I. Социально-экономическое положение Ирана
Со второй половины XIX в. усиливается вмешательство европейских государств во внутренние дела страны. Иран постепенно включался в сферу мирового капиталистического хозяйства, мирового рынка.
В начале XIX в. инициатива подчинения Ирана военным путем принадлежала Российской империи. Англия использовала, в первую очередь, внешнюю торговлю. Иностранный капитал не сразу устремился в Иран. Это объясняется незнанием возможностей страны, ее природных ресурсов, а также соперничеством западных держав друг с другом. В 70-е годы положение изменилось. Наблюдается активизация предпринимательской деятельности иностранных компаний на территории страны. Это сразу же повлияло на состояние иранской экономики:
– развиваются товарно-денежные отношения;
– разлагается традиционный уклад;
– зарождаются элементы национального капитализма.
Однако проникновение западного, прогрессивного, уничтожало не только местный консерватизм и отсталость, но и то, что было достоянием нации. К концу века, не выдержав конкуренции, прекратили свое существование целые отрасли кустарной промышленности. Иранский историк Кермани в книге «Пробуждение иранцев» писал, что невозможность бороться с конкуренцией иностранных товаров привела к разорению местной промышленности. В упадок пришли шелкоткачество, гончарное дело и производство хлопчатобумажных тканей. Единственной отраслью, которая смогла выдержать конкуренцию, оставалось ковроткачество. Персидские ковры ручной работы пользовались спросом на мировом рынке. Экономическая экспансия задушила даже первые очаги национальной фабрично-заводской промышленности. В 60-е годы были построены бумажная, прядильная, спичечная и другие фабрики. К концу века они закрылись из-за явной убыточности производства. Продукция иранских фабрик не выдержала конкуренции с аналогичными английскими товарами.
Рыночные отношения повлияли на традиционное сельское хозяйство. Растет товарность земли. Все большее значение приобретают те культуры, которые пользуются спросом на мировом рынке. Например, хлопчатник на севере страны продается России, опийный мак, табак и другие южные культуры импортируются Англией.
Развитие товарно-денежных отношений способствовало приливу денежных капиталов в земледелии. Это выразилось в расширении круга сделок по купле-продаже земли, росте цен на земельные угодья. Укрепляется принцип частной собственности на землю. В 1887 г. шах издает специальный фирман о продаже государственных земель. Кто приобретает эти земли? В первую очередь покупателями земель становится правящая верхушка Ирана. Например, сын шаха Зилли Солтан только в последней четверти XIX в. приобрел 2000 селений с миллионным населением. Землю скупают представители высшего и низшего духовенства; зажиточное купечество вкладывает свои средства в земельную собственность. Это привело к частичной потере земли крестьянством. Следует подчеркнуть, что так называемые «помещики» неохотно ведут хозяйство по-новому, в деревне сохраняются традиционные рентные отношения. Поэтому крупное частное землевладение не привело к развитию капитализма в сельском хозяйстве.
«Мирное» проникновение иностранного капитала в Иран происходило на фоне непрекращающегося англо-русского соперничества.
I. В 1862-1872 гг. Англия добилась от иранского правительства права на строительство средств коммуникаций, намереваясь построить телеграфные линии для обеспечения бесперебойной связи Индии и Ирана с Лондоном. Обслуживающий персонал английских компаний получил право экстерриториальности. На телеграфные линии, как на мечети и посольства, распространялась привилегия беста (неприкосновенного для властей места, убежища). Чуть позже в северных провинциях появились телеграфные линии, построенные Россией. Шоссейные дороги южной части Ирана контролировали англичане, северные дороги – россияне.
В конце века стране были крайне необходимы железные дороги. Но Россия боялась, что строительство железных дорог приведет к ускоренной транспортировке дешевых английских товаров в северные районы Ирана. Англия, со своей стороны, опасалась, что железные дороги помогут России проникнуть к югу Индийского океана, к границам Индии. Вопреки экономическим интересам Ирана, в 1890 г. подписано русско-иранское соглашение, по которому правительство взяло на себя обязательства воздержаться от строительства железных дорог сроком на 10 лет. В 1900 г. оно было продлено еще на 10 лет. Английское правительство поддержало это соглашение.
II. Английские и российские компании стремились к полному контролю над отдельными отраслями промышленности. Например, английская компания Тальбот получила монопольное право на скупку, обработку и продажу табака. В конце века российский предприниматель банкир С.М. Лианозов с помощью российского правительства добился монопольного права на эксплуатацию рыбных промыслов Южного Каспия.
III. Соперничество двух держав шло и в финансовой сфере. В конце века Иран попадает в финансовую зависимость от Англии и России. В 1889 г. правительство разрешило владельцу английского телеграфного агентства барону Ю. Рейтеру организовать Имперский (Шахиншахский) банк. Имперский банк получил монопольное право на выпуск банковских билетов на сумму 800 тыс. ф. ст., на его текущий счет поступали государственные налоги, таможенные пошлины. Банк контролировал монетный курс иностранной валюты.
Российское правительство увидело в этом ущемление своих интересов в регионе. В 1890 г. по иранской лицензии русским подданным Л.С. Поляковым был создан Учетно-ссудный банк. Между двумя банками шла борьба за финансовый контроль над страной. В результате англо-русского соперничества и в государственном аппарате Ирана все большим влиянием пользуются иностранные советники: на юге – английские, на севере – российские.
IV. В 1901 г. англичанам с помощью взяток и подкупов удалось получить концессию на разработку и добычу нефти. Создается Англо-иранская нефтяная компания. Иранскому правительству отчислялось только 16% ее прибыли.
V. Англо-иранские и российско-иранские договоры создали благоприятные условия для торговли России и Англии с Ираном. В начале XX столетия удельный вес России во внешнеторговом обороте Ирана равнялся 57%, Англии (вместе с Индией) – 22%. Для Ирана Россия была единственной европейской страной, с которой он имел активное сальдо, т.е. больше продавал России, чем покупал у нее. Россия вывозила из Ирана хлопок, рис, ковры, кожи, сухофрукты и т.д., ввозя промышленное оборудование и полуфабрикаты. С Англией у Ирана было пассивное сальдо. Первое место среди английских товаров занимали манчестерские ситцы, затем индиго, фарфор, стекло, оружие. Вывозили англичане опиум, табак, зерно, хлопок, фрукты.
VI. Англо-русское соперничество было и в армии. Здесь позиции России были более прочными. В 1879 г. под руководством российских офицеров был создан казачий полк. В годы иранской революции он оказался самой боеспособной частью иранской армии, одно время руководил полком полковник Ляхов.
Таким образом, к концу XIX в. Иран попадает в зависимость от Англии и России, ибо транспорт, финансы, налоги, добыча полезных ископаемых находились в руках английских и российских предпринимателей.
Отношение к проникновению иностранцев в Иран выразил в своем стихотворении поэт и просветитель Мирза-Ага-хан (1896).
Да минует Иран тот тяжелый удел,
Чтоб враг-иноземец страной завладел,
Чтоб этой невесты был жребий таков
Утехой для русских служить женихов,
Или чтоб она, с красотой неземной,
Английскому лорду досталась женой[162].
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1866;