Гиперчувствительность 10 страница

Одним из распространенных проявлений приспособленчества Lycopodium являются его донжуанские похождения. «Профессиональные» бабники, ме­няющие женщин как перчатки и мгновенно исчезающие, стоит появиться ма­лейшей проблеме, часто относятся к типу Lycopodium. Многие мужчины

Lycopodium по натуре склонны жить на содержании у женщины, полагаясь на I воеобаяние и стремясь избежать профессиональной и эмоциональной ответ­ственности. Мужчины Lycopodium не так уж редко оказываются в прямой финансовой зависимости от своих жен и любовниц, отдающих их долги и выручающих их из различных материальных проблем, которые они создают себе своими рискованными аферами. Взамен такие женщины получают хоро­шего любовника, остроумного собеседника и уважительное отношение как к человеку, с которым «можно иметь дело».

Мошенничество — еще одна область, в которой столь необходимо искусство приспосабливаться, при этом многие аферисты Lycopodium являются еще и большими любителями женщин. К типичным аферистам Lycopodium часто относятся подпольные торговцы подержанными автомобилями, жулики, тор­гующие «тем, что выпало из машин», а также все прочие мошенники. Всех их объединяет помимо одинаково низкого уровня моральных принципов быст­рый, изворотливый ум, не пропускающий ни единой возможности «урвать деньгу». Особенно часто к типу Lycopodium относятся мелкие жулики. Чтобы стать крупным уголовным авторитетом, необходимы железные нервы и беспо­щадная жестокость, т. е. те качества, которых у Lycopodium не очень много. Жулик Lycopodium может закрывать глаза на многие последствия своих «под­вигов» (для Lycopodium вообще характерна склонность на многое закрывать глаза, если это ему выгодно), однако он не настолько хладнокровен, чтобы пойти на убийство, если только он не относится к категории «задавак»-спортсменов, которые могут иметь достаточно много внутренней злости. Мел­кие же аферисты обычно пользуются наиболее легкими способами наживы, где это только возможно, и эта склонность выбирать легкие пути также являет­ся одной из важных характеристик Lycopodium.

Прекрасным юмористическим портретом мелкого жулика Lycopodium яв­ляется образ Трактирщика (Innkeeper) в мюзикле «Отверженные» (Les Miserables). Следующий отрывок из этого шоу рисует гораздо более яркий (и комичный) образ Lycopodium, чем я могу изобразить:

«Входите, Монсеньор! Садитесь,

Моим прекрасным заведеньем насладитесь.

Хозяева других трактиров — сплошь жулье,

Крадут и кормят невесть чем — вот мнение мое.

Вам очень повезло, что вы зашли ко мне,

Быть добрым и приветливым приятно мне вдвойне,

Я честен и руки своей не прячу за спиной,

Вам очень повезло — вы встретились со мной!

Lycopodium

Забавный анекдот всегда в запасе для гостей. Я мастер разных шуток и веселеньких затей. Я рад, что вы пришли, весь день сидите тут. Как мне не улыбаться вам — ведь денежки текут. Текут они ко мне в карман, и в этом заведеньи Ваш кошелек почувствует большое облегченье. Разбавлю я вино водой — вода у нас бесплатна. Уронит пьяный что под стол — я не верну обратно. Но все же всем я лучший друг, всем угодить готов, Но не зевайте слишком — вмиг оставлю без штанов! Чтоб люди шли ко мне толпой — я сам на части рвусь, Исполню ваш каприз любой, в лепешку расшибусь, Слуга для тех, кто небогат, лакей для их господ, Любому — друг, любому — брат, я весел круглый год, Готов любого утешать и пить с любым готов, Но берегите кошельки — оставлю без штанов!

Жена трактирщика: Я мечтала о принце на белом коне... Господи, что же досталось-то мне? Не достоин он даже в награду плевка, Моя жизнь это пытка — терпеть дурака! То он глупость несет (а цитаты Вольтера!), То гигант он в постели... Химера, химера! Что за шутка судьбы, моя жизнь не сладка! Мой удел не из лучших — терпеть дурака! *

