Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.
2.Уровни социологического знания.
Основной парадокс социологии как системы развивающегося знания об обществе заключается в том, что она являясь интегративной по своей сути, не представляет собой жестко интегрированной научной дисциплины…..
Социологическое знание представлена следующую ст-ру: (в зависимости от критерия) 1) уровень изучения: теоретический и эмпирический. 2) В зависимости от ориентированности соц. исследований: фундаментальные и прикладные. 3) по квалификации соц. теорий: общесоциологические теории(макроуровень или макросоциология) – (Спенсер, Дюркгейм, Парсонс) - функционализм; теория конфликта – Дарендорф; соц. изменений – (Сорокин, Луман).; отраслевые направления (или теории среднего уровня) – Хоманс – теория социального обмена: или же: С. семьи, С. права, С. молодежи и др.; микроуровень – (Хоманс) – теория социального обмена, символический интереакционизм – (Кули, Мид), этнометодология – (Гарфинкель).
Основные положения теории социального обмена
1. Положение успеха— действия человека подчинены правилу: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще он стремится его производить.
Положение стимула— если какой-либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться повторить действие (это положение вытекает из бихевиористской установки о роли поощрения).
3. Положение ценности— чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться производить действие, направленное на его достижение.
4. Положение «насыщения — голодания»— чем чаще в прошлом личность получала вознаграждение, тем менее ценным будет длянее повторение подобной награды.
5. Положение «агрессии — одобрения»— если человек не получит вознаграждения, на которое рассчитывал, или получит наказание, которого не ожидал, он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, а результаты становятся для него более ценными. И наоборот.
При обмене действуют также следующие принципы: а) наименьшего интереса (лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении ситуации, обладает большей способностью диктовать условия обмена. Результат — появление власти), б) дистрибутивной справедливости (любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что порождает социальное неравенство).
Хоманс ставит во главу угла непосредственный обмен между индивидами и признает значимость психологических побуждений. Методология Хоманса строится на разделении «абстракций первого порядка» (приложимых к данной конкретной группе) и «абстракций второго порядка» (приложимых к нескольким классам наблюдений и тем самым отвлекающихся от текущих событий, происходящих в действительных группах). Первые представляют собой нижнюю ступеньку в лестнице абстракций. Три абстракции первого порядка, по Хомансу, — деятельность, взаимодействие, чувства.
Например, изучив конкретную группу (цех электрокабелей завода), Хоманс делает следующие выводы: 1) если часто взаимодействие между двумя или более лицами возрастает, то усиливается и степень их взаимной симпатии другу к другу, и наоборот, 2) лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства посредством усиления активности своих действий, и наоборот, 3) чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство проявляется в их действиях и чувствах, и наоборот, 4) чем выше ранг данного лица в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот, 5) чем выше социальный ранг лица, тем шире диапазон его взаимодействий.
Первое различение в структуре социологии связано с тем, что в социологии, как в любой науке, выделяют два уровня исследований — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение. Теоретический уровень— это уровень создания гипотез и теорий на основе эмпирических исследований. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически проверяемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпирический уровень в целях проверки теоретических концепций. Таким образом, в структуре социологических исследований теоретическое и эмпирическое представляют собой две подсистемы единого целого, удовлетворяя тем самым критерию научности.
Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала выступает в роли гипотезы, обобщающей отдельные результаты исследования во всеобщем утверждении, а затем в виде теоретического конструкта. Аналитическое и синтетическое в социологическом исследовании, так же как эмпирическое и теоретическое, находятся в неразрывном единстве, т. к. без предшествующего анализа нет последующего синтеза.
Соответственно различают эмпирическуюи теоретическую социологиюкак два относительно обособленных друг от друга типа исследований. В эмпирических исследованиях основное внимание уделяют сбору социальных фактов и их обобщению. Эмпирические исследования, в свою очередь, делятся на полевыеи лабораторные.В теоретических исследованиях доминирует прежде всего создание теории, описывающей социальные явления, т.е. исследование преимущественно теоретическое.
Выделяют также фундаментальнуюи прикладную социологию. Ф. «что познается?», и «как познается». П.«для чего познается?».Всякое исследование в основе своей имеет какую-либо проблему, требующую решения. Последняя может сформироваться в рамках самой науки, а может быть задана извне. Задачей фундаментальных исследований является решение проблем, стоящих перед социологией какнаукой, — выявление закономерностейразвития общества и т.п. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосредственное практическое значение проблем, которые не являются собственно предметом социологии как таковой (например, проблема повышения успеваемости учащихся). Сюда же относятся и проблемы социальной инженерии — практического внедрения социальных знаний с целью конструирования новых систем и модификации имеющихся.
