В конце XIX - начале XX вв.
После победы Севера над Югом в гражданской войне были приняты три новые поправки к Конституции - 13, 14 и 15 поправки. Они положили конец рабству и устанавливали юридическое равноправие негров с белыми. Однако фактически с конца 1870 - х годов принцип равенства систематически нарушался законами различных штатов, сохранялась расовая дискриминация негров.
В некоторых штатах, особенно южных, где проживало большинство негров, законы предусматривали разделение услуг, учреждений, школ и прочего по расовому признаку, что являлось расовой сегрегáцией - обособлением. Неграм запрещалось селиться в одних домах, кварталах и гостиницах с белыми, ездить вместе с белыми в одних вагонах на поездах и трамваях, обучаться с белыми в одних школах. Законы, предписывавшие сегрегацию, назывались законы Джúма Кроу, по имени комического персонажа Джима Кроу.
Например, в 1890 г. штат Луизиана принял дискриминационный закон, который назывался «Акт о содействии комфорту пассажиров». Согласно этому закону негры и белые обязывались ездить в разных вагонах на железной дороге. Единственное исключение составляли «няни, приставленные к белым». Даже тюрьмы подвергались сегрегации. Например, законы штата Арканзáса требовали отдельных камер для осуждённых белых и негров, а также «отдельных коек, постельных принадлежностей, отдельных обеденных столов и всей остальной мебели». В тридцати штатах из сорока восьми устанавливался законодательный запрет на браки белых с неграми под угрозой сурового наказания - тюремного заключения до 10 лет.
Эти дискриминационные законы о сегрегации получили поддержку Верховного суда США. Конгресс в 1875 г. принял закон о гражданских правах, запретивший дискриминацию «по признаку расы и цвета кожи» в гостиницах, общественных местах отдыха и развлечений. Верховный суд США в 1883 г. признал этот закон неконституционным. Верховный суд постановил, что данный закон не отвечает требованиям поправки XIV к Конституции, поскольку эта поправка декларирует гарантии «равной защиты законов» со стороны органов власти штатов, но не воспрещает дискриминацию со стороны частных лиц. Конгресс, утверждал Суд, перешёл границы XIV поправки. Она запрещала «дискриминационные и несправедливые законы» актами штатов, но не «индивидуальные обиды». Люди могли свободно «проявлять дискриминацию», если они этого желали, в своих домах, в своей общественной жизни, в своём бизнесе. Контроль над этими сферами частной жизни не допустим.
Верховный суд США в 1896 г. признал конституционным с позиции XIV поправки закон штата Луизиана 1890 г., предписывающий сегрегацию негров и белых в поездах и закрепил принцип «раздельные, но равные права». По мнению суда, этот закон не противоречит конституционному принципу равенства всех американских граждан, если только предоставляемые им услуги являются «равными». Пока удобства являлись «равными», не имело значения, что они были «раздельные». Негры имели раздельные, но равные права на проезд в транспорте, проживание в гостинице, на получение образования. Закон мог принять во внимание «установленные привычки, обычаи традиции людей», особенно с целью «сохранения спокойствия и доброго порядка». Эти расовые законы применяются для общественного спокойствия, для сохранения образа жизни белых южан. Действительно, эти дискриминационные законы соответствовали мнению подавляющего большинства белых, которые выступали против расового равенства и никогда не рассматривали негров в качестве равных сограждан.
Законы штатов стали обходить и XV поправку, легально отстранив негров от участия в выборах, лишив их избирательных прав. Законы ввели налог на право участия в выборах, который отстранял от реального участия в выборах именно негров. Дело в том, что негры являлись безземельными арендаторами, вынужденными работать на белых хозяев. Они едва сводили концы с концами и при своей отчаянной бедности не имели возможности уплатить избирательный налог, в отличие от более зажиточных белых избирателей. Законы ввели ценз грамотности, то есть проверку грамотности избирателя. Причём, предъявлялись требования не только уметь читать, но и толковать Конституцию. Например, закон штата Оклахомы требовал от избирателя умения прочитать и написать любую часть конституции Оклахомы. Неграм при этом затруднялся доступ к получению образования. Среди них насчитывалось значительно больше неграмотных лиц, чем среди белых. Законы ввели неопределённые требования о наличии «хороших моральных качеств» для избирателей.