Вовсе не все Lycopodium начисто лишены совести, однако большинству из них в той или иной мере присущ сомнительного свойства авантюризм. По­добно Sulphur у некоторые из них постоянно вынашивают грандиозные пла­ны быстрого обогащения, которые, естественно, никогда не реализуются. С другой стороны, многие Lycopodium оказываются достаточно сообразитель­ны, чтобы создать вполне прибыльный бизнес, умело используя имеющиеся на рынке пробелы, максимально полно рекламируя свое дело и ловко при­влекая свои деловые связи для упрочения положения. Средний Lycopodium, как и средний Natrum muriaticum, — всегда немного боец. Он предпочитает наслаждаться легкой жизнью, однако он знает, что за это нужно бороться,

и хотя не получает удовольствия от самого процесса борьбы, как Nux vomica, и вовсе не уверен в своей непобедимости, как Sulphur, Lycopodium достаточно сообразителен, чтобы понять, за что стоит бороться, как это сделать и как найти людей, которые бы ему в этом помогли.

Говоря о бизнесмене Lycopodium, я бы хотел остановиться на одной распро­страненной ошибке, которую иногда допускают даже опытные гомеопаты. Многие деловые люди Lycopodium довольно сильно поглощены своей работой и во время беседы с врачом могут производить впечатление удачливых, энер­гичных дельцов, излучающих уверенность в себе. В определенной степени это маска, заставляющая опрометчивых гомеопатов назначать таким людям Nux vomica, естественно, безо всякого эффекта. Различие между двумя лекарствами в подобных случаях может быть трудным и тонким, особенно когда у пациен­та имеются одинаковые для обоих лекарств физические симптомы, а так чаще всего и бывает (например, пациент жалуется на диспепсию на фоне стресса). Обычно в таких случаях мне помогало изучение личности пациента в детском возрасте. Очень часто уверенный в себе Lycopodium признается, что он очень переживал перед школьными экзаменами или что он недооценивал свои спо­собности в школьные годы, хотя в настоящее время отрицает наличие какой бы то ни было слабости. Далее, на вопрос о том, каков его самый сильный страх, уверенные в себе Lycopodium, на удивление, часто дают следующий ответ: <<Я боюсь, что моя жизнь ничего не стоит» или «что мой бизнес рухнет». Подобные мысли пациенту Nux vomica даже в голову не придут.

Средний Lycopodium вовсе не является храбрым донжуаном, скорее его мож­но назвать сексуальным оппортунистом. Иногда он не выходит за рамки про­стого заигрывания с девушками или похлопывания их по нижней части спи­ны. С другой стороны, женатый мужчина Lycopodium в гораздо большей степени, чем другие мужчины, склонен поддаться искушению завести связь на стороне, стоит ему стать уверенным в своей жене. Это не значит, что он перестал любить жену. По-своему, ровно и немного отстраненно, он продол­жает любить ее, однако та волнующая дрожь, которую ему дает новое любов­ное увлечение, делает его неспособным сопротивляться искушению.

Поскольку речь зашла о любви, необходимо кратко описать сексуальность Lycopodium. Сексуальная тема особенно сильно затрагивает индивидуумов Lycopodium, для которых половое бессилие является отражением темы бес­силия в целом. Большинство мужчин Lycopodium не страдают импотенцией, однако многие испытывают явный страх перед ней, что можно расценить как частное проявление страха неудачи. Средний Lycopodium обладает дос­таточно высокой сексуальностью и склонностью давать волю своей сексуаль­ной фантазии, когда реализовать потребности в этой сфере ему не удается

(а иногда далее когда удается). Более «физические» представители типа Lycopodium, например «задаваки»-спортсмены и те, кого можно назвать донжуанами, могут требовать от своего партнера ежедневного секса и, если тот их не удовлетворяет, склонны искать связей на стороне. Более «интел­лектуальные » Lycopodium имеют несколько меньший сексуальный аппетит, однако и у них он будет находиться «на верхней границе нормы». Подобно мужчинам других конституциональных типов мужчины Lycopodium могут испытывать трудности при установлении эмоциональной близости с тем человеком, с которым у него возникла половая близость. В сущности, это еще одно проявление желания «находиться в Соседней комнате» — он не хочет быть один, но не хочет и настоящей близости.

