Обычное право (кутюмы)
Средневековую Францию в юридическом отношении разделяли на две половины: область писаного права и область обычного права. В южной Франции, где проживало романизированное население, сохранило свое действие в силу обычая упрощенное римское право: сборник вестготского короля Алáриха, кодекс Феодосия 438 г., Свод Юстиниана был неизвестен. Поэтому юг Франции стали называть страной писаного права, основанным на римском праве. При этом действовало и обычное право.
Север Франции, заселенный германскими народами, сохранившими свои этнические обычаи, называли страной обычного права, так как здесь применялось и господствовало обычное право, но разное для различных местностей. Правовые обычаи назывались кутюмами. При этом римское право рассматривалось в качестве дополнительного источника в том случае, если в кутюмах не было ответа на поставленный вопрос. Например, договорное право не было урегулировано кутюмами в достаточной мере.
С XIII в. появляются сборники обычного права - кутюмов разных областей, которые составлялись частными лицами, юристами - практиками и носили неофициальный характер, то есть были не обязательны для королевской администрации. Одним из наиболее ранних и известных сборников записей кутюмов северо-западной части Франции являются кутюмы Бовези, составленные в XIII в. (1285 г.) королевским чиновником Филиппом де Бомануаром, который в 70 главах дал обзор обычного права с добавлением ряда положений из канонического и римского права.
В середине XV в. (1453 г.) король Карл VII предписал провинциальным властям в сотрудничестве с королевскими легистами записать все местные кутюмы, а уже записанные заново пересмотреть. Запись была осуществлена лишь в XVI - XVIII веках. Обсужденный и отредактированный проект утверждался королем и приобретал значение акта, исходящего от центральной власти. Обычное право получило официальное признание именно в эпоху установления сильной централизованной государственной власти, которая боролась с партикуляризмом обычного права, собирала и записывала его с целью унификации, единообразного решения правовых вопросов. Появление официальных сборников кутюмов, их редактирование способствовало более единообразному применению права, создало предпосылки для формирования общефранцузского обычного права, а позднее и для слияния обычного и писаного права. Накануне французской революции конца XVIII века во Франции действовало до 60 собраний местных кутюмов, применявшихся на территории одной или нескольких провинций, и до 200 собраний чисто местного значения, действовавших в пределах более тесных - округа, отдельного города или деревни. Полностью преодолеть партикуляризм обычного права не удалось.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1149;