Кроме казаков, в области Войска Донского живут еще крестьяне, иногородние и калмыки.
Крестьяне, преимущественно малороссы, появились на Дону после того, как казаки сплотились в одно целое «войско». Крестьяне эти («черкасы») бежали на Дон из соседних губерний и селились, несмотря на строгое запрещение нашего правительства, частью при станицах, частью на землях, захваченных войсковыми старшинами. Вначале они были простыми вольными батраками. По словам Г.Карасева, «близ хутора или, вернее, двора владельца, у большой дороги, ставились рогульки в виде граблей, на которых число льготных для черкас дней в неделю обозначалось числом зубков: так владельцы донских окраин, имея под рукой более рабочих сил, выставляли на граблях два зубка, а по мере удаления места жительства владельцев внутрь теперешних Миусского и Донецкого округов, надобность в рабочих силах чувствовалась сильнее, прохожих было сравнительно меньше, а поэтому льготные дни увеличивались, и на граблях выставлялось три зубка, особенная ли нужда в рабочих силах и заселении занятых местностей, или дальновидность некоторых владельцев увеличивали количество зубков до 4-х и даже до 5-ти. Черкасы останавливались на отдых перед каждым условным флагом и держали громадой совет, оставаться ли на том месте или идти дальше искать большие льготы».
Получив дворянство, а вместе с ним и право владеть крестьянами, донские чиновники стали приобретать последних путем покупки и браков с русскими помещицами, в силу чего число крестьян увеличивалось. С 1796 года крестьяне, жившие при помещиках, обращены были в крепостную зависимость. Освобожденные затем манифестом 19 февраля, они получили земельные наделы и ныне живут особыми поселениями. Крестьян же, поселившихся при станицах еще в 1811 году, велено было причислить к казакам.
Кроме крестьян, на Дону существует еще особый класс пришлых людей, «иногородних», который состоит большею частию из ремесленников и рабочих, приходящих из разных губерний на заработки и отхожие промыслы. В 1867 году иногородним людям, селившимся обыкновенно при станицах и хуторах, даровано было право приобретать в собственность дома и проч. недвижимости. Приобретшие полную оседлость имеют право выгонять свой скот на общественный выгон, а с 1870 года — участвовать в управлении по предметам, затрагивающим их интересы.
Иногородних казаки не любят, обзывают «русскими», «русью» и всячески притесняют, хотя, по словам самих же станичников, не могут без них обойтись, потому что «русский и плетень огородит, русский и коваль, он же и землекоп, и портной, и плотник, овчинник, и пустовал, и чернорабочий, и торговец»...
Особенно в прежние времена тяжело было положение «русских», завидя, например, казака, иногородний еще издали обязан был поклониться ему, если же он этого не сделает, то «самый последний казачишка» мог совершенно безнаказанно побить его. Даже и в настоящее время, при решении тяжбы «русского» с казаком в станичных судах, нередко применяется правило: «казака на мужика менять не приходится». Со своей стороны и «иногородние» терпеть не могут казаков, обзывая их (особенно в верховых станицах) «чигой проклятой» и завидуя их богатству и обилию плодородных земель.
В станице Аннинской мне довелось быть свидетелем следующего разговора, в котором, как мне кажется, довольно ясно выразилось воззрение казаков на пришлых иногородних. В праздник около шинка столпились казаки, уже несколько подвыпившие. В это время к шинку пробирался один из иногородних крестьян, живущих при станице. Завидя его, некоторые из казаков стали браниться.
-Ишь - русь то!.. Русь ты проклятая! Крестьянин остановился и, обернувшись, обратился к стоявшему ближе всех казаку:
-Ну, русь; добро. Да ты то кто? Ведь и ты оттуда же, и ты русь...
-Как это я русь?! удивился казак.
-Ругаться лезешь?!.. Русь! ишь ты... Мы тебе такую русь покажем — зашумели в толпе.
-Расея ты, говорю — продолжал крестьянин, обращаясь все к тому же казаку: — что ж, коли не Расея?
-Расея. Нечего финтить то: казак - так и называй, а то знаем и сами, что Расея.
-Ну, значит, все одно.
-Все одно да не то... прыток больно!
-Что ж, коли не одно?
-Что ж?! Мы Расея, да не то, что вы: вы — мужики, а мы казаки, царские, значит, слуги. Вот оно что!
-Все ныне Царю то служим, возражал крестьянин...
-Эх горе, - воскликнул в стороне стоявший старик-казак, - ныне на тихом Дону три земли.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 724;