Большинство мужчин Lycopodium склонны в той или иной степени преувели­чивать свои сексуальные подвиги или уделяют повышенное внимание подтвер­ждению своей сексуальной силы. Они могут быть гиперсексуальны в молодос­ти, а позже, когда их половое желание снижается до более умеренного уров­ня, они могут расценить это как сигнал уменьшения их «мужской силы» и ужасно переживать из-за этого. Если у них возникают малейшие проблемы с эрекцией или случается преждевременная эякуляция — что вполне возможно у любого здорового мужчины в какой-то ситуации, например под действием стресса или с новым партнером, — то мужчины Lycopodium часто реагируют на это слишком эмоционально, с последующим развитием навязчивого страха «оказаться не на высоте». И затем сам страх может приводить к тому, что у человека возникнут реальные проблемы (Кент: «Снижение полового влече­ния»). В результате такой мужчина может пытаться принимать сомнительные афродизиаки в безумных попытках предотвратить естественное ослабление сек­суальной функции и робко интересоваться у гомеопата, поможет ли лекар­ство в «этом отношении». Я вспоминаю одного пожилого джентльмена око­ло семидесяти лет, обратившегося ко мне за гомеопатическим лечением. Он был вдовцом, однако изредка встречался с женщиной. Единственная его жа­лоба состояла в невозможности достичь оргазма при мастурбации, которой он занимался по нескольку раз в день. Он был зациклен не столько на своей способности совершить половой акт, сколько на отсутствии оргазма. Любо­пытно, что он рассказывал о своей жалобе без всякой тени смущения. Он описывал все детали не стесняясь и, казалось, совершенно не понимал необыч­ности подобной жалобы в его возрасте. Его внешность и прочие симптомы вывели меня на Lycopodium, и, придя ко мне после приема дозы 1М, он заявил, что его проблема значительно уменьшилась.

Был у меня еще один пациент с подобной проблемой, хотя и гораздо более молодой. Этот очень худой молодой человек вообразил себя большим

специалистом по йоге и восточной мистике. С нескрываемой гордостью он сообщил мне, что привык заниматься любовью по шесть-восемь часов, одна­ко сейчас у него появилась новая партнерша и у него возникли проблемы с эрекцией. Он не удивил меня, рассказав, что уже прошел исследования сосудов полового члена на предмет сосудистой природы импотенции. (В некотором смысле человек меньше ощущает себя неудачником, если в основе его слабости лежат объективные причины, например заболевание сосудов, на которое можно переложить всю ответственность.) Его гордость по пово­ду прежних сексуальных возможностей и знания йоги были столь очевидны и чрезмерны, что у меня не возникло трудностей с назначением лекарства. После дозы Lycopodium ЮМ его самоуверенность заметно поубавилась; уменьшилась и его озабоченность по поводу своей потенции, а проблема ушла сама собой вместе со сменой партнерши.

Интеллектуал

Чтобы у читателей, столкнувшихся с обилием разнообразных подтипов это­го лекарства, в голове не возникло путаницы, я должен пояснить, что суще­ствуют пациенты Lycopodium, которых я бы назвал псевдоинтеллектуалами и которые отличаются от истинных интеллектуалов Lycopodium. Псевдоинтел­лектуалы занимают как бы промежуточное положение между «задавака­ми»-интеллектуалами и интеллектуалами настоящими. Псевдоинтеллектуала можно представить как «задаваку»-интеллектуала, которому не хватает уве­ренности для слишком напористой демонстрации своих идей, при этом идеи псевдоинтеллектуалов все же отличаются большей тонкостью, чем идеи «задавак»-интеллектуалов. Псевдоинтеллектуалу может не хватать глубины и четкости мышления настоящих интеллектуалов, однако его аналитический ум будет поглощен постоянным пережевыванием одной идеи за другой, подобно ребенку, который не успокоится, пока не перепробует все лаком­ства на столе. Эта разновидность интеллектуального дилетантизма у некото­рых Lycopodium является все той же попыткой повысить чувство собственной значимости. Они чувствуют (в большинстве случаев не осознавая того), что, чем больше знают, тем более важной персоной они являются. Обычно это гораздо более тихие люди, чем «задаваки»-интеллектуалы, и стремятся де­литься своими знаниями только с друзьями, которые вряд ли отвергнут их и не будут над ними смеяться. Псевдоинтеллектуалы часто «садятся» на ка­кой-либо предмет, словно пчелка на цветок, и «слизывают нектар с его поверхности» в течение нескольких недель или месяцев, после чего «переле­тают» к иному «предмету», иной области знаний. Пока такой человек

