Социологии как науки. Объект и предмет со­циологии.

Социокультурные и теоре­тические предпосылки возникновения

Термин «социология» происходит от латинского sozietas — обще­ство и от гре­ческого logos — учение, что означает учение об обще­стве, и был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) в его работе «Курс позитивной философии»1838.(1830-1842). Он же ввел в научный оборот слово «консенсус»). СОЦИОЛОГИЯ - совокупность познавательных прак­тик, складывающихся в европейской интеллектуальной тра­диции с 1840-х и изначально артикулированных как само­стоятельная (отдельная) научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социальной реальности (социу­ма), Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположни­ков мировой социологии, наш соотечественник Пити­рим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же сово­куп­ность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, кото­рая изучается социологией.

Роберт Мертон сказал: «Социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Так как то что мы сегодня называем обществом люди заинтересова­лись очень давно- более 2.5 тыс. лет. Платон, Аристотель, Николо Макиавелли, Томас Гоббс и др.

В 17-18вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социлогии: общество, культура, цивилизация, классы, структура., функция. Зарождается социальная статистика как черта европейской культуры – КЕТЛЕ.

В становлении социологического подхода к анализу общества выделяются следующие этапы:

1. социальная философия, в рамках которой были обоснованы многие принципы, определившие дальнейшее развитие социально социального познания (классическими в этом плане являются концепции мыслителей Платона и Аристотеля);

2. социальные теории Нового времени (XVII - XVIII вв.), формировавшиеся в Европе в процессе перехода от средневекового), словно-монархического устройства к новым формам организации.

3. социологическая теория в форме науки об обществе как целостном организме.

В качестве источников соц. знания выступают:1)исторический опыт, 2)реальные факты социальной жизни, 3)механизмы их взаимоотношений и взаимодействий,4) тен­ден­ции и закономерности социального развития чел. и об-ва.

Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста, вспыхнули восстания лионских и силезских ткачей, возникло движение луддитов, чартистское движение и т.д. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Изменение мировоззренческих установок фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Само зарождение социологии было ответом на эти изменения. Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественнонаучными дисциплинами, с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественнонаучные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые модели натуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм и т.д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и естественнонаучный схематизм, отражающий уровень развития естествознания.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в Х\/II в. впервые в теориях "социальной физики" возникает идея о том, что общество - это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Выдающийся мыслитель того времени Жан-Жак Руссо вплотную подходит к разрешению проблемы социального неравенства. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.

Таким образом, появление социологии носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями развития социальной жизни, подготовлено всей историей развития научного знания.

 

Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.

Социальные воззрения Платона (428/427–348/347 до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля (384–322 до н.э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Николо Макиавелли (1469–1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче – она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.

Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т.е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество – высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.

 

Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследо­вания. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект-науки — это сфера реальности, на ко­торую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки — это такие элементы, аспекты, свойства объекта, кото­рые непосредственно изучаются дан­ной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, ана­томия изучает строение ор­ганизма человека, физиология — функции его органов, медицина — его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектам социологи­ческого познания является общество.Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, по­скольку ответ на него во мно­гом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направле­нию.

При определении предмета социологии ключевым является : понятие «соци­альное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельно­сти людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все много­обра­зие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику пред­мета социологического познания.

Объект исследования , в том числе и социологии, находится вне сознания че­ловека.

Предмет исследования возникает не вне, а в самом чел. сознании: когда человек, изучающий какой-то объект, стремится выделить из него для исследования какие-то важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части, или особенн­сти.

П. Сорокин подчеркивал, что социология - не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономиче­ские науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономи­кус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаи­модействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение- «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель­ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше­ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя­щегося человеком только благодаря созна­нию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. фено­мен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, ' включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче­ской теории, политологии, психоло­гии, юриспруденции, теории культуры.. От психологии социология отличается тем, что она ис­следует не закономерности внутреннего, психического мира чело­века и его раз­личные проявления, - познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а ин­тересуется прежде всего социаль­ными взаимодействиями, складывающимися между ин­дивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред­мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще­ственной жизни определенного набора со­циальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полю­са­ми которого являются, с одной стороны, общество как много­сложная и много­уровневая система, а с другой, - человек, лич­ность. Но общество не есть сумма изо­лированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподо­бие кар­тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи­модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи­модействия формируется и функцио­нирует общество.

То есть предмет с. является исследование взаимодействия личностей и соци­альных групп в их структурных взаимодействиях в определенных условиях существова­ния и в процессах их изменения и развития в об-ве. С. исследует : личность, соц. общно­сти и группы, соц. институты, си-мы отношений и взаимодействий, соц. взаимодействия, об-во в целом, как целостную, сложно структурированную, постоянно развивающуюся систему.

Социология–это наука об особенностях, тенденциях, и закономерностях ста­новления, развития и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.(Бабосов)

Социология− это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. (Волков)

Социология− это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. (П. А. Сорокин)

Социология− это научное изучение общества и общественных отношений. (Н. Смелзер)








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 835;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.