Авторитеты vs. автор
Учитывая сказанное о «предметном» подходе и перевесе «теории» над «практикой», неудивительно, что наши авторы уснащают свои тексты многочисленными ссылками на авторитеты и длинными цитатами из их произведений. Если в сугубо научном тексте такая практика бывает целесообразна, то чрезмерное увлечение ссылками и цитатами в учебном тексте, где сам автор текста должен быть авторитетом для своей читательской аудитории (или должен презентовать себя таковым) весьма спорна.
Для сравнения, в четырех изданных книгах «Серии» авторы, формулируя определения, принципы и концепции, ссылаются на каких-либо иных авторов крайне редко и главным образом в иллюстративных целях (например, в виде эпиграфов или кратких примечаний).
«Монологическая строгость» vs. «диалогическая доверительность»
Несмотря на появление пособий с «облегченным» стилем изложения большинство учебников для вузов пишутся по-прежнему сухо, дидактично, «наукообразно», безлично. Автор выступает в роли античного оракула, который вещает безмолвно внимающему ему слушателю (читателю) непреложные истины.
Такой дидактичный стиль, безусловно, находит немало сторонников не только у нас. Но авторы книг «Серии» применяют иной язык в общении со своей аудиторией. Его можно назвать языком диалогической доверительности в отличие от языка монологической строгости все еще доминирующей у нас. Суть этого языка хорошо сформулировали авторы книги «Композиция» в разделе «Студенту» [3: 18]:
«Вам уже, вероятно, приходилось испытывать разочарование при пользовании учебниками, которые, по-видимому, были написаны скорее для преподавателей, чем для студентов. Готовя эту книгу, мы старались ни на минуту не забывать, что покупаете, читаете и пользуетесь этой книгой именно вы. В результате мы написали текст с учетом ваших потребностей. В книге применяется простой, повседневный язык, а указания даются в доступной форме».
Весной 2003 года увидела свет книга Джозефа Уильямса «Стиль» [6], положившая начало «Серии для начинающих авторов». С более ранним американским изданием этой книги [13] – как и с более ранними изданиями книг «Исследование» [8] и «Аргументация» [12] – я познакомился в 1996–1997 гг. во время своей стажировки в Массачусетском Технологическом Институте в рамках Программы им. Э. Маски.
Автор «Стиля» предлагал не встречавшуюся мне в нашей литературе стройную систему «технологически» проработанных принципов для написания отдельных предложений и абзацев. Новым словом для меня была и ключевая роль читателя при выборе автором текста того или иного стилистического приема. Подкупал также непринужденный, недидактический стиль изложения, умение простым, образным языком рассказать о довольно тонких вопросах стилистики. И хотя речь шла о стилистике английского языка и нехудожественной прозы, было совершенно очевидно, что большинство принципов, предложенных автором, годятся для русского и украинского языка и «технической» литературы. Тогда же и появилась мысль перевести эту книгу.
Позднее я познакомился с рядом американских пособий, в которых подробно рассматривалась методика создания законченных письменных работ. Поскольку аналогичных книг ни в России, ни в Украине не было, я решил,следом за «Стилем», разбирающим «технологию» создания эффективных предложений и абзацев, перевести и пособие по письменной композиции.[3]
Постепенно вызрела идея создания целой серии учебных пособий по различным аспектам письменного изложения для «начинающих авторов» – студентов, аспирантов, молодых специалистов всех профессий, преподавателей и всех, кто хотел бы улучшить свои навыки письменно изложения, но не может найти подходящих источников на родном языке.
Очевидно, чтобы быть эффективными, эти книги должны были удовлетворять двум критериям:
1) годиться для непосредственного применения в вузе и самостоятельного изучения и
2) служить моделями и «генераторами» методологических идей для разработчиков российских и украинских пособий.
Обдумывая включение в «Серию» книг «Аргументация» [7] и «Исследование» [1], я, насколько мог, изучил «рынок» соответствующей литературы на русском и украинском языках. Так, я обнаружил, что хотя книг по логике и аргументации было довольно много, ни одна из них не увязывала логику и аргументацию с проблемами письменного изложения. Кроме того, существующие пособия рассматривали преимущественно формальную логику и были перегружены материалом с использованием усложненного математического аппарата.
В лаконичной «Аргументации», напротив, приоритет отдается неформальной логике (аргументации на примере, аргументации по аналогии, аргументации со ссылкой на авторитет и аргументации относительно причин) и имеется раздел о создании аргументационного эссе. Важно и то, что в главе о формальной (дедуктивной) логике автор, Энтони Уэстон, кратко объясняет только основные принципы, необходимые «начинающему автору», используя простейший инструментарий символьной логики.
Книг по методике исследований было намного меньше. И в этих учебниках письменные навыки не становились предметом отдельного обсуждения; задача автора научной работы сводилась, в основном, к соблюдению формальных правил и государственных стандартов. Наконец, исследование рассматривалось не как творческая миссия, выходящая за пределы академического мира, а, скорее, как «прикладная» задача к написанию диссертации или студенческой научной работы.
Книга «Исследование», помимо того, что просто и подробно рассказывает о цели, предмете и процессе исследования и методах записывания его результатов, пробуждает в читателе и эмоциональный интерес к занятию исследованиями. Авторы – Уэйн Бут[4], Грегори Коломб и Джозеф Уильямс – также предлагают эффективную трехступенчатую стратегию при обдумывании черновика исследовательского отчета и оригинальную методику критического анализа текстов.