поглощен своим «предметом», он занимает большую часть его внимания. Он будет читать например, одну книгу за другой, пытаясь стать «знато­ком» в этом вопросе. Однажды мне пришлось лечить такого человека, един­ственной жалобой которого был слишком чувствительный желудок. Он рас­сказал мне, что в настоящий момент занят изучением «теории хаоса». Сообщено это было в исключительно гордой манере, подчеркивающей со­лидность подобного занятия, кроме того, он сказал, что собирается напи­сать книгу по этому поводу. Однако по мере нарастания моих вопросов о том, в чем же состоит эта « теория хаоса », его ответы становились все более расплывчатыми и свелись к туманным словам о «желании понять, как поря­док вырастает из хаоса». Он работал компьютерным техником, и других источников знания «теории хаоса», за исключением той книги, которую он изучал, у него не было. Скоро для меня стало очевидным, что стремле­ние изучать данную теорию возникло исключительно вследствие внушитель­ности ее названия и надежды на то, что, овладев этим знанием, он будет выглядеть «более интересным». Он был одинок, не имел близких друзей и испытывал затруднения при знакомстве и общении с женщинами, очень боясь быть отвергнутым. Наличие всех этих проблем он признал очень нео­хотно и лишь после настойчивых вопросов с моей стороны. Подобно мно­гим другим псевдоинтеллектуалам Lycopodium основной целью его жизни было стремление выглядеть достаточно интересным, привлекая тем самым к себе друзей и женщин и завоевывая уважение со стороны других людей. Именно для этого он пытался накопить знания, которые и помогали ему вызывать интерес к себе со стороны окружающих.

Я назначил ему Lycopodium 10М, и в следующий раз, когда я его увидел, он находился под очень сильным впечатлением от действия лекарства. Сначала он почувствовал легкую заторможенность и находился в этом состоянии один или два дня, после чего обнаружил, что симптомы несварения желудка его уже не беспокоят и он перестал чувствовать онемение в ногах, когда сидел в позе лотоса при медитации. Мне он показался более расслабленным, а стрем­ление пустить пыль в глаза своей образованностью практически не ощущалось. Когда я спросил его о том, как продвигается изучение «теории хаоса», он ответил, что это перестало его занимать.

Истинный интеллектуал Lycopodium встречается реже, чем псевдоинтеллекту­ал этого типа. Истинный интеллектуал на самом деле очарован заинтересовав­шим его предметом, и стремление производить впечатление на людей не явля­ется его основным побудительным мотивом. Обычно это эксперт в определен­ной области, однако эта область может быть какой угодно — квантовой физи­кой, лингвистикой или философией. Для интеллектуала Lycopodium его науч-

 

пая деятельность часто оказывается средоточием всей его жизни. Она погло­щает большую часть его времени, дает ему удовлетворение и ощущение смысла жизни. Его можно назвать самым черствым сухарем из всех Lycopodium, так как он живет почти исключительно одним интеллектом. Чаще всего этот доста­точно скромный человек, проводит много времени, уединившись с книгами, и вполне может прочесть хорошую лекцию. У него вы не обнаружите ни напы­щенности интеллектуала Sulphur, ни излишней напористости и нетерпимости к чужому мнению интеллектуала Nux vomica. Напротив, интеллектуал Lycopodium будет корректен и терпелив со своей аудиторией, а его понимание предмета являет пример исключительной глубины. Интеллектуал Lycopodium — это настоящий ученый в белых одеждах, с высоким лбом, всю жизнь не выхо­дящий из лаборатории, проводящий какие-то плохо понятные обычному че­ловеку научные изыскания, вечно препарирующий и анализирующий. Ему может недоставать вдохновения гениального ученого Sulphur, однако он пре­дан своей науке и получает от нее истинное наслаждение. Если он избрал теоретическую, а не практическую науку, его изыскания проводятся, как пра­вило, вполне традиционным способом в отличие от Sulphur, чьи идеи будут отличаться крайней оригинальностью, вбирая в себя информацию из самых разнообразных дисциплин, и внешне могут и не вытекать непосредственно из результатов научных наблюдений.

