатирических произведения молодого Фонвизина - "Лисица-казночей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", обличающих плутовство, обман, подхалимство, процветающие при самодержавно-крепостническом строе. Позднее от стихотворной сатиры Фонвизин перешел к сатире в прозе. Один из самых смелых и остроумных образцов сатирической литературы XVIII в. — написанная им "Всеобщая придворная грамматика", содержащая исключительно резкую критику двора Екатерины II, как льстивого и продажного. В полную силу сатирическое мастерство Фонвизина проявилось в комедиях "Бригадир" и "Недоросль". В комедии "Бригадир" (пост. 1770) Фонвизин остроумно и метко осмеял пороки правящего класса: глупое подражание иностранцам, невежество, лицемерие. В "Недоросле" (пост. 1782) он обличал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество.
ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) – русский философ и психолог. С 1922 г. в эмиграции. Главная тема его исследований – человек и смысл его жизни как социально-философская проблема. В его работах анализируется состояние современной Европейской культуры. Он приходит к неутешительным выводам: вера в прогресс науки и культуры безвозвратно утеряна. Прежние ценности уже не прельщают людей и «подлежат еще по меньшей мере пересмотру и проверке». Ф. пишет о том, что «обаяние кумира культуры померкло в нашей душе также, как обаяние кумира революции и кумира политики»; «мы не находим больше опорных точек, мы не находим твердой почвы, на которую мы можем с доверием опереться». Основные работы: «Философия и жизнь, Этюды и наброски по философии культуры» (1910); «Природа и культура» (статья, 1910); «Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915); «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» (1917); «Крушение кумиров» (1924); «Смысл жизни» (1926); «Русское мировоззрение» (1930); «Духовные основы общества» (1930); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1956); «Этюды о Пушкине» (1957); Сочинения (1990); Собр. Соч. (1992) и др.
ФРАНС Анатоль (1844-1924) – франц. писатель, лауреат Нобелевской премии 1921 г. В своих романах бесстрастно описывает современную ему действительность («Преступление Сильвестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра», «Таис»). Автор незаметно подводит к мысли о том, что никакие ценности и идеалы не выдерживают испытания жизнью, если они не выражают сути личности, человек легко отказывается от них, меняет веру. Настоящие же ценности человека не в манере мышления, которую легко изменить, а в этическом настрое личности, убеждает писатель.
ФРЕЙД Зигмунд (1865-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основоположник психоанализа и психоаналитического подхода к культуре – научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Основная идея Ф., как культуролога, сводится к тому, что культура, и особенно ее важнейшая часть – искусство, есть результат превращения («сублимации») психобиологической, главным образом сексуальной, энергии человека («либидо») в духовные и материальные культурные ценности. При этом природное, «звериное» начало в людях, их влечения, страсти, инстинкты силой принуждения постоянно подавляются ими самими на индивидуальном или социальном уровне, что нередко отрицательно сказывается на физическом здоровье личности, да и общества в целом. Именно этому посвящена работа Ф. «Недовольство культурой» (1930), в которой он предостерегает против «слишком человеческого» переизбытка культуры в виде разного рода условностей и запретов, в частности в области взаимоотношений полов. Поэтому Ф. и считается идейным вдохновителем нынешней сексуальной революции, как Маркс – революции социальной. Другим важным вкладом Ф. в культурологию стали его исследования т.н. бессознательного – той глубинной и «темной» области человеческой психики, которая связана преимущественно с художественным творчеством. Искусство, по Ф., будучи «сублимацией» и рождаясь в подсознании, нейтрализует присущую человеку агрессивность (инстинкт смерти) и выступает, подобно религии, как «самотерапия». В подсознании коренятся и такие искусственные понятия, как «вдохновение», «катарсис», «индивидуальный стиль», обычно не подверженные контролю разума. Идеи Ф. заметно сказались на теории и практике многочисленных модернистских направлений в искусстве, прежде всего сюрреализма.
ФРЕЙЗЕР Джеймс Джордж (1854—1941) — английский религиовед, этнограф и литературовед. Широко известна его книга «Золотая ветвь» (первое издание в 2-х томах вышло в 1890 г.; в 1911—1915 гг. под тем же названием — 12-томный труд). В творчестве Ф. особое место уделено проблемам формирования духовной культуры. В центре внимания Ф. находились первобытная религия, суеверия, мифы, легенды, обряды, психология первобытного человека. Опираясь на эволюционную концепцию истории человека и его культуры, Ф. сопоставляет множество фактов и культов первобытных и древних народов. Он составляет классификацию магических и колдовских представлений и приемов, выводя их из психологических ассоциаций. Ф. подразделяет магию соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Главный итог его творчества – демонстрация на огромном фактическом материале связи между современными религиями и первобытными верованиями, всесторонний анализ эволюции культуры человеческого общества.
