МАССОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА В ДЕРЕВНЕ 5 страница
Из разных описаний совхозной и колхозной работы видно, что зачатки производственной пропаганды есть, но ее нужно шире ставить, чтобы расширить горизонт совхозников и колхозников. Связь сельского хозяйства с индустриализацией страны очень часто для многих крестьян и крестьянок еще не до конца понятна. Нам, живущим в городе, часто кажется, что все так ясно и понятно, – понятна индустриализация: строятся громадные, гигантские предприятия; но ведь деревня часто ничего не знает об этом строительстве. Недаром одна американка обратила мое внимание на выражение «глухая деревня». Все мы употребляем это выражение и не обращаем внимания на смысл его, а ее поразило это слово: «Значит деревня не слышит, что кругом делается?» Это очень характерно для старой деревни: кругом бурлит, кипит жизнь, а деревня ничего не слышит. Эта «глухота» должна быть изжита, деревня должна научиться слышать и прислушиваться к политической и производственной жизни. Знакомство с производственной жизнью страны имеет колоссальное значение, и вот в школе крестьянской молодежи мы ставим вопрос о политехнизации школы. Вы знаете, что сейчас громадный интерес к вопросам политехнического образования. Почему же возник такой большой интерес к этому вопросу?
Недавно я перечитывала статью Владимира Ильича, написанную им в 1897 г., – «Перлы народнического прожектерства», где он возражает народнику Южакову на предложение устроить гимназии для крестьян, в которых учащиеся отрабатывали бы за свое учение. Владимир Ильич пишет, что труд должен быть обязательным для всех – не только для крестьян. Он ставил этот вопрос политически. Почему сейчас возник вопрос об обязательном обучении труду? Мы видим страшный недостаток рабочей силы. Производственная практика студентов – это тоже обязательный труд. Так ставится вопрос в вузах, а в детские и подростковые школы вводится политехническое обучение труду. Мы начинаем вплотную подходить к этому вопросу, мы должны все молодое поколение научить труду, научить работать по-новому. Это тоже вопрос, связанный со всеобучем, – вопрос, который имеет очень большое политическое значение. Политехнизм нужно проводить и в школе, и в колхозах, и в совхозах. Там есть, например, машинно-тракторные станции, есть возможность поставить этот вопрос серьезно и по-новому.
Затем вопрос об общеобразовательной подготовке. Тов. Бубнов приводил статью т. Ленина, в которой он говорил о важности работы для крестьянства. Он говорил, что необходимо, чтобы каждый крестьянин умел читать, разобраться в любой книге. Важна не только поголовная грамотность, но важно каждого подвести к тому, чтобы он мог самостоятельно найти нужную ему книгу, разыскать в газете то, что ему нужно, чтобы он мог дальше самостоятельно учиться. Когда мы говорили на конференции по ликвидации неграмотности, то касались вопроса о том, что нам надо над годом ликвидации неграмотности построить школу двухгодичную, которая бы давала знания в объеме четырехлетки, давала бы запас знаний по родному языку, математике, давала бы привычку пользоваться библиотекой, заочными курсами, которая бы вооружила массу известной суммой знаний. Понадобятся еще годы, чтобы всех пропустить через техникумы или среднюю школу, но в гораздо более быстрое время мы можем подготовить массу, чтобы она могла самостоятельно дальше работать. Эта образовательная работа требует очень большого напряжения.
Затем вопрос художественной работы. Колхозы и совхозы должны показать окружающим крестьянам не только хорошо поставленную хозяйственную работу, но они должны показать, что жизнь в колхозе интересна. Часто бывает так, что крестьянки-колхозницы пишут и говорят, что жить в колхозе скучнее, чем в деревне. Это показывает, что жизнь организована неинтересно. Если мы возьмем искусство, то оно имеет громадное организующее значение. Всякое искусство делает жизнь красочной, и в этом направлении надо развернуть широкую работу.
Я не буду говорить об антирелигиозной пропаганде – об этом будет особый доклад, – не буду говорить о бытовой стороне, но вся эта сумма вопросов показывает, какую громадную работу нам нужно развернуть.