Учителя и профессора институтов часто относятся именно к интеллектуалам Lycopodium, Я вспоминаю своего собственного учителя и, возвращаясь мыслен­но на его занятия, все больше прихожу к убеждению, что и он относился к этому типу. Его познания были очень глубоки, но при этом он не отличался требовательностью (в отличие от Kali или Arsenicum album, которые столь же глубоко знают предмет, сколь и склонны к строгой дисциплине), не был высокомерен и не пытался демонстрировать свою власть. Он был скромным человеком, с удовольствием делился знаниями, а иногда глаза его загорались энтузиазмом, когда он немного отклонялся от школьной программы и рас­сказывал нам о таких волнующих вещах, как черные дыры или теория относи­тельности. Однако обычно он был спокоен и невозмутим, немного робок и ужасно смущался, когда мы слегка подшучивали над ним.

Хиппи

В шестидесятые годы огромное число молодых людей было в той или иной степени вовлечено в движение хиппи, и, без сомнения, среди них были многие конституциональные типы. Однако я обнаружил, что те люди, которые до сих пор придерживаются этого образа жизни, в основном принадлежат к двум

конституциональным типам: Natrum muriaticum и Lycopodium, Образ жизни хиппи предполагает выпадение из стандартного общества, и это на первый взгляд идет явно вразрез с типичным для Lycopodium стремлением приспосаб­ливаться, однако на самом деле жизнь хиппи весьма соответствует нежеланию Lycopodium брать на себя какую бы то ни было ответственность/Большинство сегодняшних хиппи не имеют постоянной работы и живут на пособие. Обыч­но эта позиция оправдывается тем, что общество порочно и поэтому его не грех и обмануть, либо тем, что сообщество хиппи — пример идеальных отно­шений между людьми. Оба этих объяснения — примеры способности Lycopodium к самооправданию. Образ жизни хиппи также неразрывно связан со «свободной любовью», обычно подразумевающей секс без эмоциональной близости, что также весьма привлекательно для многих Lycopodium, Кроме того, общество хиппи основано на безоговорочной любви и признании своих членов друг другом, что также очень ценно для среднего Lycopodium,

Однажды мне пришлось лечить сразу около десяти членов коммуны пос­ледователей одного из современных гуру, Бхагавана Шри Раджнеша. Этот гуру был приверженцем довольно вольного образа жизни, призывал своих последователей прежде всего наслаждаться доступными радостями, что в первую очередь имело следствием полную сексуальную вседозволенность, царившую в этой коммуне. Все обратившиеся ко мне ее члены жаловались на диспепсические расстройства и все до одного были конституциональными Lycopodium, (Это выглядело почти комично — встречая каждого следующего «саньясина» (так они себя называли), я уже готовил ему Lycopodium, Я изо всех сил старался оставаться беспристрастным и каждый случай начинал заново, но всякий раз опять выходил Lycopodium, и каждый из них отлично отреагировал на лекарство.)

Современные хиппи крайне зависимы от марихуаны, которая помогает им не замечать проблем, и, возможно, это является одним из примеров склонности Lycopodium к уходу от неприятностей. Чтобы избежать пережи­ваний, уйти от работы и не чувствовать своей неадекватности, у многих Lycopodium вырабатывается нечто вроде слепоты — они не замечают конк­ретных проблем. Притупление восприятия, которое обеспечивается мариху­аной или алкоголем, позволяет многим Lycopodium, включая большую часть хиппи, создавать себе нечто вроде рая для дураков. Более традиционный пример подобного отношения к жизни можно увидеть у героя комиксов Энди Кэппа. Как только его многострадальная жена устраивает ему очеред­ной разнос за то, что он вместо того, чтобы приносить деньги домой проигрывает их в азартные игры, он неизменно отвечает: «Не волнуйся, милая, лучше пойдем выпьем».

В сообществе, подобном коммуне хиппи, Lycopodium ощущает себя люби­мым и принятым остальными, поэтому он не переживает, что для всего ос­тального общества он как бельмо на глазу, хотя он и здесь старается приспо­собиться и не особенно идти наперекор принятым нормам. (Свидетельством экстраординарного стремления хиппи «быть хорошими для всех» является их «единая униформа» — длинные волосы, цветастые рубашки, самодельные ук­рашения, а также их этика любви и мира.) Относительно уверенный в себе Lycopodium может в большей степени проявлять свою индивидуальность, и этот процесс часто начинается с дозы Lycopodium ЮМ.

