Пищевые углеводы и белки
Несколько распространенных готовых кормов для кошек (особенно сухих) содержат большое количество углеводов (до 50% ОЭ). Вопрос о том, способствуют ли такие рационы развитию диабета у кошек, по-прежнему обсуждается. В основе этих обсуждений лежит тот факт, что природный рацион кошек в дикой природе состоит из мышей и птиц, то есть содержит мало углеводов, и что углеводный обмен у кошек имеет некоторые особенности. Например, у кошек низкая активность амилазы в слюне и тонком кишечнике, а в их печени нет глюкокиназы, фермента, ответственного за фосфорилирование глюкозы для последующего окисления или запасания. Глюкокиназа действует, когда в печень поступает большое количество глюкозы из воротной вены. Однако обнаружено, что прочие гликолитические ферменты, такие как гексокиназа (конститутивный фермент), присутствуют в печени даже в большем количестве, чем у собак (Washizu et al 1999; Tanaka et al, 2005). У кошек способность метаболизировать простые сахара довольно ограничена, и экспериментальные диеты, содержавшие до 40% глюкозы и сахарозы, приводили к гипергликемии и глюкозурии (Kienzle, 1994). После кормления здоровых кошек кормом с высоким содержанием глюкозы концентрация последней в крови была выше, чем у собак, а пик и возврат к исходному уровню наступали позднее. В более «физиологичных» исследованиях кормления использовались разные количества крахмала вместо простых сахаров. При кормлении кошек рационом с высоким содержанием крахмала (43% ОЭ) содержание глюкозы в крови через 11 ч было значительно выше исходного и оставалось повышенным до конца исследования (19 ч после кормления); у собак повышение было лишь минимальным. После кормления рационом с низким или умеренным содержанием крахмала (12% и 30% ОЭ) концентрация глюкозы не увеличивалась у обоих видов (Hewson-Hughes et al, 2011a; 2011b). Еще одно исследование подтвердило возможность длительного повышения концентрации глюкозы у кошек после кормления. Гипергликемия, хотя легкая, наблюдалась уже после кормления кормом с умеренным содержанием углеводов (25% ОЭ). Средняя исходная концентрация глюкозы была 90 мг/дл (5 ммоль/л) и повысилась в среднем до 130 мг/дл (7,2 ммоль/л) после кормления. Медиана времени достижения пика глюкозы составила 6 ч после кормления, а медиана времени до ее возврата к исходной концентрации – 12,3 ч (Farrow et al, 2012). Интересно, что диета с умеренным содержанием крахмала вела к повышению концентрации глюкозы после еды всего в одном исследовании, в то время как в другом повышения не отмечено (Hewson-Hughes et al 2011b; Farrow et al, 2012). Возможно, это различие связано с разными источниками углеводов в кормах.
De-Oliveira, et al (2008) использовали корма, содержащие 35% крахмала из шести разных источников углеводов. Переваримость разных углеводов слегка варьировала, однако в целом была очень высокой. Время достижения пика глюкозы довольно сильно различалось в зависимости от корма – от 2,5 до 7,2 ч. Интересно, что максимальная общая концентрация глюкозы составила всего 93,3 мг/дл (5,2 ммоль/л) (т. е. ни у одной из кошек она не была выше нормы). Наибольшая концентрация глюкозы отмечена при использовании кукурузы в качестве источника углеводов; за ней следовала рисовая сечка, а на последнем месте находились чечевица и тапиока. Из вышеупомянутых исследований можно сделать следующее заключение: здоровые кошки, по-видимому, способны переваривать углеводы при их правильной обработке; концентрация глюкозы и инсулина возрастает после поступления углеводов с кормом, и степень возрастания, возможно, коррелирует с концентрацией и источником углеводов; повышение концентрации глюкозы в крови, если есть, обычно незначительно, и неясно, имеет ли это какие-то негативные последствия. До настоящего времени нет исследований, которые показали бы развитие диабета у кошек из-за высокого потребления углеводов. Более вероятно, что избыток таких кормов ведет к ожирению, в свою очередь, являющемуся фактором риска диабета. Возможна роль и других факторов, связанных с изменениями стиля жизни кошек. Slingerland, et al., (2009) показали, что содержание исключительно в доме и недостаток физической активности значительно коррелируют с развитием диабета, в то время как процентная доля сухих кормов (с высоким содержанием углеводов) – нет.