Текст оригинального издания четвертой книги (авторы – Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен) [10] был сокращен и адаптирован, чтобы «приблизить» русскую версию к потребностям нашего читателя. Основу книги, получившей название «Композиция» [3], составляют девять «стратегий» создания письменных работ: повествование, описание, описание процесса, иллюстрация, классификация, сравнение, причинный анализ, определение и аргументация. Иллюстрациями риторических образцов в книге служат как студенческие работы, так и произведения профессиональных писателей. Вопросы и задания построены таким образом, чтобы развить у студентов навыки критического мышления.
Эти четыре книги увидели свет в течение 2003–2005 годов.
Мне показалось, что полезным дополнением к этим книгам, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы развития творческих и критических способностей «начинающих авторов», будет перевод специального учебника, в котором развитие этих важнейших навыков, увязанное с проблемами письменного изложения, является основным предметом обсуждения. Несмотря на то, что по проблематике творческого и критического мышления издано несколько переводов книг зарубежных авторов (Э. ДеБоно, Д. Халперн и др.) и появляются интересные работы российских и украинских педагогов (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, А.В. Тягло и др.), вузовского учебника, отвечающего указанным критериям, нет.
Восполнить этот пробел призвана книга «Мышление» [5] – перевод авторитетного учебника Винсента Ружиэйро [11]. Особенностью ее является то, что развитие навыков творческого и критического мышления в ней рассматривается как взаимосвязанный процесс. Автор утверждает, что хорошее мышление не равнозначно простому знанию того, что делать не нужно; это знание того, что делать нужно и как. Оценивая идеи и оспаривая укоренившиеся мнения, читатели научатся формировать критический взгляд на различные теории. В книге также даются практические советы, как убедительно представлять свои решения в письменной работе и устном выступлении.
Все четыре изданные книги «Серии» привлекли внимание как рядовых читателей, так СМИ и педагогического сообщества России. Положительные рецензии на книги «Исследование», «Стиль» и «Композиция» появлялись в еженедельном научном приложении к газете «Известия»; детальные обзоры книг «Стиль» и «Исследование» поместил «Вестник МАПРЯЛ (Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы)».
Положительный опыт применения книг «Серии» в педагогической практике уже есть в Институте европейских культур при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) и Институте экономических исследований Дальневосточного отделения Российской Академии Наук (Хабаровск). Интерес к ним проявляют и в других учебных и научных центрах России.
Безусловно, введение курса письменного изложения в отечественных вузах задача непростая. Имеющиеся проблемы можно свести в две большие категории: институциональные и содержательные.
Отечественное образование сильно стандартизовано, что влияет на формат и содержание вузовских учебных программ и учебных пособий. Относительно низкий статус новых дисциплин круга «культуры речи» в учебных планах нефилологических вузов тормозит создание и внедрение прогрессивных учебных методов и ресурсов. Но есть и обнадеживающие тенденции: относительная свобода вузов (и отдельных преподавателей) в выборе конкретных курсов и учебников для непосредственной работы со студентами; примеры «горизонтальных» межвузовских связей, обеспечивающих «неформальное» и более быстрое внедрение новых методических идей и разработок.
Приоритет устных жанров, преподавание «предметов», а не «навыков», «наукообразность», перевес теории над практикой, чрезмерный пиетет перед «авторитетами», дидактичность – все эти характеристики постсоветской педагогической культуры тормозят внедрение новых, более «открытых», более «технологичных» методик. Но у нашей культуры есть одно ценное свойство – переимчивость, адаптивность. Она способна усваивать (делать «своим») то, что ее устраивает в чужой культуре, отбрасывая ненужное. Это относится и к учебным дисциплинам и учебной литературе. Содержание учебных курсов и учебников уже меняется; необходимая ресурсная база для их подлинного обновления, которую создают, в том числе и книги «Серии», безусловно, только ускорит этот процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс, Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта: Наука, 2004.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи, 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Райнкинг Дж.Э., Харт Э.У., Остен, Р. фон дер. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта: Наука, 2005.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Астрель: АСТ, 2001.
5. Ружиэйро В.Р. Мышление: Пятнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта: Наука, 2006. (в печати)
6. Уильямс, Дж.М. Стиль: Десять уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта: Наука, 2003.
7. Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта: Наука, 2005.
8. Booth W.C., Colomb G.G., Williams J.M. The Craft of Research. 2nd ed. – Chicago, IL: University of Chicago Press, 2003.
9. Fox M. Wayne C. Booth, Critic Who Analyzed Rhetoric, Dies at 84. // The New York Times, 11 October 2005. (http://www.nytimes.com/2005/10/11/books/11booth.html)
10. Reinking J.A., Hart A.W., Osten R. von der. Strategies for Successful Writing. 6th ed. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2002.
11. Ruggiero V.R. The Art of Thinking: A Guide to Critical and Creative Thought, 7th ed. New York: Longman, 2004.
12. Weston A. A Rulebook for Arguments. 3d ed. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Co., 2000.
13. Williams J.M. Style: Ten Lessons in Clarity and Grace. 6th ed. New York: Addison Wesley Longman, 1999.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 598;