ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ В РАЙОНАХ СПЛОШНОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ОТНОШЕНИИ
Несомненно, районы сплошной коллективизации надо сделать ударными в смысле культурного обслуживания. Мы знаем, что в громадном большинстве районов мы не имеем сплошного обслуживания населения культурной, политпросветской работой. У нас по району обычно существуют лишь культурные островки. Библиотека, изба-читальня обслуживают лишь округа в два-три километра, и остаются целые поселки, совершенно не обслуженные никакой культурной работой. В районах сплошной коллективизации необходимо, чтобы в каждом поселке, как бы мал он ни был, был какой-то опорный культурный пункт. Изба-читальня, библиотека, красные уголки при школе, при сельсовете, при кооперации – все это опорные пункты. Важно, чтобы эти пункты были постоянно действующими. Более крупные села, совхозы, коммуны, где есть культурные силы, где строятся машинно-тракторные межселенные станции, где имеются тракторные колонны, должны превратиться в мощные культурные центры, развивающие все виды передвижной работы и обслуживающие всю сумму окружающих опорных пунктов, передвижными школами, библиотеками-передвижками, инструкторами, лекторами.
Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности выдвинула вопрос о необходимости посылки в районы сплошной коллективизации особых бригад ликвидаторов неграмотности. Эта мысль заслуживает всяческой поддержки. Но бригады должны охватывать не только ликвидаторов – это должны быть вообще культбригады, куда войдет и инструктор, который поможет около каждого опорного пункта сорганизовать актив, поможет организации кружков разного вида и типа, даст программы экскурсий, читок вслух наиболее важных книжек и статей, даст справки, как и чему можно учиться заочным путем. Вероятно, придется создать курсы для таких культбригадиров. Наша культработа должна не отставать от хозяйственного фронта. Профсоюзы, несомненно, примут также участие в формировании и посылке бригад.
Этот вопрос еще новый, требует основательной подработки. Она уже начата. Дело это первостепенной важности. Все должны прийти ему навстречу.
1929 г.
КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА В КОЛХОЗАХ (РЕЧЬ НА I ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ КОЛХОЗНИЦ)
В КОЛХОЗЫ ПОШЛИ МИЛЛИОНЫ
Начиная с октября 1917 г., когда власть перешла в руки рабочих и крестьян, в руки трудящихся, Ленин постоянно говорил, что единственный выход для крестьян – это объединение мелких, разрозненных хозяйств в крупные хозяйства.
Но вначале его слова не находили достаточного отклика. В 1919–1920 гг. отдельные передовые крестьяне и отдельные рабочие, главным образом из красноармейцев, стали образовывать коммуны. А потом прошли годы, и об этих коммунах мало кто думал, никто не обращал внимания на то, как они живут. Мешало этому делу двигаться то, что наша промышленность переживала разруху, нельзя было производить сельскохозяйственные машины, нельзя было создавать тракторы и другие сельскохозяйственные орудия. И только когда наша партия взяла курс на индустриализацию страны, когда заработали заводы, когда эти заводы стали выпускать тракторы и другие сельскохозяйственные машины, когда крестьяне наглядно увидели, какое громадное значение имеет машина, как она сберегает труд и делает хозяйство более прибыльным, – только тогда началось массовое движение, только тогда широкие слои крестьянства – бедняцкие и середняцкие слои – заинтересовались коллективным движением.
И вот те колхозы, на которые раньше никто не обращал внимания, стали привлекать всех. Всем стало интересно узнать, как же они живут. И пример этих колхозов, которые были организованы еще в 1919–-1920 гг., а также то, что мы можем дать тракторы, помочь всячески новым коллективным хозяйствам, сделали это движение массовым. Ленин много раз говорил: «когда миллионы двинутся» – вот это имеет значение. И вот, товарищи, сейчас, когда. в колхозы вошли уже не отдельные передовики, а миллионы, когда мы имеем массовое колхозное движение, – теперь можно сказать, что победа на этом фронте одержана. Мне, как старому члену партии, конечно, особенно радостно видеть это движение, потому что то, к чему стремилась долгие годы партия, к чему стремился т. Ленин, начинает теперь осуществляться.
НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИИ
Все мы прекрасно понимаем, что хотя у нас и есть районы сплошной коллективизации, хотя миллионы вошли уже в колхозы, но это только начало большого дела. Нужно не только войти в колхозы, нужно всю жизнь в колхозах организовать как следует – важно наладить дружный артельный труд, важно поднять сознательную дисциплину, важно наладить учет и контроль.