Основное – это то, что нужно втянуть массы в это дело. Но спрашивается: как организовать это? Тов.Бубнов приводил уже постановление насчет культуполномоченных. В прошлом году, в марте, Московская область провела выборы культуполномоченных по 101 району Московской области. Одновременно проводились выборы уполномоченных от актива политпросветучреждений. Необходимо, чтобы около изб-читален, библиотек и прочего был организованный актив, ибо один избач бессилен, очень мало что может сделать. Если есть организованный актив, тогда не столь уж трагично будет, если избач уедет по другому общественному делу, – изба-читальня не будет стоять на запоре, а актив позаботится о том, чтобы она непрерывно работала. Точно также и всякое учреждение должно обрастать активом. По Московской области происходили выборы актива – культармейцев. Выбрано 35 тысяч культармейцев всякого рода по 101 району, которые работают в Московской области над культработой.
Нам важно втянуть побольше людей в эти организации. Необходимо, чтобы в каждой партячейке был человек, который занимался бы культработой и держал бы всю организацию в курсе дела. Человек, который занимается в ячейке культурным делом, должен осведомлять об этой работе всю ячейку и обсуждать работу вместе с ячейкой. Часто бывает так, что в деревне есть партячейка, но вопросами культуры не интересуется. Профорганизации, находящиеся в деревне, до сих пор весьма мало заботятся о культработе. Например, имеется ячейка строителей, и нужно было бы позаботиться, чтобы зимой в ней была развернута работа, а заботы этой нет. Необходимо, чтобы в каждом поселке культ-уполномоченный или культорганизатор был прикреплен к определенному числу дворов, культорганизаторы должны составлять поселковую организацию, которая и должна обсуждать все культвопросы. Такая поселковая организация должна быть органически связана с сельсоветом. Сейчас у нас даже в районе нет просвещенческих аппаратов, а есть только три инспектора, из них один старший, – отдельного органа по народному образованию нет. Правда, Ленинградская область ввела у себя районо, но по РСФСР в целом вместо районо имеются лишь инспектора. Поэтому особенно важно именно сейчас, когда нет районо, чтобы секции сельсоветов, райисполкомы обращали особое внимание на культработу.
Совхозы и колхозы часто считают, что они сами по себе, а сельсоветы и райисполкомы – сами по себе. Это довольно общее явление. Точно также в городе профсоюзы часто смотрят свысока на горсоветы, и нужна большая борьба, чтобы профорганизации работали по-настоящему в горсоветах, а в деревнях необходимо, чтобы культурно-бытовые секции сельсоветов росли и крепли и чтобы они шире опирались на организованное население. Если разделить колхозное население на участки, то каждый участок будет иметь своего уполномоченного; если ячейки будут на это дело обращать внимание, то сельсовет будет опираться на массу по-настоящему.
Вопросы организации у нас очень мало проработаны, и потому задача нашего совещания – особенно внимательно проработать организационные вопросы. Я высказываю только общие соображения, а вы на практике знаете лучше взаимоотношения сельсоветов с райисполкомами, знаете все трудности – и вы можете дать богатейший материал; надо сообща обдумать до конца, как в колхозе и совхозе организовать массу на культфронте. Важно, чтобы культуполномоченные и работники колхоза и совхоза принимали участие в сельсовете, а то обычно в сельсоветах принимают участие лишь единоличники. Через Советы передовая масса должна влиять на более отсталую массу. Когда профсоюзы идут в Советы, то там они влияют на неорганизованные массы трудящихся. В еще большей степени важно, чтобы в секции сельсовета колхозники влияли определенным образом на единоличников, с тем чтобы сегодняшний единоличник стал завтра колхозником. Такой процесс происходит, но важно, чтобы дело шло не стихийно, а на основе систематической работы. Нужно развернуть очень большую пропагандистскую и агитационную работу и нужно добиться, чтобы уполномоченные в сельсовете, которые идут от социалистического сектора, влияли на тех, кто еще в колхоз не пошел.
