Введение. Адаптация и аккомодация
Термин «адаптация» вошел в моду вместе с дарвиновской теорией происхождения видов путем естественного отбора. Эта теория была основана на наблюдении того, что нельзя найти двух абсолютно одинаковых представителей биологического вида или семейства. Повсюду мы сталкиваемся с изменчивостью и неповторимостью. Дарвиновская теория восприняла эту изменчивость и объяснила виды как результат естественного отбора. Индивиды, наиболее приспособленные к жизни в условиях, предоставляемых окружающей средой, выживали и производили существующие виды. Другие же погибали, и представляемые ими виды исчезали. Различия между этими видами объяснялись как результат накопления и продолжения индивидуальных изменений, имевших «ценность для выживания». Адаптации и были теми изменениями, которые таким образом отбирались и передавались.
* Перевод сделан по: Park R. Accomodation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. by R. Park and E. Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 663-670.
Термин «аккомодация» — родственное понятие, но слегка отличающееся по значению. Разница заключается в том, что адапта-, ция применима к органическим модификациям, передаваемым биологическим путем; тогда как аккомодация применима к изменениям в привычках, которые передаются или могут передаваться социологически, т. е. в форме социальной традиции. Впервые этот термин в этом смысле использовал Болдуин в «Словаре философии и психологии».
С точки зрения современной биологической теории следует различать две разновидности адаптации: а) адаптация через изменение (наследственная); б) адаптация через модификацию (приобретенная). Для функционального приспособления индивида к его среде (см. п. б) Марк Болдуин предложил понятие «аккомодация», предполагая, что адаптация при этом будет увязываться со структурным приспособлением, общим и наследственным (см. п. а). Понятие аккомодации применимо к любому благоприобретенному изменению функции, способствующему лучшему приспособлению к среде и к последующим функциональным изменениям.
Понятие аккомодации, имея ограниченную область применения в биологии, широко и разнообразно использовалось в социологии. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, техника — это аккомодации, т. е. приобретенные приспособления, передаваемые социально, а не биологически. Они не являются частью расового наследия индивида, но приобретаются человеком в его социальном опыте. Эти два понятия различаются еще и тем, что адаптация — это результат конкуренции, а аккомодация (или более точно — социальная аккомодация) — результат конфликта.
Итогом адаптации и аккомодаций, поддерживаемых борьбой за существование, является состояние относительного равновесия среди конкурирующих видов и их отдельных представителей. Это равновесие, устанавливаемое адаптацией, — биологическое; это означает, что оно будет передаваться путем биологического наследования, насколько оно непрерывно и закреплено в расе или в виде.
Однако равновесие, основанное на аккомодации, не биологического свойства; оно носит экономический и социальный характер и передается, если вообще передается, традицией. Природа экономического равновесия, устанавливаемого в ходе конкуренции, была достаточно полно представлена в гл. VIII. Сообщество растений — вот это равновесие в его абсолютной форме.
В сообществах животных и людей общность, можно сказать, стала частью индивидуальных членов группы. Индивиды адапти-.-рованы к особому типу коммунальной жизни, и эти адаптации в животном сообществе, в отличие от человеческого, представлены разделением труда между полами, инстинктами, обеспечивающими защиту и благополучие молодняка, и все это передается биологическим путем. Человеческое же общество, хотя и допускает выражения этих изначальных тенденций, организовано вокруг традиций, обычаев, коллективных репрезентаций, короче — вокруг согласия. А согласие представляет собой не биологические адаптации, но социальные аккомодации.
Социальная организация, за исключением порядка, основанного на конкуренции и адаптации, является, по сути своей, аккомодацией различий, достигаемой путем конфликтов. Этот факт объясняет, почему именно разномыслие, а не единомыслие является характерной чертой человеческого сообщества в отличие от животного. Довольно четко это положение формулирует профессор Кули: «Единство социального разума заключается не в договоре, но в организации, в том факте, что его составные части взаимно обусловливают друг друга и благодаря этому все, что происходит в нем, связано со всем остальным, и в этом — итог целого»3.
Разницу между аккомодацией и ассимиляцией можно проиллюстрировать на примере различия между одомашниванием и приручением. Путем одомашнивания и выведения породы человек изменил изначальные наследуемые черты растений и животных. Он изменил характер видов. Когда отдельные представители вида, естественно находящиеся в конфликте с человеком, приручаются, они становятся аккомодированными к нему. Евгенику можно рассматривать как программу биологической адаптации рода человеческого в ходе осознанной реализации социальных идеалов. Образование, в свою очередь, представляет собой программу аккомодации, или организации, модификации и культуры изначальных черт.
Любое общество представляет собой организацию элементов, более или менее антагонистичных по отношению друг к другу, но соединенных на какое-то время, по крайней мере так, что определены взаимные отношения и соответствующие сферы действия каждого ; из элементов. Такая аккомодация, этот modus vivendi*, может быть относительно постоянным, как в состоящем из каст обществе, или же переходным состоянием, как в обществе, состоящем из классов. В любом случае аккомодация, покуда она сохраняется, обеспечивает индивиду или группе признанный статус.
* Способ существования. —Прим. ред.
Аккомодация — это естественный исход конфликтов. В аккомодации антагонизм враждебных элементов регулируется в данный момент, и конфликт как открытое, явное действие исчезает, хотя и сохраняется как потенциальная сила. С изменением ситуации приспособление, успешно контролировавшее антагонистические силы до этих пор, не срабатывает. Начинаются смятение и волнения, которые могут перейти в открытый конфликт. Конфликт, будь то война, забастовка или просто обмен вежливыми инсинуациями, неизменно заканчивается новой аккомодацией, или социальным порядком, который в общем включает и измененный статус в отношениях между участниками [конфликта]. И только ассимиляция полностью стирает этот антагонизм, скрытый в организации групп или индивидов. ,
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 726;