Сейчас каждая колхозница видит, чего ей не хватает, чтобы поднять активное участие в строительстве колхозов. Не хватает ей в этом деле знаний. Она часто и хотела бы помочь делу, да не знает как. Недаром Ленин говорил, что сейчас настало время, когда нужна настоящая культурная революция. Но что значит «культурная революция»? Слово «революция» значит «коренной переворот», «коренное изменение». Ленин, говоря о старой культуре, так характеризовал ее: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития»[182].
Это он говорил о культуре старого строя. Он говорил о том, что культура, техника и наука служили не рабочим и крестьянским массам, они были на службе у помещиков и капиталистов. При помощи техники создавались машины, которые шли в хозяйства отдельных помещиков. Фабриканты и помещики при помощи машин эксплуатировали массы, выжимали из массы все соки. Тогдашние агрономы, тогдашние инженеры были на службе у помещиков и капиталистов, а с массой они не работали, крестьянскому хозяйству они не помогали.
Школа была, но не было заботы о том, чтобы обучение было всеобщее: училась лишь часть детей рабочих и крестьян; девочки, батрацкие и бедняцкие дети в школу не ходили. Кроме того, школа полезных знаний ребятам не давала; учили больше всего «закону божьему». Дети капиталистов, дети помещиков были грамотны, потому что они учились в гимназиях, они кончали университеты, а дети рабочих и крестьян много-много если кончали начальную школу.
Наука и техника служили также для того, чтобы обманывать массы, чтобы втирать массам очки. Это происходит и сейчас в капиталистических странах.
Вы знаете, товарищи, какое огромное техническое достижение кино, какое достижение радио. Как же, например, сейчас в Америке, где у власти капиталисты, используют кино? Теперь есть новое изобретение в этой области – говорящее кино. Одновременно и картину показывают, и действующие в картине лица говорят. Что американцы делают? Они при помощи техники создают такую картину: Христос, распятый на кресте... Вот его распинают, а тут гром, молния, земля разверзается, все кругом разваливается... Тот, кто видел эту картину, говорит, что жутко становится. Эту картину создали для того, чтобы пустить ее в широкие массы, чтобы одурачить крестьян и рабочих, убедить их в том, что действительно так было, что действительно земля разверзалась и поглощала грешников.
При помощи науки и техники капиталисты дурачат массы, обманывают и эксплуатируют их. Этому положен конец при Советской власти. В 1918 г. Ленин говорил: «Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»[183]. И то, что говорил в 1918 г. Ленин, он повторял и в последние годы своей жизни. Он говорил, что надо в массы продвинуть достижения науки и техники.
Но пока у нас не было колхозного движения, до тех пор и это дело медленно двигалось. Десять лет тому назад был, например, издан декрет о ликвидации безграмотности, но дело продвигалось очень медленно. Теперь же, когда крестьяне и крестьянки пошли в колхозы, когда им приходится бороться с богатеями, с кулаками за колхозы, они видят, как им нужны знания. На днях товарищ, который ездил в Центрально-Черноземную область, в Щигровский район сплошной коллективизации, рассказывал, как там колхозники ликвидируют свою неграмотность: «Заходишь в избу и видишь – изба битком набита народом, сидят на высоких скамейках, а стол низкий, сидят плечом к плечу, все пишут, все ликвидируют неграмотность, а хозяин сидит и топором чинит карандаши. Наловчился топором чинить, так как перочинного ножика на ликпункте не имеется...»
Вот когда описывают такие живые картинки – а их вы сами видите вокруг себя достаточно, – чувствуется, что масса сама взялась за дело, чтобы вырваться из темноты, что она хочет овладеть знанием.
НАДО НАУЧИТЬСЯ ВЕСТИ ХОЗЯЙСТВО
Сейчас, товарищи, важно обучиться грамоте – это дело чрезвычайно большое. Если мы возьмем женщин, то еще половина их неграмотна. Если мы возьмем колхозы, куда идут бедняки, куда идут беднячки, то мы увидим, что там очень сильно развита неграмотность. Особенно много неграмотных женщин. Задача ликвидации безграмотности первоочередная, но в то же время не единственная задача. Надо не только обучиться грамоте – надо при помощи грамоты научиться хорошенько вести хозяйство. Ведь надо все устраивать в колхозе расчетливо, обдуманно. Если вы посмотрите на повседневную жизнь, то увидите, как часто многие споры и недоразумения возникают просто от того, что люди не умеют высчитать, рассчитать. Нужно хорошее знание арифметики. Важно научиться новым приемам ведения хозяйства, важно приобрести некоторые знания по агрономии – узнать, как обрабатывать землю, как ухаживать за теми или другими растениями, как бороться с вредителями. Обо всем этом надо прочитать. Надо прочитать, какие есть виды труда, как надо организовать не только труд на земле, но и другие виды труда. Все это требует знаний. Надо получить знания и по технике.