Между фундаментальной и прикладной социологией нет непроходимой пропасти. Фундаментальное исследование при необходимости можно продолжить как прикладное (самое практичное решение дает, как известно, теория). В то же время из хорошего прикладногоисследования не всегда можно сделать фундаментальные выводы.
3.Законы, категории и функции социологии.
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.
Социологические категории − это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.
Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:
• социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);
• собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т.д.);
• категории близких к социологии дисциплин («культура»,«личность», государство», «власть» и др.).
В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное» (1.1.), через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организа-ции», «социальная система», «социальная структура» и др. Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.
К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т.д.).
Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон — это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.
В целом выделяют пять групп социальных законов:
1. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;
2. законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;
3. законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;
4. законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;
5. законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.
Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые — отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.
Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.
Функции
1. Теоретика-познавательная 2. Критическая 3. Описательная ценочная
4. Мировозренческо-идеологическая 5. Управленческая 6. Образовательная
4.Социология в системе научного знания.
Социология, как и любая другая наука, может успешно развиваться только в общей системе научного знания. Для современного этапа развития социологии характерно расширение ее взаимодействия с другими теоретическими системами. Особенно важное значение для развития социологии сегодня имеют следующие науки.
Философия, изучающая всеобщие проблемы бытия, природы, человека и общества. Из философии в социологию пришли важнейшие понятия - категории "общество", "человек", "индивид", "ценности", "прогресс", "развитие" и др. Философия выступает по отношению ко всем областям научного познания в качестве предельно общей теоретической системы, обосновывающей общие принципы бытия (онтология), общие принципы познания (гносеология, логика, методология).
Именно на уровне философского знания осуществляется глубинное обоснование парадигм социально-гуманитарных наук, в том числе и социологии. Этим ведает особый раздел философии - социальная философия, в рамках которой познаются законы функционирования и развития социального бытия. Особое значение социальная философия имеет для социологии, являясь логической основой социологической науки. Нередко социальная философия рассматривается в качестве высшего теоретического уровня социологического знания (53, с. 58).
При этом следует иметь в виду то различие, которое существует между философским и социологическим познанием мира.
Социально-философский подход к обществу направлен на анализ генезиса и перспектив общества, особое внимание концентрируется на субъективной стороне социального процесса. Особенность философского метода познания общества состоит в том, что он основывается на умозрительных посылках.
Социологический подход к обществу предполагает исследования общественных явлений на основе эмпирических наблюдений в отличие от философии, социология формируется категориями научной методологии, предполагающим четкую проверяемость полученных результатов (теоретическое) объяснение. В социологии применяются как частнонаучные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные - статистические и др.
История, как и социология, изучает развитие общества, но при этом, в отличие от нее сосредотачивает внимание на прошлое общество (от греч. historia - рассказ о прошлых событиях). Принцип историзма в исследовании предполагает изучение явлений в их закономерном историческом развитии с акцентированием внимания на выявлении истоков их развития, а также: реконструкции прошлых событий и явлений общественной жизни. Социолог же изучает функционирование и развитие общества в его современном состоянии, поэтому прошлое его интересует лишь в плане объяснения настоящего. В социологии широко используются исторические данные, а в истории - данные социологии.
Связь между социологией и историей устанавливается и через такую историческую дисциплину, как этнография (наука о народах). На стыке этих областей научного знания возникла этносоциологии − область социологии, изучающая генезис, сущность, функции и общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения, разрабатывающая основы и методологические принципы их исследования. Имеют значение для социологических исследований и такие науки, как антропология (наука о человеке) и демография (наука о народонаселении), позволяющие социологическому познанию приблизиться к анализу роли человека и субъективности в социально-исторических процессах.
Итак, подводя итога, можно сказать, что, в отличие от других социальных наук социология:
> с одной стороны, рассматривает устойчивые типичные социальные явления, многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества. Эта наука как бы "мыслит" крупными блоками, и поэтому она способна описывать поведение больших масс людей и функционирование общества как особой целостности;
> с другой стороны, социология видит свою задачу в объяснении социальной организации жизни людей на основе получения достоверной информации о реальных явлениях и процессах человеческой жизни, что придает ей конкретно-научный характер;
> эта наука отличается от других социальных наук максимальной приближенностью к изучению конкретных социальных процессов и многообразных проявлений социальных взаимодействий людей в реальном обществе.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 909;