Это средство влиять на широкие массы и добиваться массового прилива в колхозы, быстрой организации влившихся колхозников – это вопрос организационный. Советы могут сыграть тут очень большую роль.
Затем вопрос о методах работы. В чем суть культпохода? Несколько лет назад я писала брошюру по ликвидации неграмотности[196] – писала о том, что у нас неграмотность стабилизировалась, а потом, когда масса сама взялась за это дело и организовалась, то мы увидели громадный сдвиг, который превзошел все ожидания. Мы увидели настоящий ледоход. Весь вопрос в том, чтобы двинулась сама масса. Важно организационные вопросы связать с методическими. Когда масса сама взялась за дело ликвидации безграмотности, сразу же стало уделяться внимание безграмотным. Раньше, пока дело шло лишь формальным путем, а сама масса не примыкала к этому делу, то не обращали внимания на то, что представляет собой безграмотная женщина, не создавались такие условия, чтобы она могла освободиться от ребят и пойти на учебу. Когда масса взялась за это, то она выявила все эти мелочи, она сумела индивидуализировать подход и в каждом случае найти, что мешает ликвидации неграмотности. В этом ценность этой работы. Этот метод, умение подойти к тому, кого мы обслуживаем – к малограмотному, к только что вошедшему в колхоз, – очень важны. Иногда некоторые товарищи говорят, что если знаешь один колхоз, – значит знаешь и все. Между тем мы знаем, что колхозы имеют совершенно различное лицо. Степной колхоз или колхоз Центрально-Черноземной области совершенно различны. Разве можно сравнивать новые совхозы со старыми, возникшими на основе бывших помещичьих имений? Нужно прекрасно знать все условия. Внимательный учет всех данных – это одно из условий успешности работы. Разобраться в вопросе, как все народное образование превратить в массовое, как возбудить активность, как организовать ее, – все это является нашей основной задачей. Рядом стоит другая задача – прийти на помощь развертывающейся самодеятельности масс. Тут важен весь характер построения сети. Очень важно создание Домов социалистической культуры. У нас есть Краснополянский гигант – там построен Дом социалистической культуры и при нем и общежитие, чтобы представители всех поселков могли приезжать туда. В этом Доме культуры идет постоянная переподготовка и подготовка новых работников, культармейцев, уполномоченных, актива, который должен быть около избы-читальни, библиотеки и т. д. Этот Дом культуры периодически проводит всякие курсы, у него есть интересный опыт с культармейцами. Он не просто обучает, а на примыкающих участках показывает, как нужно образцово построить работу. Все это до чрезвычайности поднимает культактив. У нас на политехническом съезде был крестьянин из Краснополянска, и он рассказывал, что они уже подошли к этому вопросу, что у них есть уже «трудовые избы» при школах – избы, где имеются станочки, машины, где идет политехническая подготовка. Мы часто невнимательно относимся к таким мелочам, а между тем это творчество, которое наблюдается в процессе строительства, должно тщательно учитываться. Орловский округ, например, в связи с ликвидацией неграмотности проводил особый вид дошкольной работы – создал целый ряд «дошкольных изб». Это особенно внимательно должен учитывать социалистический сектор, потому что он должен быть впереди, он должен вести за собой всю основную массу крестьянства.
С самого начала, когда организовались совхозы, то в резолюции по этому поводу было сказано, что они должны обслуживать окружающее крестьянство. Мы жили в то время в Горках, и Владимир Ильич спросил заведующего совхозом, что делается для соседнего крестьянства. Тот подумал и сказал: «Капусту продаем». Владимир Ильич улыбнулся и потом сказал мне: «Он даже вопроса не понял». Правда, это было давно, с тех пор прошло десять лет, но я боюсь, что еще во многих совхозах «продают капусту», а настоящей помощи нет. Надо, чтобы социалистический сектор был показательным не только в хозяйственном отношении, но и в культурном отношении.
На этом позвольте закончить,
1930 г.
1931 – 1939
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 485;