Социология ассимиляции
Аккомодация была описана как процесс приспособления, т. е. организации социальных отношений и установок, с тем чтобы предотвратить или уменьшить конфликт, контролировать конкуренцию и сохранять основу безопасности в социальном порядке для отдельных лиц и групп с различными интересами, чтобы они могли продолжать их разнообразную совместную жизнедеятельность. Аккомодация в смысле построения конфликта является непременной целью политического процесса.
Ассимиляция же — это процесс взаимопроникновения и слияния, в котором отдельные лица и группы наделяются воспоминаниями, чувствами и установками других людей и групп и, разделяя общий опыт и историю, все вместе включаются в общую культурную жизнь. В той мере, в какой ассимиляция обозначает эту общность традиции, это непосредственное участие в общем опыте, она является центральным направлением в историческом и культурном процессе.
Это различие между аккомодацией и ассимиляцией, учитывая их роль в обществе, объясняет некоторые важные формальные различия между двумя процессами. Аккомодация конфликта или аккомодация к новой ситуации может происходить очень быстро. Чем более интимными и утонченными являются изменения, вовлеченные в ассимиляцию, тем более они постепенны. Изменения, происходящие в процессе аккомодации, зачастую не только внезапны, но и революционны, как это происходит с мутацией установок в ходе новообращения. Модификации установок в процессе ассимиляции не только постепенны, но и умеренны, даже если их накапливается довольно много за длительный период времени. Если мутация — это символ аккомодации, то метафорой ассимиляции является рост. В процессе аккомодации человек или группа, как правило, вполне осознают (хотя и не всегда) происходящее, как, например, во время подписания мирного договора, завершающего войну, во время разрешения в суде производственного спора, в ходе приспособления человека к формальным требованиям нового социального окружения. Ассимиляция — это процесс обычно не осознаваемый; человек оказывается включенным в общую групповую жизнь еще до того, как он это осознал, и не очень-то понимая ход событий, который обусловил это включение.
Джеймс описал способ, каким изменяется установка человека в отношении определенного предмета, например, избирательного права для женщин, не в результате осознанной рефлексии, но как итог неосознанных реакций на совокупность нового опыта. Тесные связи в семье, в игровой группе, участие в церемониях религиозных богослужений и в праздновании государственных праздников — все эти действия передают иммигранту и чужаку тот запас воспоминаний и чувств, общих для всех «своих», который лежит в основании всего священного и особого в нашей культурной жизни.
Как социальный контакт является началом взаимодействия, так и ассимиляция представляет собой его конечный и совершенный продукт. В этом процессе природа социальных контактов является решающим фактором. Естественно, ассимиляция наиболее быстро протекает, когда контакты первичны, т. е. когда они более тесны и интенсивны, как в области отношений, предполагающих соприкосновение, в кругу семьи и в тесных однородных группах. Вторичные контакты способствуют аккомодации, но не вполне продвигают ассимиляцию, поскольку они являются внешними и слишком отдаленными.
Для наиболее тесной взаимосвязи членов группы необходим общий язык; его отсутствие — непреодолимый барьер для ассимиляции. Ситуация, когда «у каждой группы свой собственный язык», своя особая «вселенная дискурса» и свои культурные символы, является свидетельством взаимосвязи между коммуникацией и ассимиляцией.
Посредством механизмов подражания и воображения коммуникация способствует постепенному и неосознанному преобразованию установок и чувств членов группы. Достигаемое таким образом единство совсем не обязательно и совсем не всегда будет представлять собой единомыслие; это скорее единство опыта и ориентации, из которого может развиться общность цели и действия.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 845;