Аксиомы Клини для исчисления высказываний
Обобщим понятие исчисления L. Отношением на множестве X называется любое подмножество Xn = {(x1,…,xn): xi X при 1 i n}.
Определение. Формальная теория Т состоит из четвёрки множеств ( , , , ), определяемых следующим образом:
1) – произвольное множество, его элементы называются символами, а само – алфавитом;
2) – множество слов, состоящих из символов, элементы из называются формулами;
3) – подмножество множества всех формул, элементы которого называются аксиомами;
4) – множество отношений на множестве формул, элементы из называются правилами вывода.
Формула А называется непосредственным следствием формул F1,F2,…,Fn, если (F1,F2,…,Fn,А) r, для некоторого r . В этом случае пишут:
Выводом формулы А из формул, принадлежащих r = {X1,X2,…,Xk} называется последовательность формул:
А1, А2,…,Аn = А,
такая, что, для каждого 1 i n, формула Аi является либо аксиомой, либо Аi Г, либо Аi – непосредственное следствие некоторых формул Аj {A1, A2,…,Ai-1}. Если формула А имеет вывод из формул из Г, то она называется выводимой из Г, и этот факт записывается следующим образом:
Г T А .
В этом случае, если Г = Æ , то А называется теоремой теории Т. Выводимость
Г T А, в случае Г = {X1,X2,…,Xk}, записывается, как
X1,X2,…,Xk T A.
Если А T В и В T А, то формулы А и В называются эквивалентными.
Формальные теории Т1 и Т2 называются равносильными, если существует биекция между классами эквивалентности формул теорий Т1 и Т2, осуществляющая биекцию между теоремами теорий Т1 и Т2.
Исчислением высказываний К называется формальная теория, такая, что
· множество символов теории К состоит из символов , , , &, ( , ), и элементов произвольного множества Р,
· множество формул теории К определено по индукции: буквы из Р являются формулами, и для любых А, В слова А, (А В), (А В), (А&В) являются формулами,
· аксиомами теории К служат аксиомы Клини:
(К1) А (В А),
(К2) (А (В С)) ((А В) (А С)),
(К3) А&В А,
(К4) А&В В,
(К5) А (В (А&В)),
(К6) А (А В),
(К7) В (А В)
(К8) (А С) ((В С) ((А В) С)),
(К9) (А В) ((А В) А),
(К10) А А
· правила вывода:
MP
Интерпретацией теории К называется произвольная функция e: {0,1}, удовлетворяющая для всех А,В соотношениям:
e( A)= , e(A B)=e(A) e(B), e(A&B)=e(A)&e(B), e(A B)=e(A) e(B).
Теорема. Исчисления высказываний К и L равносильны как формальные теории.
Доказательство. Установим, что каждая формула из К эквивалентна формуле из L. Верна теорема А А (см. разд.3.3, упражнение). В силу аксиомы (К10) это влечёт эквивалентность формул А и А. С помощью аксиомы (К5) и правила вывода доказывается А,В K А&В. Из аксиом (К3) и (К4) получаем: А&В K А и А&В K В. В теории L имеет место тавтология:
А (В (А В)).
По теореме о полноте существует вывод:
L А (В (А В)).
Из теоремы о дедукции следует выводимость:
А,В L (А В).
Применяя аксиомы (К3) и (К4), получаем: А&В K (А В). Обратно, из тавтологий (А В) А и (А В) В будем иметь выводы:
(А В) L А и (А В) L В.
Следовательно, формула А&В эквивалентна формуле (А В). Аналогично доказывается эквивалентность формул А В и А В.
Рассмотрим отображение, сопоставляющее каждой формуле из К формулу из L с помощью замены связок: А&В на (А В), А В на А В. Это преобразование будет переводить эквивалентные формулы из К в эквивалентные формулы из L. Аксиомы (К1) – (К10) превратятся в тавтологии в теории L. По теореме о тавтологии они будут теоремами теории L. Значит, каждая теорема теории К будет переходить в теорему теории L. Поскольку каждая формула теории L является формулой теории К, то это преобразование осуществляет биекцию между классами эквивалентности формул и между теоремами теорий К и L. Теорема доказана.
Следствие. Для исчисления высказываний К справедливы теоремы о дедукции и полноте.