Сентиментальность и мягкосердечие

Большинство Lycopodium имеют достаточно доброе сердце. Даже «задава­ка»-спортсмен скорее всего не забудет подарить маме цветы на женский день. Большинство Lycopodium имеют природную любовь к людям, хотя эта любовь не очень сильна и немного обезличена. Они сентиментальны, и их трогают грустные и трагические истории. Lycopodium часто мучается из-за ощущения собственной неполноценности, поэтому он жалеет неудачников, будучи до определенной степени способным поставить себя на их место. (При этом субъекта Lycopodium восхищает успех в любой форме, и он будет пытаться его имитировать.) Средний мужчина Lycopodium будет разумным и тактичным партнером и терпимым родителем. Особенно снисходитель­ным он будет с дочерьми, а с сыновьями может быть относительно суровым, пытаясь воплотить в них какие-либо из собственных несостоявшихся мечта­ний. Женатый мужчина Lycopodium может использовать свою дружелюб­ность и обаяние в семейных отношениях, а так как в душе он остается немного ребенком, ему нравится играть с детьми, и иногда он кажется скорее их сверстником, чем отцом. Он склонен гордиться своими детьми и с удовольствием будет заниматься чем-то со своими мальчиками, например ловить рыбу или играть в футбол. (Поклонники комиксов о Симпсоне узна­ют здесь Гомера Симпсона — отца всемирно известного мультипликацион­ного героя Барта Симпсона. Гомер Симпсон — великолепная карикатура на типичного отца семейства Lycopodium, Это трус, мечтающий о великих свер­шениях, половину своего свободного времени он игнорирует семью, играя со своими приятелями, а другую половину — снисходительно позволяет своим детям делать все что им захочется. Хотя у домашних имеется множе­ство претензий к нему, он не сомневается, что его любят, и на самом деле они знают, что в трудную минуту на него можно опереться. А в остальное время они предоставлены самим себе.)

Поскольку Lycopodium стремится к тому, чтобы быть принятым (а следова­тельно, в душе он чувствует, что его не принимают), у многих из них формируется характерный вид сентиментальности — склонность плакать, когда их тепло встречают или оценивают (Кент: «Плачет, когда его благода­рят»). Подобно блудному сыну, вернувшемуся домой, субъекта Lycopodium буквально захлестывают эмоции, когда он сталкивается с проявлениями ис­кренней любви. В целом мужчины Lycopodium могут заплакать гораздо лег­че, чем представители типа Natrum muriaticum, и не столь стеснительны, чтобы скрывать слезы от окружающих. Хотя некоторые Lycopodium могут обижать жену и детей, большинство Lycopodium вполне отдают себе отчет в том, что их счастье прямо связано с близкими людьми, и они могут выра­жать искренние эмоции при прощаниях, встречах и годовщинах свадьбы, а когда им приходится говорить заздравные тосты, они вполне искренне мо­гут пустить слезу признательности за любовь и семейное счастье.

Депрессия и отчаяние

Обычно Lycopodium не воспринимают в качестве депрессивного типа, и, дей­ствительно, большинство пациентов с истинной депрессией нуждаются в на­значении других лекарств, однако при стечении неблагоприятных обстоя­тельств депрессия может возникнуть у представителей любой конституции, и Lycopodium здесь не исключение. Депрессия у пациентов с конституцией Lycopodium уходит под действием этого лекарства, если только она не вызвана горем, когда скорее всего могут понадобиться Natrum muriaticum или Ignatia. Я видел не очень много пациентов Lycopodium с депрессией, и поэтому мои замечания в этом отношении будут краткими. Те, кого мне пришлось наблю­дать, сталкивались с большим количеством жизненных трудностей, им доста­лось мало родительского внимания и любви в детские годы. Их депрессия имела большое сходство с таковой у Natrum muriaticum, с рядом «добавоч­ных» типичных для Lycopodium черт. Так, в состоянии депрессии у них разви­вается отвращение к компании, однако они предпочитают «отходить не слиш­ком далеко » и иметь возможность общения с кем-нибудь. Они сидят, углубив­шись в свои переживания, много думают о прошлом и презирают сами себя. Это депрессивное состояние очень трудно дифференцировать от депрессии Natrum muriaticum или Sepia, поэтому для уточнения вам понадобится выясне­ние преморбидных особенностей личности. У депрессивного пациента Lycopodium можно найти несколько типичных для этого лекарства особеннос­тей — тревога перед ответственным мероприятием или нереалистический страх неудачи. Более того, эти тревожные особенности во время депрессии имеют

 