ФРОБЕНИУС Лео (1873—1928) - немецкий филолог, этнограф, историк-африканист и культуролог. Основатель культурно-морфологической школы. Ф. разработал концепцию морфологии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Ин-т морфологии культуры. Каждую культуру, согласно его воззрениям, можно уподобить организму, который по своим внутренним законам и в отведенные природой сроки родится, расцветает, живет и умирает. Культура как самостоятельная сущность проходит те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Если культуру пересадить из родной почвы в чужую, то там она, подобно растению, начнет пускать новые корни, питаться новыми веществами и развиваться в новом направлении. Новые культуры, как правило, плод соединения нескольких старых. И как человеческое дитя, новая культура наследует и достоинства, и недостатки родителей. Причем, как и у людей, культуры бывают мужского и женского рода. Идею о том, что культуры могут быть мужскими и женскими, Ф. иллюстрировал на материале африканских культур: патриархальной у эфиопов и матриархальной у хамитов. Культуры обладают собственным характером, «культурной душой», переживающей стадии рождения взросления, старения и смерти. В мужской культуре все стремится вверх: человек совершает карьеру и повышает свой статус, свайные жилища строят, как и кровати внутри них, на ножках, жизненные планы строятся на далекую перспективу. В женских же все стремится вниз: люди строят подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, в религии центральную роль играет представление о подземном царстве мертвых. Сравнивая Восток и Запад, первый он уподоблял женской, а второй — мужской форме культуры. Соединение мужской и женской форм дает более высокую смешанную культуру. Слияние разных культур происходит интенсивнее всего на пересечении торговых и караванных путей — в центрах человеческой активности. Здесь происходит наиболее интенсивный диалог разных культур. Отсюда можно сделать вывод: чем интенсивнее в обществе будут культурные, торговые, военные, информационные, политические контакты, тем выше будут скорость и глубина культурной диффузии. Понятно, что вероятность зарождения новых культур ниже в регионах слабого культурного обмена — в «культурной провинции» Земли. Ему удалось то, что не удавалось сделать многим ученым до него: органично соединить две противоположные позиции — диффузионизма и эволюционизма. Организовав несколько экспедиций в Африку, он собрал богатейший эмпирический материал. Применив метод картографирования культурного пространства, он отобразил на ней всю мозаику африканских культур. Он полагал, что та или иная культура создается природой и хозяйственной деятельностью человека, который, тем не менее, ее творцом не является. Хозяйствуя на земле, он всего лишь приспосабливается к природно-географическим условиям, по ходу дела создавая себе комфортную среду обитания. Таким образом, культура вообще создается помимо воли и желания человека, а конкретный тип культуры, это скорее подкорректированная человеком «фотография» природно-климатических условий данной местности. Исследуя культурную поверхность земного шара, Ф. приходит к выводу, что сходные культуры скапливаются в однородные зоны. Он назвал их «культурными кругами». Он выделил «западно-африканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Нижней и Верхней Гвинеи. Проживающие в нем народы обладают сходными культурными чертами: у них наблюдаются прямоугольные дома с двускатной крышей, плетеные щиты, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски. Если в одном месте находят несколько однотипных культур, то можно говорить о единстве их происхождения. В одинаковое время в одном и том же месте можно обнаружить несколько разных по своему происхождению культур, которые, подобно пластам земли, накладывались друг на друга. В той же Африке Ф. обнаружил слой ранней индийской и более поздней семитской культуры, которые придавили собой еще более древний слой протоафриканской культуры. В сходных географических условиях рождаются сходные культуры. Идеи Ф. предвосхищают некоторых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.
ФРОММ Эрих (1900—1980) — нем.-амер. психолог и социолог, представитель психоаналитического направления, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист. Ф. пытался соединить психоанализ З. Фрейда с марксистской концепцией отчуждения человека. Он подчёркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором «Иметь или быть?» По его мнению, личность благодаря включенности в культуру приобретает соответствующие черты, и это обеспечивает ей её приспособление к требованиям общества, формирует чувство безопасности и защищенности. Имя Ф. может быть поставлено в один ряд с такими выдающимися гуманистами, как Кант, Лессинг, Гёте, Ганди, Толстой, Швейцер. Его по праву относят к тем мыслителям, которые опережая свое время, предвосхищают течение мировых событий, как правило, остаются не до конца понятыми и правильно оцененными. Главная тема размышлений и теоретических поисков таких, напр., широко известных его работ, как «Человек как он есть» (1947), «Разумное общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Без цепей иллюзий» (1962), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), — это взаимодействиепсихологических и социальных факторов в процессе общественного развития, анализ отчуждения человека в современном западном обществе и конструирование различных путей его гуманизации.
ФУКИДИД(около 460-400 до н.э.) - древнегреческий историк. Знатный и богатый афинянин, был на 20 лет изгнан из родного города за поражение его флота в одном из столкновений Пелопоннесской войны. Написал 8-томную «Историю» этой войны с изложением вначале древнейшей истории Греции. Дал историкам пример тщательной проверки сообщений, рациональной реконструкции причин и хода событий, выражающих природу человека, а не волю богов.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 343;