3.5. Теорема компактности для исчисления
высказываний
Рассмотрим исчисление высказываний L с произвольным множеством нелогических символов P. Множество всех формул обозначается через S. Логические символы дополняются связками , . Как было доказано в разд. 3.4, эти логические символы можно определить с помощью системы аксиом Клини.
Пусть å Í S – произвольное подмножество пропозициональных формул. Множество å называется выполнимым, если существует такая интерпретация e: S® I, что
e(q) = 1 для всех q Î å. Множество å называется конечно выполнимым, если каждое его конечное подмножество выполнимо. Множество å называется полным, если для каждой формулы q оно содержит либо q, либо Øq. При этом q и Øq не могут принадлежать å одновременно.
Лемма. Если å – конечно выполнимо, то для любой формулы q Î S, либо åÈ{q}, либо åÈ{Øq} конечно выполнимо.
Доказательство. Предположим, что å È {q} не является конечно выполнимым. Тогда существуют формулы A1, A2, …, Am Î å, для которых множество {A1, A2, …, Am, q} не выполнимо. Для любой интерпретации e: S® I, удовлетворяющей e(Ai) = 1 для всех 1 £ i £ m, значение e(q) будет равно 0. Значит, будет иметь место e(A1& A2&…& &Am&q) = 0, откуда формула Ø(A1& A1&…&Am&q), а вместе с ней и
A1& &A2&…&Am®Øq, будут тавтологиями. По теореме о полноте формула
A1& &…&Am®Øq станет выводимой. Для любой другой последовательности B1,…,Bn Î å невыполнимость множества {B1,…,Bn, Øq} приводит аналогичным образом к выводимости:
L B1 & B2 &…& Bn, ® q.
Применяя теорему о дедукции, мы получили бы в этом случае B1&B2&…&Bn Lq и из A1 & A2 &…& An L Øq выводимость:
A1, …, Am, B1, …, Bn L q & Øq,
из которой вытекала бы невыполнимость множества { A1, …, Am, B1, …, Bn }, противоречащая конечной выполнимости множества å. Следовательно, множество {B1,…,Bn,Øq} выполнимо для любых B1,…, Bn Î å. Таким образом, если å È {q} не является конечно выполнимым, то å È {Øq} – конечно выполнимо. Лемма доказана.
Замечание. Если å – конечно выполнимо, то для любой формулы A Î å формула ØA не принадлежит å, ибо в противном случае {A, ØA} не выполнимо.
Теорема (о компактности). Пусть å – произвольное множество формул исчисления высказываний L. Тогда å выполнимо, если и только если å – конечно выполнимо.
Доказательство. Ясно, что если å – выполнимо, то оно конечно выполнимо. Докажем обратную импликацию. С этой целью рассмотрим множество всех конечно выполнимых å¢ Í S, содержащих å. Это множество частично упорядочено относительно отношения Í. Объединение цепи конечно выполнимых подмножеств å¢ Ê å будет конечно выполнимым и будет содержать å. По лемме Куратовского-Цорна существует å¢ Ê S, максимальное среди конечно выполнимых. Если для некоторого q Î S ни q, ни Øq не принадлежат å¢, то по лемме либо å¢ È {q}, либо å¢ È {Øq} конечно выполнимо. Это противоречит максимальности множества å¢. Стало быть, å¢ – полное.
Определим функцию е¢ : S ® I, полагая е¢(q) = 1 при q Î å¢, и е¢(q) = 0 в других случаях. Легко видеть, что е¢ будет интерпретацией, доказывающий выполнимость å¢. В самом деле, пусть A, B Î å¢. Так как å¢ – полное, то либо Ø(A & B) Î å¢, либо
A & B Î å¢. Если Ø(A & B) Î å¢, то в силу конечной выполнимости å¢ существует интерпретация е¢¢, для которой имеют место равенства е¢¢(A) = е¢¢(B) = е¢¢(Ø(A & B)) = 1. Эти равенства приводят к е¢¢(A & B) = 1 и е¢¢(A & B) = 0, опровергающим принадлежность Ø(A & B) к множеству å¢. Следовательно, из A Î å¢ и B Î å¢ вытекает
A & B Î å¢. Отсюда е¢(A & B) = е¢(A) & е¢(B). Поскольку формула A ® B равна:
Ø(A & ØB), то (е¢(A ® B)) = (е¢(A) ® е¢(B)). По построению , стало быть, е¢ – интерпретация. Поскольку e’ | å = 1, то å – выполнимо. Теорема доказана.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1864;