Отношение родителей и детей
Дети, по понятиям казаков, - признак «благословения Господня над семьей». Радость, которую испытывает казак при рождении детей, ясно выразилась в одной песне, в которой казак отказывается убить свою нелюбимую жену только потому, что она ему принесла сына. Когда его любовница говорит ему:
Давно тебе, молодей, я говорила:
Убей ты свою ревнивую жену,
Ты возьми меня, красну девицу.
- Ты душа моя, красна девица,
Не речь ты мне говоришь:
Мне с тобою, красна девица,
Один вечер проводить,
С ревнивою женою целый век вековать:
Ревнивая жена мне радость принесла,
Радость принесла, сына родила.
Неимение детей почитается за Божие наказание. Так, в одной из верховых станиц казаки утверждали, что их попадье детей Бог не дает в наказание за то, что она уговаривает своего мужа вымагать у станичников большие платы за требы. Сыновья в одних, по крайней мере, местностях в глазах казаков имеют, по-видимому, большее значение, чем дочери: «дочерь кормишь для людей, а сына кормишь для себя». За то в иных местах (например, во многих верховых станицах) казаки прямо заявляли, что сынам они никакого предпочтения не отдают, ибо девушка тоже приносит пользу: за нее можно взять во двор зятя.
Власть отца
Власть родителей над детьми, в особенности отца, по воззрению казаков, почти неограниченна: «дитя мое - воля моя». «Власть отца от Бога по подобию Божию: один отец всего света - Бог, Он всему хозяин; так и отец в семье». Все равно, что Господь, то и отец: Господь сотворил нас, а от нас дети». В других местностях говорили так: «отец в дому, как Авраам в раю: Авраам в раю первый, и отец в дому первый есть».
Власть матери
«Отец, по словам казаков, выше матери стоит: отец властитель и хозяин, как Бог над всем светом, а мать только мехоноша: вынашивает только ребенка, а родит то его отец, кровь то его, потому и власти ему больше». Поэтому и благословение отцовское «старше материнского и проклятие отцовское грознее». Но «и мать, - велик человек: во страстях родила, грудью кормила, по смерти отца она его месте заступает».
В прежнее время власть казака над детьми была, но в смерти детей родитель был не властен: он не смеет отнять жизнь, которую даровал Бог». Поэтому и вытравливание плода, особенно когда последний уже вырос, считается тяжким грехом, хотя и совершается сплошь и рядом казачками. Вот что, например, сообщает г.Тимощенков из ст.Казанской, «Детоубийство распространено здесь, говорят, в высшей степени. Положительных доказательств на это нельзя однако, иметь, потому что очень редко это преступление делается известным и бывает наказуемо по закону, но о распространение его свидетельствуют священники, которым виновные открываются на духу. Совершается оно всегда казачками, мужья которых на службе и причиной его всегда бывает чувство стыда и страха наказания от мужа. Убивают детей еще в утробе матери. Для изгнания ребенка, мать, прежде всего, употребляет механические средства или обращается к какой-нибудь сведующей женщине, очень часто к своей родной матери, и та сообщает ей секрет, какого добыть зелья, как его приготовить, как принять. Наставить дочь в таком случае и избавить ее от позора на всю жизнь мать не сочтет ни преступлением, ни грехом, даже не подумает и покаяться священнику».
Но отец имеет право признать или не признать своим новорожденного ребенка. Он властен сейчас же после рождения или же впоследствии отдать его «в детища» в чужую семью и прекратить с ним всякую связь. Нередко бедные казаки «продают» (по выражению беседовавших со мною казаков) богатым своих детей.
Точно также казак-отец имеет право отдать детей в наем, в работники, лишить наследства, прогнать от себя. Вообще, «отец, по словам самих казаков, что хотит из детей выгадывает». Так, нередко казак, подрядясь на какую-либо работу (например, хлеб возить), вместо себя посылает сына или же, задолжав кому-нибудь, за уплату долга посылает сына в работники к заимодавцу.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 610;