тенденцию к еще большему усилению. У виденных мной депрессивных пациен­тов Lycopodium было крайне выражено отчаяние, словно они уже стоят на грани катастрофы. У некоторых из них имелись суицидальные мысли, и они усиливались в ходе начального обострения, вызываемого лекарством (хотя я никогда не сталкивался с ситуацией, когда депрессивный пациент в ходе ле­карственного обострения покончил бы с собой). Кент так описывает пациент­ку Lycopodium в депрессии: «Не хочет, чтобы с ней разговаривали или застав­ляли что-то делать, не хочет делать ни малейшего усилия, хотя, когда ее принуждают к этому, ей становится легче». К сожалению, эта ремарка может быть отнесена почти к любому пациенту с депрессией. Таким образом, чтобы назначить Lycopodium в состоянии депрессии, необходимо рассмотреть сово­купность всех симптомов пациента и его анамнеза. Одним из полезных в отношении проведения дифдиагноза признаков депрессии Lycopodium являет­ся углубление депрессивного состояния при пробуждении с ослаблением в течение дня (Кент: «Суицидальные мысли при пробуждении»). Депрессия Natrum muriaticum тоже усиливается после пробуждения, но в течение дня ее ослабление не столь заметно.

Старческий возраст и деменция

Lycopodium немного похож: на Baryta Carbonica, так как у него тоже есть некоторая незрелость, которая по мере старения усиливается. (То же самое можно сказать и о Sulphur.) Бросающиеся в глаза основные проявления у пожилого или впавшего в деменцию пациента Lycopodium, являются всего лишь гипертрофированными признаками, имеющимися и у молодых пред­ставителей этого типа.

Забывчивость — нередкий симптом у пожилых, однако для Lycopodium характерны особые формы забывчивости, которые можно увидеть и у не слишком старых людей, но которые с возрастом становятся все более явны­ми. У Lycopodium имеется тенденция забывать имена людей. При встрече со знакомым у Lycopodium начинается пароксизм тревожного волнения и он смущенно пытается вспомнить, как же зовут этого человека, хотя, возмож­но, до этого он много раз его встречал (Кент: «Плохая память: забывает имена»). Пожилой джентльмен Lycopodium имеет привычку переспраши­вать имена всех, с кем он встречается, включая членов собственной семьи.

С возрастом Lycopodium становится все менее уступчивым и более вздор­ным (Кент: «Неразговорчивый», «Вздорный», «Грубый»). Пожилой паци­ент Lycopodium часто напоминает маленького Гитлера, шпыняющего до­машних словно слуг (Кент: «Высокомерие»). Выглядит это так, будто он

наконец осмелел настолько, что захотел участвовать в битвах, которых он до сих пор избегал, однако, видя, что с поля битвы его давно уже увели, он выливает свою ярость на тех, кто за ним ухаживает. Впавшие в деменцию пациенты Lycopodium в домах престарелых имеют привычку набрасываться на обслуживающий персонал, когда их раздевают или купают, изрыгая проклятия, кусаясь и брыкаясь. Они также могут непристойно заигрывать с медсестрами, демонстрируя свою сексуальную доблесть в жалком подража­нии молодому донжуану Lycopodium.

Хроническая боязливость многих Lycopodium может в пожилом возрасте трансформироваться в подозрительность (Кент: «Недоверчивый, подозри­тельный и придирчивый»), В присущем Lycopodium стиле эти дементные старички внимательно обдумывают каждую сказанную фразу, выискивая признаки недоброжелательности, а найдя, начинают выражать свое недо­вольство сначала по одному пункту, потом по следующему и так далее (причем многие из этих пунктов будут абсолютно вымышленными), и все это будет высказываться в виде непререкаемых истин. Подобная словесная «ко­лючая изгородь» — не что иное, как типичная для «задаваки»-интеллектуа­ла склонность к поучениям и нетерпимости к возражениям, только усилен­ная во много раз. (Деменция у пациента Sulphur имеет с этой картиной много общего, а различие главным образом состоит в том, что у дементно-го пациента Sulphur склонность к выпячиванию себя будет выражена силь­нее, чем у Lycopodium, — классическая мания величия Sulphur. Кроме того, бесконечная словесная жвачка Sulphur будет основана главным образом на фактически правильной информации по поводу занимающего его предме­та, его «конька», накопленной им в более молодые годы.)








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 492;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.