Классификация материалов

Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четы­рех главах: а) конфликт как осознанная конкуренция, б) война, ин­стинкт и идеалы, в) соперничество, культурные конфликты и соци­альная организация и г) расовые конфликты.

А. Осознанная конкуренция.Самосознание индивида форми­руется во время контактов и конфликтов личности с другими лично­стями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классо­вых и кастовых различениях и в любом другом социальном порож­дении, посредством которого сохраняются социальные дистанции.

Именно из реакций, вызванных социальными контактами и вза­имовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее приви­легии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с ин­тересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности.

Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.

Б. Война, инстинкт и идеалы.Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подав­ляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в дру­гое время могли бы объединить соперничающие стороны или груп­пы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все време­на, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организо­ванными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности от­чизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас.

Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с од­ной стороны, и к человеческим идеалам — с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека — дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстин­кты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, пред­ставления о том, что традиция, культура, коллективные репрезента­ции никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического иссле­дования и заключается в том, чтобы определить, каким именно обра­зом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обуслов­ливает организацию установки на борьбу. Есть исторические приме­ры того, как воинственные народы становились мирными, и как ми­ролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса — первейшее условие любого применения контроля.

В. Соперничество, культурные конфликты и социальная орга­низация.Соперничество — это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция под­чинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким об­разом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы.

В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с дру­гими группами за выживание и успех имеет целью высшее благо­получие включающего ее в себя общества. Однако фактически сек­тантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероиспо­веданию означает вхождение в группу аккомодации, которая по­средством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп.

В случае культурного и политического конфликта функция конф­ликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, — «принимает решение». Только там, где есть кон­фликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом слу­чае есть условия для рационального поведения.

Г. Расовые конфликты.Нигде социальные контакты не вызы­вают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в осо­бенности если расовые различия усугубляются не только различия­ми в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом.

Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровожда­ющие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется ин­стинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом мо­ральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а инди­вид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, не­жели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве.

Более позитивный фактор расового антагонизма — конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, зани­мающего более высокий статус, конкурировать на равных с наро­дом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущнос­ти, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение — это фактически борьба за статус в семье народов.

В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является есте­ственной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Наци­оналистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно вой­не, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

В этой главе «материалы» подобраны из работ У. Томаса, Г. Зим-меля, У А. Уайта, Дж. Т. У Патрика, Г. Р. Маршала, У Г. Хадсона, Дж. Винсента, Ф. Гиддингса, А. Стоуна и самого Р. Парка.

Аккомодация*








Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 472;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.