Тема диеты вызывает меньше противоречий, когда это касается кошек с явным диабетом; общепризнано, что в таких случаях следует давать корма с высоким содержанием белка и низким содержанием углеводов (Laflamme, 2010; Rucinsky et al, 2010; Zoran and Rand, 2013). Рационы с высоким содержанием клетчатки больше не рекомендуются в качестве кормов первого выбора для кошек с диабетом, так как обычно не являются низкоуглеводными. Однако они могут подойти кошкам, не переносящим корма с высоким содержанием белка и низким содержанием углеводов, а также при недостаточном снижении веса. Следует отметить, что современные рекомендации по кормлению основаны на относительно малом числе клинических исследований (Frank et al, 2001; Mazzaferro et al 2003; Bennett et al, 2006). В наиболее всеобъемлющем исследовании сравнивались корма с умеренным содержанием углеводов/высоким содержанием клетчатки (углеводы составляют 26% ОЭ) и с низким содержанием углеводов/низким содержанием клетчатки (углеводы составляют 12% ОЭ), которые случайным образом назначали кошкам с диабетом. Через 4 месяца доля животных, достигших ремиссии, была выше среди получавших низкоуглеводную диету, чем среди получавших диету с умеренным количеством углеводов (68% и 41%); среди кошек, которым по-прежнему требовался инсулин, число животных с хорошо контролируемым диабетом было выше в группе низкоуглеводной диеты (40% и 26%) (Bennett et al 2006). Положительное влияние на контроль гликемии наступает раньше видимого снижения массы тела. Точные механизмы (т. е., является ли низкое содержание углеводов и высокое – белков ключевым фактором и какие роли играют разные источники белков и углеводов), все еще предстоит изучить. Согласно текущим рекомендациям, содержание белка в корме кошек с диабетом должно быть выше 40-45% ОЭ, а содержание углеводов – менее 12-15% ОЭ, или как можно ниже, если кошка не отказывается от корма (Rucinsky et al, 2010; Zoran and Rand, 2013). Однозначных утверждений относительно содержания жира нет.
Показано, что здоровые кошки могут нормально переносить большие количества жира (до 66% ОЭ) без отрицательного влияния на концентрацию липидов в плазме (Butterwick et al, 2012). Однако при диабете представляется благоразумным избегать жирных рационов (например, кормов для ускорения роста), так как они ведут к дополнительному набору веса и, возможно, повышению риска панкреатита. Консервированные корма обладают некоторыми преимуществами перед сухими, например, меньшей калорийностью (кошка может съесть больший объем при одинаковой калорийности) и обычно меньшим содержанием углеводов, а также дополнительной влагой, восполняющей жидкость в организме и способствующей насыщению (Rucinsky et al 2010; Zoran and Rand, 2013). Многие корма (особенно консервированные) удовлетворяют вышеупомянутым критериям. Большинство компаний-производителей кормов класса «премиум» предлагают специальные диабетические корма для кошек (табл. 7-7). Мы обычно рекомендуем владельцам кошек-диабетиков консервированные корма с высоким содержанием белка и очень низким содержанием углеводов. Если наш корм первого выбора не нравится кошке, мы заменяем его другим со сравнимыми характеристиками. Кошкам, у которых через некоторое время наступает ремиссия и инсулин удается отменить, мы рекомендуем давать высокобелковую и низкоуглеводную диету пожизненно. Сходным образом, кошкам с преддиабетическим состоянием рекомендуется снижение веса и кормление высокобелковыми и низкоуглеводными кормами.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 666;