Предмет канонического права
Такое положение дел потребовало установления норм, которыми должна руководствоваться церковь при разрешении этих споров. К XII в. сложилось каноническое право - это право церковное по происхождению (исходит от церкви), но по содержанию касается не только церковных, но и некоторых светских (гражданских) правоотношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Оно регулировало положение церкви как религиозного союза: церковные финансы и собственность, режим владения, пользования и распоряжения церковными землями - до 1/3 земель в Западной Европе принадлежало церкви, церковное устройство и управление, церковные должности, о монастырях и других церковных обществах, церковный суд, таинства и обряды (богослужение), о покаянии. Кроме этого, каноническое право содержало много норм, не вытекающих из существа и из цели церкви и объясняющихся громадным расширением юрисдикции церковных судов.
Итак, каноническое право включало в себя такие отрасли и подотрасли права как: брачно-семейное право, наследственное право, гражданское право (право собственности и договорное право), уголовное право, административное право, касающееся порядка занятия церковных должностей, финансовое право, устанавливающее церковное налогообложение.
Источники канонического права
Источниками канонического права являлись:
1. Священное писание – Новый завет, некоторые предписания Ветхого завета. Например, десять заповедей Моисея, запрещение кровосмесительных браков, запрещение взимать проценты, налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде.
2. Произведения, мнения наиболее авторитетных христианских мыслителей, именовавшихся «отцами» церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, «Правила Святых Апостолов».
3. Постановления церковных соборов. Соборы - это собрания высшего духовенства, лучших людей церкви - епископов, митрополитов, патриархов, призванные дать обязательные для всей церкви определения истин вероучения (догматы), правил церковной организации и дисциплины (каноны), а также выработать решения по основным вопросам церковной политики.
С IV в. стали созываться Вселенские соборы, выработавшие в IV-VIII вв. единые нормы христианского вероучения, церковной организации и дисциплины. С XII в. после раскола восточной православной и западной римско-католической церквей соборы стали проводиться только в рамках католической церкви. Например, IV Латеранский собор 1215 г. запретил священникам принимать участие в ордалиях, поставив ордалии вне церковного закона.
4. Церковный обычай (церковное предание).
5. Законы христианских государей.
6. Римское право.
7. С IX в. по важности среди источников канонического права первое место стали занимать декреталы римских пап - декреты, законодательные постановления римских пап - буллы, энцилики, бреве, обязательные для исполнения в католической церкви. При решении трудных вопросов определения, декреты римских пап получают решающее значение.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1089;