Произведения Серапиона Владимирского 5 страница
Второе сочинение Епифания Премудрого — «Житие Сергия Радонежского» — носит более повествовательный характер, чем «Житие Стефана Пермского», стилистически оно значительно проще, более насыщено фактическим материалом. Целый ряд эпизодов «Жития Сергия» имеют своеобразный лирический оттенок (рассказ о детстве отрока Варфоломея — будущего Сергия, эпизод, повествующий о просьбе родителей Сергия не уходить в монастырь до их смерти, чтобы было кому помочь им в старости, и т. п.).
Если в «Житии Стефана Пермского» Епифаний показал себя виртуозом-стилистом, то в «Житии Сергия» он представал, кроме того, мастером сюжетного повествования. «Житие Сергия» пользовалось большой популярностью у средневековых читателей и дошло до нас в большом количестве списков.
Пахомий Логофет. В произведениях Епифания Премудрого экспрессивно-эмоциональный стиль достиг вершины своего творческого развития. В лице третьего представителя этого стиля в агиографии, Пахомия Логофета, он нашел мастера, придавшего ему официальный церковно-религиозный характер. Жития, написанные Пахомием, стали формальными образцами для всей последующей официальной агиографии. Мы не можем отказать Пахомию в литературных способностях, он был очень плодовитым и опытным писателем. Едва ли это не первый на Руси писатель-профессионал: летопись сообщает, что Пахомий получал вознаграждения за свои литературные труды и его приглашали для литературной работы в различные книгописные центры. Агиографическим мастерством Пахомия восторгались средневековые книжники. Но творчество Пахомия носило рассудочный характер, преследовало цель унифицировать изложение в памятниках житийной литературы, приводя их тексты в соответствие с формальными требованиями жанрового канона.
Пришелец из Сербии, Пахомий Логофет начал свою литературную деятельность в 30-х гг. XV в. в Новгороде, при новгородском архиепископе Евфимии II. В дальнейшем он бывал в Москве, Троицко-Сергиевом монастыре, в Белозерском монастыре, вновь возвращался в Новгород. Умер Пахомий, по-видимому, в 80-х гг. XV в. Перу Пахомия принадлежит несколько оригинальных житий, из которых лучшее — «Житие Кирилла Белозерского». Помимо житий, он написал ряд похвальных слов и служб святым. Основная же деятельность Пахомия как агиографа состояла в переработке уже существовавших житий с целью придать этим житиям большую риторичность, большее соответствие жанровым канонам [8].
Как отмечает В. О. Ключевский, Пахомий Логофет «прочно установил постоянные, однообразные приемы для жизнеописания святого и для его прославления в церкви и дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности» [9].
[1] См.: Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962; Мошин В. А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV вв. — «ТОДРЛ». М.-Л., т. XIX, 1963, с. 28-106; Дуйчев И. С. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1963, т. XIX, с. 107-129; Дмитриев Л. А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1964, т. XX, с. 72-89.
[2] См.: Прохоров Г М. «Повесть о Митяе». (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.) Л., 1978.
[3] См.: Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана истории древнерусской литературы. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1963, т. XIX с. 215-254.
[4] Текст цит. по изд.: ВМЧ, декабрь, дни 18-23. М., 1907, стлб. 1620-1646.
[5] Житие святого Стефана, епископа пермского, написанное Епифанием Премудрым. Издание Археографической комиссии. Спб., 1897.
[6] См.: Коновалова О. Ф. Панегирический стиль русской литературы конца XIV — начала XV века (на материале «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым). Автореф. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Л., 1970.
[7] Амплификацией (от лат. amplificatio — расширение) называется употребляемый в литературе и ораторском красноречии прием нагнетания однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, противопоставлений и т. п.
[8] Монографическое исследование о Пахомий см.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Спб., 1908; см. также: Орлов Г. Похомиiе Србин и нjегова книжевна делатност у Великом Новгороду. — Прилози на книжевност. jезик, историjу и фолклор, кн. XXXVI, св. 3-4. Београд, 1970.
[9] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 166.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 675;