Причины кризиса и падения римской республики
С конца II в. до н.э. римская республика вступила в период кризиса, который привёл к установлению монархии, единовластия в 27 г. до н.э.
Причинами кризиса и падения римской республики являлись:
1. Разорение римско - италúйского крестьянства и образование латифýндий, сосредоточение крупной поземельной собственности в немногих руках.
Причинами разорения римско - италийских крестьян были:
а) Постоянные войны, которые часто велись в отдалённых районах и надолго отрывали солдат от дома, мешали надлежащему ведению крестьянского хозяйства. При отсутствии кредита крестьяне запутывались в долгах и продавали свои земли богачам.
б) Ввоз в Италию дешёвого хлеба из провинций, что делало занятие земледелием в Италии невыгодным для мелкого собственника. Хлеб, производившийся крестьянством самой Италии, не мог соперничать в дешевизне с привозным.
в) Развитие рабского хозяйства; постепенное обеднение крестьянства сопровождалось образованием латифундий - крупных поместий, в которых широко применялся рабский труд. Хлеб, производившийся рабским трудом в обширных поместьях римских богачей, продавался дешевле, чем мог продать крестьянин. Ввоз рабов из провинций к тому же лишал крестьян заработков в крупных поместьях, нередко притом переходивших от земледелия к скотоводству.
2. Образование столичного лю’мпен - пролетариата.
Италийские крестьяне вынуждены были продавать свои наделы аристократии и удалялись в Рим. Здесь они не находили прочных заработков и превращались в люмпен - пролетариат, не имеющий никакой собственности, но сохранивший права римских граждан. Государство оказалось вынужденным раздавать даром хлеб своим неимущим гражданам, приучая пролетариат к праздной жизни. Не имея собственности, заработка, но, обладая политическими правами, безработный пролетарий - гражданин продавал свой голос в народном собрании при выборах в магистраты.
В народных собраниях всё большую роль стал играть развращённый подкупом, раздачей дарового хлеба, зрелищами, отвыкший от труда столичный пролетариат. Он завидовал богатым, стремился жить за чужой счёт, без личного труда, требуя как чего - то должного хлеба и зрелищ. Пролетариат не был подготовлен к пользованию политическими правами и становился орудием в руках ловких честолюбцев из нобилей - аристократии. Они, пользуясь нелюбовью бедных к богатым, стремились при помощи бедных захватить власть в свои руки.
3. Превращение Рима из города - государства в столицу большого территориального государства. Упадок республиканских учреждений.
К I в. до н.э. Рим превратился из города - государства в столицу большого территориального государства. Результатом Союзнической войны 90 - 88 гг. до н.э. явилось предоставление прав римских граждан всему свободному населению Италии. Число граждан возросло до двух миллионов человек, разбросанных по всей Италии. Участие их всех в собраниях, происходивших в Риме на форуме, сделалось невозможным. В этих собраниях участвовало меньшинство граждан, в основном столичный праздный и продажный пролетариат. Поэтому произошло падение авторитета комиций, которые уже не выражали истинного мнения всего населения государства. Сенат превратился в собрание одной столичной аристократии и также утратил авторитет.
Непосредственная, прямая демократия пережила себя. Непосредственное участие граждан в государственных делах могло только существовать в государствах с небольшими территориями и с незначительным количеством граждан. Едва государство достигало больших размеров, как такая форма правления оказывалась для него непригодной и неосуществимой.
Республиканские учреждения, рассчитанные в эпоху своего возникновения на то, чтобы управлять одним городом, не могли выполнять сложные обязанности управления громадной державой. Краткосрочность магистратур не позволяла проводить необходимые реформы, требующие длительного срока реализации. Для избрания в магистраты специальной подготовки и опытности не требовалось. С несложными задачами управления небольшим полисом магистратам удавалось справляться. Однако превращение Рима в мировую державу значительно усложнило управление, с которым не могла справиться система ежегодно сменяемых магистратур.
Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами. В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан. Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.
Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан. Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства. Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины. Это приведёт к такому явлению как “кризис полиса” в Греции или “кризис республики” в Риме.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1286;