Правовое положение населения римской общины

Население Рима в царский период составляли патриции, плебеи, клиенты и рабы.

I. Патрúции(лат. patres, patricies / patrīties “[потомки] отцов–основателей” [корень -патр- “отец”]; от лат. pater “отец, родоначальник, основатель, устроитель”) - потомки первопоселенцев (лат. patres “отцов”), которые были включены в состав Римской общины целыми трибами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, патриции получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Сами патриции эту землю не обрабатывали. На земле работали их клиенты и рабы. Патриции занимались управлением и организацией производства.

2. У патрициев было право jus occupationis [юс оккупациòнис] (лат. occupatio - право оккупации; от лат. occupāre [оккупàрэ] “занимать, захватывать” – способ приобретения права собственности путём захвата бесхозной вещи. Первый, захвативший эту вещь, становился собственником вещи. В данном случае, первый расчистивший и обработавший ничейный земельный участок – становился его собственником.

В древнем Риме в конце VIII – начале I веков до н.э. все зем- ли были землями общины и делились на две категории: 1) наделы, распределённые в частную собственность между общинниками (лат. ager); 2) земли общины, ещё не разделённые на наделы между общинниками – ager publicus [áгер пýбликус] (общинные земли, “общественные”, “публичные”). Собственником этой земли считалась община. На это указывает и сам термин publicus “общественная”, “публичная”. Патриции имели право расчищать участки на общественной земле и присоединять к своему наделу. Закон, который подтверждал право собственности на эту присоединённую землю, был принят в 111 году до н.э. Патриции могли увеличивать количество своих земель. При этом они сами не обрабатывали эту участки. Там работали их клиенты и рабы.

3. Патриции имели jus suffragii [юс суффрàгии] - политические права, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum [юс хонорàрум] – букв. “право чести”; от лат. honores –“почетная должность”, так как избрание на должность в общине считалось честью).

4. Патриции имели право jus commercii [юс коммèрции] – гражданская правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки без посредства третьего лица; б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Патриции имели право jus connubii (юс конýбии) - право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали римское гражданство. Однако до 445 года до принятия закона Канулéя патриции не могли вступать в браки с плебеями.

6. Патриции имели право jus militiae (юс милитае) - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Однако в ополчении патриции строились по куриям - отдельно от плебеев.

Вывод: 1) Определим наличие статуса свободы (лат. status libertatis “состояние свободы”) [стáтус либертáтис]. Свободный, с точки зрения права – это субъект права. Несвободный (раб), с точки зрения права – это объект права. Никаких промежуточных состояний нет. Свободные, в свою очередь, делятся на две категории – свободнорожденные (лат. ingenuus) и вольноотпущенники (лат. liberti или libertini). Чтобы быть субъектом права – нужно иметь правосубъектность. Патриции имеют права и несут обязанности – значит, обладают правоспособностью. Патриции, достигнув определённого возраста, могли своими действиями приобретать права и нести обязанности – следовательно, были дееспособны. Частичная дееспособность наступала в возрасте c 7 до 14 лет (для юношей) и до 12 лет (для девушек), после чего они становились совершеннолетними и могли вступать в брак. Однако до 25 лет юноши и девушки находились на попечении (лат. cura [кỳра]) – их действия одобрялись попечителем (лат. curator [курàтор]). Патриции могли заключать сделки (были сделкоспособными) и несли самостоятельно юридическую ответственность (были деликтоспособными). Патриции имели все элементы правосубъектности. Следовательно, патриции были правосубъектны, т.е. они субъекты права – значит, патриции свободны (имели статус свободы).

2) Определим наличие статуса гражданства (лат. status civitatis “состояние гражданства”). Этот статус связан с принадлежностью к общине. Чтобы быть общинником, надо иметь право собственности на землю. Патриции были собственниками земли.

Таким образом, патриции – свободные и обладают полнотой прав граждан. Значит, они относятся к сословию полноправных свободных. Можем ли мы считать, что патриции – это все граждане? Нет, потому что патриции имели много земли (было право jus occupationis), но производительным трудом не занимались. Их землю обрабатывали клиенты и рабы. Они занимались управлением. Следовательно, патриции - это общинная знать.

II. Плебеи (лат. plēbes/ plebs) - позднее население, которое включалось в состав общины по отдельности или небольшими группами.