Вы, колхозницы, особенно ярко чувствуете необходимость знаний, потому что совместная работа заставляет понять, что колхознице надо вести также и большую общественную работу, а для этого надо разгрузиться от домашнего хозяйства. Надо, чтобы были столовые и стиральные, швейные, вязальные машины. Надо научиться всем этим пользоваться. А для этого надо позаниматься в кружке домоводства. Надо также и политически разобраться во всем окружающем, осмыслить то, что делается в стране. Надо знать, что делается во всем мире. Нельзя жить так, как жили раньше – оторванными от всего света. Ведь раньше деревня была оторвана от общественной жизни, от жизни городской, не знала совершенно, что на свете делается. Между городом и деревней была настоящая пропасть. В городе и библиотеки были, и театры, и собрания, а деревня – глухая, не слышит, не знает, чем люди живут, за что люди борются. Теперь этой оторванности, этой заброшенности деревни приходит конец. Теперь через коллективные хозяйства члены их – и мужчины и женщины – приобщаются к общественной жизни. Все это, товарищи, имеет громадное значение, все это дает возможность по-новому организовать жизнь.
РАСТУТ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ
Следующий большой вопрос – это вопрос о детях. В деревне, бывало, каждая мать болеет о будущем своих ребят. Случится что-нибудь с отцом или с матерью – ребенок становится беспризорным, выбрасывает его жизнь в город, и все невзгоды встают перед ним. А сейчас о детях заботится уже колхоз. Много уже таких коммун, которые считают всех ребят своих членов «детьми коммуны» и заботятся о том, чтобы они учились как следует, чтобы они продвигались вперед, чтобы из них вырабатывались настоящие работники, которые могут вернуться в колхоз хорошо обучившимися и поднять всю жизнь на более высокую ступень. Я знаю, есть такие коммуны, где заботятся о том, чтобы все ребята прошли первую ступень, затем коммуна платит за них во второй ступени, дает стипендии для обучения в техникумах – все время заботится о ребятах. В таких коммунах мать может быть спокойна: коммуна выведет на широкую дорогу ее ребенка.
Во многих колхозах сейчас уже начинают внимательно относиться не только к устройству яслей, не только к устройству детских садов, детских очагов и площадок, но – и это дело имеет чрезвычайно важное значение – начинают заботиться и о школах. Колхозники заботятся о том, чтобы учителя учили как надо и чему надо, чтобы они учили ребят, как к каждому делу подходить по-новому, чтобы в школе учили дружному, артельному труду. Сейчас у нас в школах стало, конечно, гораздо лучше, чем было до революции, но важно, чтобы само население, чтобы сами рабочие, сами колхозники принимали участие в помощи школе, и не только в материальной помощи. Если придет красный партизан в школу и расскажет ребятам о той борьбе, которая велась с белыми, то ребята будут слушать так, что на всю жизнь запомнят этот рассказ. Если придет работница, которая умеет что-нибудь очень хорошо делать, и покажет ребятам, как надо делать, – это будет иметь громадное значение.
Колхозникам надо обсуждать, правильно ли учитель учит; достаточно ли он детям показывает, как надо объединять свой труд; готовит ли их к тому, чтобы, окончив школу, молодое поколение могло принимать участие в артельном, общем труде, умело организовать этот труд, организовать разумно всю жизнь. Все это следует обсудить, и если учитель делает не так, то необходимо, чтобы колхозники и колхозницы указывали учителю на это и помогали ему сделать как следует.
ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ ВЗЯТЬСЯ ЗА КУЛЬТУРНУЮ РАБОТУ
В старой деревне, где не обращали никакого внимания на образование, где жили так, как жили отцы и деды, может быть, так много и не надо было культурных работников, а сейчас колхозам до зарезу нужны эти культурные работники, нужны больше, чем когда-либо. Этими культурными работниками должна стремиться стать колхозная молодежь, особенно женская. Вооружившись знаниями, колхозницы могут сыграть очень большую роль. Когда-то Ленин, приветствуя съезд губженотделов – это было в декабре 1920 г., – говорил, что мы перешли на мирную работу, на мирную организационную работу, и в этой работе женщина займет первое место. И вот если мы действительно подумаем о том, как нам надо организовать жизнь колхоза, как надо сделать эту жизнь здоровой, просвещенной, светлой, тогда ясно станет, какое громадное поле деятельности открывается перед колхозницами.
Теперь важно создавать передвижные формы культработы. Мы обсуждали вместе с товарищами из Колхозцентра, машинно-тракторных станций, