Творчество как явление природы

Творчество по всеобщности проявления сравнимо с явлением природы. Учёные это явление открыли, но теоретически обосновать и однозначно объяснить сущности явления не могут. Явления природы используют, но ими не управляют. Следовательно, творчество принципиально неуправляемо, но оно познаваемо, как процесс развития природы и используемо.

Творческие способности проявляют и в жизнедеятельности используют многие представители животного мира, есть даже выражения: хитрая лиса, мудрый ворон, умный слон и т.д. Это явление не только приспосабливаемости к изменениям окружающей среды, но и попытки изменить её саму, что у человека получается лучше, чем у всех. Как примеры - человек одомашнил животных для службы себе, вспахивая, удобряя и засевая землю нужными культурами удовлетворяются потребности в еде.

У человека творчество выражается в психическом состоянии активной умственной деятельности. Для человека творчество – это поиск удовлетворения от удовольствия создания новизны. Трудно описать психическое состояние человека, когда после решения трудной проблемы человек с гордостью говорит: я смог это сделать впервые – это блаженство. Творчество проявляется в играх с детства, но в дальнейшем главными признаками и результатами творчества становятся новизна и полезность.

Творчество не имеет количественной характеристики, например, много или мало, соответственно и прямой единицы измерения, хотя косвенной характеристикой является результат, умноженный на трудозатраты и количество пота. Придумайте творчеству единицу измерения. Творчество измеряется количеством личностей им занимающихся или чем?

Качественная характеристика творчества - в степени неожиданности, удивительности, восхитительности, красоты и совершенства. Материальной единицы измерения нет, т.к. превалирует относительность понятия, но неизвестно относительно чего, однако духовная единица измерения есть – это восторг души, т.е. комплекс положительных эмоций радости, удовольствия и удовлетворённости от того, что получилось. В техническом творчестве возглас: «Эврика!» - это самое краткое выражение триумфа творчества.

Сущность творчества – в творении.Сам процесс божественно приятен с ощущением воодушевления, вдохновения, восторга, радости, блаженства, благодати, благоговения и целого букета положительных эмоций, которым ещё не придумали названий, следовательно, сущность творчества в том, чтобы получить хоть часть от перечисленного. Нет ничего приятнее краткого мига торжества от достигнутого.

Если взять ближайший аналог творению, то кроме любви ничего более похожего нет. Попробуйте сами для любви подобрать слова и выражения. Кстати, любовь – это тоже явление природы, которое познаваемо индивидуально с явностью новизны и полезности. Любовь явно обеспечивает процесс развития и совершенствования любой личности, а как морально-этическая ценность она бесценна.

Любовь выше творения – она его стимул, мощнейшая мотивация творческой деятельности, т.к. только в состоянии любви рождаются шедевры, ибо возникает резонанс духовного и разумного, полезного и приятного.

Темы любви и творчества вечны. О них писали, пишут и будут писать, и никогда не исчерпают, т.к. невыразимое словами описать невозможно. Невозможно описать и формулами, и символами, ничем, кроме духовно-эмоциональных переживаний, но попробуйте их изложить на бумаге. Однако о любви написано на порядки больше, чем о творчестве, ибо о любви пишут все, а о творчестве единицы.

Сущность любви – в любви. Всё, что сказано выше о творении относится и к любви, и наоборот. Однако любовь первична, творение вторично. Любовь – это творческое начало природы в целом, её всеобщее свойство. Любовь созидает. Любовь олицетворяет добро и где она есть – там всё прекрасно. Любовь – всеобщее благоденствие и в этом суть её первичности, даже жизнь от любви. Любовь одухотворяет всё, из неё всё исходит и начинается. Нет ничего более светлого и чистого – это этический эталон.

Любовь доступна всем людям от рождения и до смерти, а смерть страшна только потерей любви. Любовь приходит ко всем людям как Ангел света, как награда за человечность и чтобы её испытать, проникнуться ею до глубины души, постичь весь комплекс положительных эмоций, вовсе не надо быть талантливым, способным, гениальным, интеллектуалом, эрудитом и даже просто грамотным. Любовь как явление природы присуща всей жизни и неотделима от неё, но проявляется она при благоприятном стечении обстоятельств, приходит неожиданно, как хозяйка и преображает человека к лучшему, т.е. творит из человека - Человека. В этом её первичность – она учит творить собственным примером, следовательно, лучшего учителя творчеству в природе не существует.

Человек в состоянии любви сам по внутреннему зову начинает творить, ибо творческие способности пробуждаются с приходом любви, а вместе с ней всегда, как тень ходят вдохновение, радость и благодать. Любовь для человека идентична весне в природе, когда всё оживает и расцветает, теплеет и светлеет в предвкушении плодов.

По аналогии с любовью творение, хоть и похоже, но вторично, т.к. недоступно всем людям в равной мере. Творчеству надо учиться, ибо оно носит профессиональный оттенок. Творить в равной мере во всех сферах деятельности невозможно. Мера таланта и способностей даётся в узком диапазоне деяний персонально для каждого человека. Своё призвание можно определить очень просто – нравится или не нравится дело, которым ты занимаешься, к чему тянет или что противно.