1. Они обладали правом собственности на землю (лат. dominium agri [домúниум àгри]). С момента основания римской общины, плебеи, как патриции, получали по 2 югера (0,5 га) на мужчину. Рэкс, как высшее должностное лицо общины, выдавал плебеям наделы из общинного фонда земель. Когда римляне отвоевали у соседей больше земли, то норма увеличилась до 7 югеров (1,75 га) на человека. Речь идёт не только о приусадебных участках, но и о пахотных землях. Если в семье имелось 10 мужчин, то семья была собственником 5 гектоаров. Это не только земля под домом.

2. У плебеев не было право jus occupationis – они не могли расчищать и присоединять земли из категории ager publicus. Поэтому земли у них было немного. Плебеи страдали из-за малоземелья и очень хотели получить право jus occupationis. Землю плебеи обрабатывали своим трудом. Чтобы компенсировать нехватку земель, они также занимались ремеслом и торговлей.

3. Плебеи в период правления первых пяти рэксов (конец VIII - середина VI веков до н.э.) не имели право jus suffragii – политические права, включая право jus honorarum - занимать должности и управлять.

До реформ Сервия Туллия до середины VI в. до н.э. в Риме был только один вид народного собрания (лат. comitia [комùциа]) - куриатные комиции (лат. comitia curiāta [комùциа куриàта]) – собрания по куриям. Так как в народном собрании было много участников, для экономии времени, а голосовали сначала по куриям, а потом считали голоса каждой курии – так принималось решение. Хотя, ещё со времён Ромула, простой народ созывали по сигналу трубача - и плебеи могли присутствовать на собрании. Однако плебеи в курии не входили, так как плебеи включались в состав Римской общины не трибами, а индивидуально или небольшими группами - то они находились вне триб и курий. Поэтому плебеи в принятии решений в куриатных комициях не участвовали. Тем самым решения в народном собрании по куриям принимались патрициями, а не плебеями.

4. Плебеи имели право jus commercii - гражданскую правоспособность: а) право приобретать собственность, право самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица); б) сюда же относилось право от своего имени выступать в суде (самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем).

5. Плебеи имели право jus connubii – право вступать в законный римский брак. Дети, рождённые в этом браке, от рождения получали статус плебеев и не становились чужаками. Однако до 445 года до принятия закона Канулея плебеи не могли вступать в браки с патрициями.

6. Плебеи имели право jus militiae - право формировать общинное ополчение, то есть ополчение граждан. Так как в ополчении патриции строились по куриям – плебеи, не входившие в курии, стоились отдельно от патрициев.

7. Плебеи участвовали в формировании общинно-государственного фонда на общественные нужды. Они платили налоги (лат. tributum [трибỳтум]).

Вывод: Определяем правовой статус плебеев. Статус свободы (лат. status libertatis): Свободный - субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Плебеи имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Они могли своими действиями приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли заключать сделки (были сделкоспособны) и несли самостоятельную юридическую ответственность (были деликтоспособны). У плебеев были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, плебеи - субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы).

Есть или нет у плебеев статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как плебеи имели право собственности на землю, то они являлись членами общины – а, следовательно, имели статус гражданства. Значит, плебеи относились к сословию полноправных свободных. Плебеи - рядовые общинники, так как земли у них было немного, и они сами обрабатывали землю. Как и везде рядовые общинники, плебеи исключались из сферы управления, не занимали должности. Когда в середине VI века до н.э. шестой римский рэкс - Сервий Туллий перед проведением реформ приказал составить списки граждан, то в них были записаны и патриции, и плебеи - всего 80 тысяч граждан. Таким образом, для Сервия Туллия плебеи были гражданами ещё до проведения реформ.

По цензовой (от лат. census “оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества”), или как её ещё называют - центуриатной (от лат. centuria “сотня”; отряд воинов в 100 человек) реформе, Сервий Туллий ввёл сотенное деление граждан. В сотни входили и патриции, и плебеи – все граждане. Сервий Туллий поделил всех граждан на пять имущественных разрядов. Те граждане, кто не отвечали этим разрядам, составляли группу пролетариев (лат. Prōlētārius [пролетàриус] “имеющие только своих детей”; от лат. proles [прòлес] “потомки”) – они ценза не имели, были вне разрядов.

Граждане, которые вошли в пять разрядов, сформировали сотни. Причём большинство сотен имел первый разряд - 98 сотен из 195. Первый разряд (те, кто имел один полный надел – 40 югеров, то есть 10 гектаров) – это не богачи, а зажиточные граждане. На основе сотенного деления Сервий Туллий создал второй вид собрания – центуриатные комиции народное собрание по сотням. Они действовали параллельно с куриатными комициями, которые оставались собранием патрициев. Аналогично с куриатными комициями, в центуриатных комициях голосовали сначала по сотням, а потом считали голоса, начиная с сотен первого разряда.

В результате, плебеи получили право jus suffragii - политические права, но без права jus honorarum - права занимать должности и управлять; должности по-прежнему продолжали занимать по знатности. Кроме того, было реформировано право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Теперь в ополчении патриции и плебеи строились вместе с патрициями по сотням.

Плебеи относились к Римскому народу (лат. populus Romanus [пóпулюс ромáнус]). Народом называют всех граждан, а плебеями - граждан, исключая патрициев. Гай говорит: «Плебс отличается от народа тем, что словом “народ” обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев» [Институции Гая, кн. I-я, ст.3-я]. Так как плебеи считали себя гражданами – они активно боролись за свои права.

III. Клиенты (лат. clientes; от лат. cliēns – букв. “послушный”, т.е. “зависимый, подчинённый”; лицо, находящееся в зависимости от патрона и пользующееся его покровительством) – категория, которая формировалась из чужаков и из разорившихся общинников, которые, в результате, потеряли статус гражданства.

1. Клиенты правом собственности на землю не обладали. Так как чужаки не были членами общины - община их не защищала, так как они стояли вне той организации, которая в древности обеспечивала и гарантировала личные и имущественные права. Чужака любой мог убить, любой мог ограбить, обратить в рабство – и по нормам обычного права за подобные деяния никакой юридической ответственности для обидчиков не наступало. Чтобы такого не происходило первоначально чужаки должны были искать себе покровителя, который бы защищал чужака - патрòна (лат. patrōnus “покровитель, защитник”). Кроме того, так как чужаки не имели земли – а, значит, не имели средств существования – они получали от своего покровителя землю в держание, и обрабатывали участок, отдавая часть плодов и доходов собственнику земли. Здесь была взаимная выгода: чужаки получали возможность прокормиться; а их покровители приобретали работников, которые работали на их земле, тем самым, освобождая своего господина от необходимости заниматься производительным трудом. В качестве патронов выступали патриции. Именно у них было много земли, и была потребность в работниках. Однако и при наличии покровителя–патрона римская община не гарантировала клиентам защиту. В «Законах XII таблиц» нет ни одной нормы, которая бы защищала права чужаков (клиентов) [за исключением неюридической нормы о проклятии богами покровителя–патрона, если он причинил вред своему клиенту (VIII, 21)].

Кроме того, в отношении клиентов говорят, что каждый клиент получал фамилию своего патрона. В связи с этим, некоторые авторы говорят, что, в результате получения фамилии, клиенты принимались в род и становились членами семьи патрона. Однако, для того чтобы стать членом семьи, следовало пройти процедуру усыновления - чего с клиентами не делали. Поэтому, в данном случае, между патроном и клиентом не возникали родственные отношения. Здесь существовали квазиродственные отношения (“как бы родственные, похожие на родственные”; от лат. quasi “как бы, похожий”), то есть отношения покровительства. Фамилию патрона давали, чтобы знать, чьи они клиенты. Если клиент что-нибудь натворит, да, ещё к тому же, сбежит, то будет ясно, кому нужно предъявлять претензии – претензии предъявлялись патрону.

2. У клиентов не было право jus occupationis.

3. Клиенты не имели jus suffragii – политических прав, включая право занимать должности и управлять (лат. jus honorarum).

4. Клиенты не имели право jus commercii – у них не было гражданской правоспособности: а) они не имели права самостоятельно заключать сделки (без посредства третьего лица) – сделки клиенты заключали при посредстве своего патрона (если клиент кого-нибудь пытался обмануть при сделке, то претензии предъявляли его патрону, который выступал гарантом сделки); б) не имели права от своего имени выступать в суде (не могли самостоятельно защищать свои интересы в суде, быть свидетелем – клиенты действовали в суде через своего патрона).

5. Клиенты не имели права jus connubii – не могли вступать в законный римский брак. Они заключали свой брак – брак клиентов. Дети, рождённые в этом браке, также становились клиентами.

6. Клиенты не имели право jus militiae – право формировать общинное ополчение (ополчение граждан). Они могли попасть на войну только как прислуга своего патрона.

Вывод: есть или нет у клиентов статус свободы (лат. status libertatis)? Свободный – субъект права, который должен был иметь правосубъектность. Клиенты имеют права и несут обязанности, значит – были правоспособны. Могли своими действиями (при посредстве патрона) приобретать права и принимать на себя обязанности, значит – были дееспособны. Они могли (при посредстве патрона) заключать сделки (были сделкоспособны) и (при посредстве патрона) несли юридическую ответственность (были деликтоспособны). У клиентов были все элементы правосубъектности – они обладали правосубъектностью. Следовательно, клиенты – субъекты права, то есть свободные (имеют статус свободы). Есть или нет у клиентов статус гражданства (лат. status civitatis)? Так как клиенты не имели права собственности на землю, то они не были членами общины – а, следовательно, у них не было статуса гражданства. Клиенты свободны, но не обладают полнотой прав граждан. Значит, они формировали сословие неполноправных свободных. В отличие от плебеев, клиенты, не будучи гражданами, понимали, что они не могут иметь прав граждан – поэтому никогда не боролись за эти права.

В 242 году до н.э., помимо должности городского претора (лат. praetor urbanus [пр`этор урбàнус]), была создана должность прèтора перегрùнов (лат. praetor peregrinus [пр`этор перегрùнус]). Эти прèторы перегрùнов должны были заниматься делами лиц без гражданства, выполняя функции, которые ранее лежали на патроне. Поэтому необходимость в институте патроната-клиентелы в III веке до н.э. исчезает. Вместо старого термина “клиенты” для обозначения чужаков, то есть лиц без гражданства, стал использоваться термин “перегрùны”.

IV. Рабы (лат. servi, ед.ч. servus) – в отношении рабов некоторые авторы говорят, что рабов берегли, нормально содержали, поэтому тогда было так называемое “патриархальное рабство”, под которым понимали положение рабов “как младших членов семьи”. Однако, для того чтобы раб стал младшим членом семьи, необходимо было отпустить его на свободу. Чтобы освободить раба из-под власти хозяина, надо совершить манумиссию (лат. manumissio [манумùссио] – досл. “убирание руки”). В этом случае, человек становится свободным. После этого уже вольноотпущенника надо усыновить. Но ничего подобного с рабами не было совершено. Поэтому они оставались рабами и никакими младшими членами семьи не становились. Если раба не бьют и не колотят, и каждый день кормят (так как портить дорогую вещь, стоимостью 400-600 денариев, не целесообразно), то от этого его статус объекта права не меняется; субъектом права он не становится. Так называемое патриархальное рабство – непонимание правового статуса раба. Поэтому особого (“патриархального”) рабства не было – было просто рабство.

 

Государственный строй Рима в «царский период»

 

Древнейшая форма правления Рима в царский период - ранняя монархия. Основными элементами её являлись: царь, сенат и народное собрание. Во главе государства стоял рекс (rex), правитель, царь. Должность рекса не была наследственной, а имела выборный характер. Избрание рекса происходило в народном собрании,но кандидатура царя предлагалась патрицианским сенатом. Им же и утверждалось избрание. Царь сам вносил в куриатные комиции (народное собрание) куриатный закон об империи (lex curiata de imperio), a курии голосовали за этот закон.

Рекс являлся высшим правителем, военачальником (главнокомандующим), верховным судьёй и жрецом. Полномочия рекса:

1. Верховная военная власть – полномочия в сфере miIitiae: право набирать войско, предводительствовать на войне, распоряжаться военной добычей.

2. В сфере domiгражданские функции рекса охватывали верховное управление государством: право созывать сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, вносить на утверждение этих собраний законы, заведовать казной, государственным имуществом, устанавливать подати и повинности, назначать и смещать должностных лиц, поддерживать порядок в государстве, охранять его безопасность, заботиться о благосостоянии населения и благоустройстве города, устанавливать отношения с другими государствами. Царю принадлежало право законодательной инициативы(право предлагать законы), но законодательная власть (право принимать законы) принадлежала римским комициям. Законодателембыл римский народ.

3. Верховная юрисдикция.Судебные полномочия царя распространялись и на гражданскую (мирную), и на армейскую (военную) сферы жизни римской общины. Судебные решения рекса имели силу законов, поскольку у него было право вершить правосудие именем Юпитера (судебный процесс имел форму совещания с богами). Вынося судебные решения, царь опирался не только на законы и обычаи предков, но и на собственную их интерпретацию, на свое понимание божественной справедливости. Царь мог налагать наказания вплоть до смертной казни, мог привлекать к разбору дел сенат.

4. Верховная религиозная власть. Как верховный жрец царь стоял над всеми жрецами. Он выступал посредником между богами и народом. Его сакральная власть включала право общения с божествами от имени общины, совершения богослужений и жертвоприношений, право общественной дивинации (divinatio - интерпретация знаков божественного происхождения: от divus - божественный).

Наиболее распространенный вид дивинации ауспúции (auspicia - наблюдения за поведением птиц). Ни одно сколько-нибудь значительное дело не совершалось римлянами без ауспиций. В архаическом Риме, когда война была обычным состоянием общества, особое значение получили ауспиции в ходе военных действий. В военной сфере гадание по полету и крику птиц рано было заменено наблюдением за поведением птиц. Хорошим знаком считалось падение на землю предмета, который птицы несли в клюве (он рассматривался как имевший символическое значение). Для ауспиций можно было использовать любых птиц, и, упрощая задачу, римляне нередко ограничивались цыплятами. Их брали в военный поход с собой; содержал священных цыплят специальный служитель, он назывался пулларием.

Со временем образовалась специальная «экспертная коллегия для общих ауспицийдля общих ауспиций» в лице жреческой коллегии авгуров (augures). В обязанности авгуров входило наблюдение за птицами и интерпретация различных знамений. Авгуры имели право контроля за правильностью выполнения ауспиций царями и (в дальнейшем) магистратами.

Рекс имел помощников, в первую очередь, по военным делам. Им он поручал руководство отдельными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Например, городской префект (praefectus urbi) - гражданский и судебный заместитель царя в о время его отсутствия в Риме, назначавшийся самим рексом.

В ранней монархии власть рекса была юридически неограниченна. Однако фактически его власть ограничивалась сенатом и народным собранием. При принятии важных решений он считался с общественным мнением, с обычаями. Функции государства в период ранней монархии ограничивались военным делом, правосудием, сбором немногочисленных налогов и отчасти, принятием законов, ибо основным источником права являлось обычное право. Государственная организация являлась примитивной.

Другим властным органом являлся сенат (senatus). Он состоял из 300 старцев, глав больших патриархальных семей, из которых состоял род. Это был совещательный орган по важным делам при царе. Сенат собирался по призыву царя и обсуждал по предложению царя те или иные вопросы, но его решения не были юридически обязательны для царя. Сенат в царский период обладал судебными функциями. Сенат выносил также рекомендации, кого избрать царем, но непосредственно избирали его комиции.

Внутри сената решение принималось голосованием. Голосование производилось путем расхождения сенаторов в разные стороны: каждый направлялся в сторону того, чье предложение он считал правильным.

Третьим элементом государственного устройства являлось народное собрание - собрание всех взрослых способных носить оружие полноправных граждан - патрициев. Народное собрание называлось куриáтными комúциями. В состав их входили только патриции, разделявшиеся на кýрии. Собрания эти происходили по куриям. Каждая курия имела один голос. Внутри курии голосование было персональным.

Народное собрание созывалось по инициативе рекса. Он вносил на его рассмотрение свои предложения, чтобы получить согласие народа на важную меру. Например, объявление войны, заключение мира. Помимо воли рекса народное собрание состояться не могло и народ не имел инициативы в предложении вопросов для решения собрания. Предложения рекса обсуждению в народном собрании не подлежали, а лишь принимались или отвергались путём открытой и устной подачи голосов - простым «да» или «нет». Важнейшей функцией куриатных комиций было избрание рекса.

 

Реформы Сервия Туллия: введение нового имущественного и территориального деления, создание центуриатных комиций

Борьба плебеев с патрициями за уравнение в правах оказала заметное влияние на дальнейшее государственное развитие Рима. Первый крупный шаг в развитии государственного строя представляли реформы середины VI в. до н.э., приписываемые шестому рексу Сéрвию Тýллию. По этим реформам, пытавшимся упорядочить взаимные отношения между патрициями и плебеями, плебеи получили доступ в войско и народное собрание.

Древнейшее римское войско совпадало с родовым делением народа, в котором не могло быть места для плебеев. Римское войско состояло из 3 тысяч пехотинцев и 300 всадников. От каждой курии набиралось по 100 человек пехоты и 10 всадников. Главная тяжесть военной службы лежала на патрициях. Они обязывались служить в ополчении, приобретая вооружение за свой счёт. Плебеи привлекались к военной службе, но в виде вспомогательных войск или в форме уплаты военного налога. Патриции стремились увеличить войско за счёт привлечения плебеев к военной службе. Поэтому в основе реформы Сервия Туллия лежало желание патрициев привлечь плебеев к участию в войске.

Сервий Туллий провёл разделение римского мужского населения на пять имущественных разрядов, в состав которых вошли и патриции и плебеи. Его реформа имела сходство с законодательством Солона. В её основу было положено разделение населения на имущественные разряды независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление бóльших прав более зажиточным. Весь народ, и патриции и плебеи, разделялся на 5 разрядов: с имуществом в 100 тысяч áссов (асс - медная монета весом 327, 5 грамма) или с земельным участком площадью свыше 20 ю’геров (один югер равнялся одной четверти гектара), 75 тысяч ассов (15 - 20 югеров земли), 50 тысяч ассов (10 - 15 югеров земли), 25 тысяч ассов (5 - 10 югеров земли) и 11 тысяч ассов (менее 5 югеров земли). Каждые пять лет совершался ценз, то есть распределение граждан по разрядам.

Каждый разряд обязывался выставлять определённое количество военных подразделений - центýрий (1 центурия составляла100 человек), а именно первый разряд - 98 центурий, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30, да вне разрядов ещё 5 центурий - ремесленников и самых бедных - пролетáриев. Общее число центурий составляло 193. Сам воин обязывался обеспечить себя оружием, а не государство. Чем зажиточнее были граждане, тем лучше они должны были быть вооружены для войны и больше платить налогов. Граждане платили временный принудительный налог. Размер и срок выплаты его определялся рексом по мере необходимости. Воины первого разряда из патрициев и плебеев должны были иметь полное вооружение (шлем, панцирь, поножи, щит, копьё и меч), остальные имели более легкое вооружение.

Собрание войска, вооружённого народа превратилось в новое народное собрание. Возникло народное собрание по разрядам и центуриям - центуриáтные комúции(лат. comitia centuriāta [комùциа центуриàта]). Они постепенно сделались главной формой народных собраний в Риме. К ним переходили функции куриатных комиций. Голосование происходило по центуриям, а не поголовно. Каждая центурия имела один голос. Поскольку граждан первого разряда насчитывалось 98 центурий (из них 80 пехотных и 18 конных) из 193, им принадлежало большинство голосов. Более зажиточные граждане независимо от происхождения пользовались перевесом в политической жизни Рима. Они несли больше обязанностей перед государством, но обладали и бóльшими правами. Считалось, что граждане первого класса более всех заинтересованы в благоденствии государства.

Армия в Риме существовала в форме ополчения граждан. Она состояла из военнообязанных граждан, которые в любой момент могли быть призваны. Военнообязанными являлись имущие граждане от 17 до 60 лет, главным образом крестьяне Рима и Италии, беззаветно преданные Родине, безропотно переносившие все тяготы войны, стойкие и дисциплинированные при нападении и обороне. Служба в войске была бесплатной, считалась долгом и привилегией. Лишь прохождение военной службы давало политические права.

Римское войско делилось на полки, или легионы, в разное время имевшие разный численный состав - от 3 до 6 тысяч человек. Легионы подразделялись на мéньшие части - роты, или манипýлы, позднее когóрты.

Кроме того, Сервий Туллий провёл разделение населения по территориальному признаку, на территориальные округа - трúбы. Вместо трёх родовых триб, состоящих только из патрициев, Рим разделялся на 4 городские и на 17 сельских территориальных триб. В их состав входили как патриции, так и плебеи. Во главе трибы стоял выборный староста. Он проводил запись населения по имущественным разрядам, собирал налоги. Новые местные трибы заменили собой старые родовые, как это было и в Афинах с филами по законодательству Клисфена.

Таким образом, плебеи включались в состав войска, римских граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому разряду, обедневшие патриции - опуститься до пятого разряда. Богатство стало служить источником привилегий для зажиточной части плебеев. Отныне принадлежность к первому разряду определялась не происхождением, а имуществом. Путь в него не был закрыт и плебеям. Доступ плебеев в войско и народное собрание стал лишь первым уравнением в правах плебеев с патрициями. Патрицианские куриатные комиции продолжали существовать. Лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве и вступать между собой в браки. Лишь им принадлежало право распоряжения государственными землями. В результате реформ Сервия Туллия численность римской армии увеличилась в несколько раз за счёт плебеев, что способствовало успешным завоеваниям Рима.

 

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 3847;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.