Тема № 3 Культура и личность
В соответствии с определением Бронислава Малиновского «культура – это единое целое, состоящее из инструментов производства и предметов потребления, учредительных установлений для разных общественных объединений, человеческой мысли и ремесел, верований и обычаев» .
Приведенных определений для наших целей вполне достаточно с включением некоторого следующего дополнения. Человек в целом, и культура еще в большей степени являются динамической системой, включающей кумулятивную причинность по Т. Веблену или кумулятивность и эволюционность (понятия неоинституционализма Д. Норта и др.). Однако, ссылка на Д. Норта носит исключительно формальный характер, поскольку выводы о кумулятивном и динамическом характере изменений в системе относятся ко всем относительно сложным системам, начиная с простых технических, описываемых математическим аппаратом. То, что ясно для математика в применении к сложным динамическим системам вовсе не требует особых доказательств. Совершенно ясно, что человек и общество в целом наиболее сложная система из всех известных объектов научного исследования. И введенная сначала детерминированная модель человека рационального ставила целью получить начальные результаты простейшими (какие имелись в наличии времен Гоббса и Адама Смита) инструментами исследования и моделирования.
Культура и человечество в целом являются динамической системой и включают текущие работающие элементы (культуры), архаичные, отстающие от жизни и вымирающие элементы культуры, имеющие происхождением совершенно иные прошлые и уже исчезнувшие причины, а также включают возникающие в зародыше новые элементы, которые еще не стали доминирующими или заметными для удовлетворения потребностей большинства людей.
Обратимся к определениям культуры. Из них следует, что культура включает «поведение» человека, но не включает сами по себе потребности человека. Культура служит индивидуальным потребностям и групповым ценностям и социальным институтам в самом широком смысле, от технологии, производственного опыта до высших проявлений духовных ограничений, культурных табу или высших образцов поведения и даже высших духовных требований.
Теперь переходим к суждениям, принятым в качестве основы для анализа потребностей и культуры.
В процессе развития человечества его культура, и материальная, и духовная возрастает.
Мы сошлемся на авторитет Бронислава Малиновского, который утверждает, что:
«…обратимся ли мы к простой и примитивной культуре или к культуре крайне сложной и развитой, в любом случае, мы обнаружим обширный аппарат, частью материальный, частью человеческий, частью духовный, при помощи которого человек способен справиться (курсив мой – СЧ) с встающими перед ним специфическими проблемами. Эти проблемы возникают, потому что человек имеет тело с различными органическими потребностями и потому что он живет в среде, которая для него одновременно и лучший друг и, дающий ему сырье, и опасный враг, грозящий множеством опасностей», .
Итак – культура – это интегральная или синтетическая социальная среда, позволяющая человеку в широком смысле, т.е. обществу, удовлетворять его совокупные потребности. Культура решает проблемы человека и общества, которые возникают в результате его человека и общества существования. Понимая соотношение потребностей общества, проблем, которые возникают при их удовлетворении и культуры как инструмента наивысшего уровня для удовлетворения потребностей нам следует показать связи между ее элементами, чтобы видеть в очередной раз соотношения между причиной и следствием.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 436;