Избирательные комиссии штатов, состоявшие из белых, применяли эти цензы грамотности, морали не к белым избирателям, а к неграм, чтобы на законных основаниях отстранить их от участия в выборах. Несколько штатов освобождали от ценза грамотности любого, кто обладал правом голоса на 1 января 1866 г. в любом штате, и каждого потомка такого избирателя. В это время это могли быть только белые. Негры не попадали в эту категорию. Эти положения получили название «дедовские пункты».
К началу XX в. девять десятых негров южных штатов законными и незаконными способами отстранялись от участия в выборах до 60-х годов XX века. Против негров широко использовалось прямое насилие и террор: суды Линча, виселицы Ку - клукс - клана.
С конца XVIII до середины XX веков, до 1968 года среди граждан США широко был распространён обычай самим вершить «суд Линча», который представлял собой незаконную расправу толпы над подозреваемым в совершении преступления, заканчивающейся, как правило, казнью подозреваемого в совершении преступления. Толпа одновременно берёт на себя функции следователя, прокурора, судьи и палача. Чаще всего объекты линчевания обвинялись в «изнасиловании белых», встречались обвинения в «убийстве», «грабеже», «краже лошадей», «плохая репутация». Линчевание - это зверский самосуд со стороны толпы. Линчевание - это «криминальная практика, свойственная прежде всего Соединённым Штатам. Практика, с помощью которой толпа безнаказанно захватывает индивидов, подозреваемых в преступлении, или забирает из рук служителей закона, или осуществляет расправу над ними без всякого судебного разбирательства, или вламывается в тюрьмы и вешает осуждённых, не встречается ни в одной высокоцивилизованной стране мира»1. 1 CutIer J. E. Lynch-Law An Investigation into History of Lynchings in the US. - MontcIair, 1969 (reprint of 1905). P. 1. Цит. по: Саломатин А. Ю. Модернизация государства и права в США (конец XVIII – XIX вв.). Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. Пенза, 2004. С. 344.Официальные власти с линчеванием никак не боролись, у них на это не было сил.
«Суд Линча» возник в колониальный период истории Северной Америки и получил распространение в окраинных слабозаселённых местностях, где не имелось организованной полиции и суда. В течение более двух столетий он продолжал сохраняться в ряде северо-американских штатов, хотя полицейско-судебный аппарат получил там достаточное развитие. Расправы тайного общества Ку - клукс - клан, возникшего после гражданской войны для терроризирования негров, процветали. Средний белый американец относился к негру не только свысока, но и с презрением, как к существу «низшей расы». В школе, в вагоне, в театре и ресторане, в больнице и даже в тюрьме негры имели своё помещение и должны были быть обособлены от белых.
В 1889-1918 гг. «судами Линча» было убито 3. 224 человека, из них 2. 522 негра и 702 белых. Всего с 1882 г. по конец 1931 г. зарегистрировано 4. 823 случая линчевания, из которых 3. 555, или 74 %, падают на негров. Оставшаяся четверть падает на белых, индейцев, китайцев и др. Убийства совершались самыми варварскими способами - путём сожжения заживо, сопровождаемого порой пытками, утопления, разрезания на куски, забивания до смерти.
Нередко убитые сжигались или выставлялись напоказ6. Вот, например, описание зверского линчевания негра тысячной толпой, имевшего место в 1930 г. в южном штате Джорджия: «Подозреваемый негр был повешен на каучуковом дереве за руки на такой высоте, что ноги его почти касались земли. Участники толпы мучили его в течение более часа. В его рот воткнули шест; медленно палец за пальцем отрезали у него на обеих руках и ногах; проволочными петлями у него вырывали зубы. После этих и других невероятных калечений живое ещё тело негра было облито газолином и подожжено. Пока пламя пожирало жертву, в неё было выпущено несколько сот выстрелов. В течение всего дня тысячи людей прибыли из окрестностей за много миль, чтобы полюбоваться на это зрелище. Только с наступлением ночи власти увезли обуглившийся труп и похоронили его». 1 Люблинский П. И. Право Линча в Америке // Право. 1908. № 3, 4. Линчевание происходило публично и привлекало толпы народа. Марк Твен свидетельствует, что «стоит распространиться по округе вести о предстоящем линчевании, как люди запрягают лошадей и с жёнами и детьми и мчатся за несколько миль, чтобы посмотреть на это зрелище».
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 706;