Творчество как явление природы, имеет всеобщий характер и проявляется в каждом с детства любознательностью и любопытством, а позже увлечённостью и страстью к какому-либо виду деятельности. Хотя интересы людей весьма разные, но наклонности и способности, как правило, проявляются в двух сферах деятельности людей: гуманитарной и научно-технической. По народному люди делятся на лириков и физиков, но резкой грани нет, ибо в среде физиков лириков множество.

Для того, чтобы мера таланта и способностей раскрылись сполна, необходимо сначала самозабвенно полюбить то дело, которым занимаешься с удовольствием, полюбить страстно и преданно с отдачей всего себя во имя результата. Успехи не заставят себя ждать, если действительно выбрал дело по призванию, а точнее по своему предназначению в жизни, но главное – трудолюбие. Любовь к труду – это гарантия успехов в любом деле, фундамент творчества, у которого запах пота, а увлечённость заставляет забыть про всё постороннее и сосредоточиться.

Творчество, как явление природы или природное свойство человека, проявляется в приспосабливаемости к изменениям окружающей среды. Это рутинное каждодневное творчество выживания, это как обязательная программа жизни. Если бы творчество не было заложено в природу человеческую изначально, то человек не достиг бы нынешнего статуса высшей формы жизни на Земле. Благодаря творчеству, человек не только приспосабливается, но и изменяет окружающую среду, пользуясь её скрытыми ресурсами в отличие от животных, например, из руды выплавляет металл, а из зерна производит продукты или выпекает хлеб.

Человеку природой дана уникальная способность творить самого себя. Человек познал свой организм, научился его ремонтировать, вплоть до пересадки органов и протезирования, изучил деятельность высшей нервной системы, устройство, работу и предназначение мозга, но не нашел там клеток, ответственных за разум и творчество, хотя с сознанием и мышлением вчерне разобрался.

Творить самого себя – это путём самообразования, самовоспитания, самореализации и тренировок изменять своё мировоззрение и поступки, ценности жизненные, как телесные, так и духовные, менять свой статус в обществе и в среде своих коллег, стиль жизни.

Каждый может отметить огромную разницу в человеке через каждые 10 лет жизни. Человек в десятилетнем возрасте имеет свой багаж знаний и умений, цели в жизни и поведение. Человек в двадцатилетнем возрасте совсем не похож на того, кем он был в десятилетнем возрасте. Тридцатилетний, в сравнении с двадцатилетним, имеет совсем другой статус и ведёт себя по другому, и так до семидесятилетнего возраста.

Если не работать над улучшением себя всю жизнь, т.е. заниматься сотворением себя, то деградация неизбежна и тела, и разума, и как специалиста, и как семьянина.

Итак, творение себя – это первый приоритет в творческой деятельности каждого человека, с конечной целью максимально выявить и развить в себе природные задатки, способности, дарования. Если не забывать, что творчество, это явление или свойство природы, то чем ближе к природе будет человек, тем больше он достигнет в гармонии с ней. Это свойство природы надо эксплуатировать с максимальной для себя интенсивностью и эффективностью.

В первые годы жизни качества человека творят родители, а это надо делать со знанием дела, профессионально. Для ликбеза, основы творческой педагогики предлагаю почерпнуть в книге: Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

Второй приоритет в творческой деятельности – это вносить свой вклад в сотворение и приумножение добра для людей и природе в целом, т.е. не вредить природе и людям своими творениями. Другими словами – быть максимально полезным Земле и людям.

Третий приоритет – не останавливаться на достигнутом, а постоянно повышать качество своих творений, не почивать на лаврах, а ставить перед собой всё более трудные цели, почти невыполнимые, и достигать их, чтобы снова начать. По аналогии со спортом – постоянно обновлять результат мирового рекорда. Действительно, каждый творец, создавая новизну, устанавливает своеобразный мировой рекорд, т.к. такого результата раньше не было.

Дальше в приоритетах идёт размежевание. У творцов в гуманитарной сфере доминирует индивидуализм – все творческие достижения личностные: музыкальные, литературные, художественные и другие произведения.

У творцов в научно-технической сфере доминирует коллективное творчество, ибо решать масштабные задачи в одиночку невозможно, т.к. необходим совместный интеллектуальный труд профессионалов разных специальностей. Здесь природный принцип муравейника или пчелиного улья лежит в основе организации творческого труда. Каждый из участников творения создаёт свой фрагмент, а из них, как мозаика, собирается конечное изделие, например, космическая станция или ядерный реактор.

Творение, как свойство природы, неотделимо от неё самой, т.к. объектом любого творческого труда является только то, что есть в природе – не беря у природы, человек ничего не создаст, ибо человек не может творить чудеса и из ничего создавать нечто. Даже если что-либо написать, то, как минимум, нужна голова, рука, краска и бумага.

Никто не отрицает, что все научные открытия постигают только природу и ничего, кроме неё.

 

Домашнее задание и тема реферата для модульного зачёта:

Тема 1. «Обладает ли творчество всеобщностью?».

Тема 2. «Почему творчество является свойством природы?».

Тема 3. «Творчество и любовь антиподы или близнецы?».

Тема 4. «Чем отличаются творчество гуманитарное от творчества научно-технического».

Тема 5. «Возможно ли сотворить что-либо неприродное? Если да, то почему? Если нет, то почему?».








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1018;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.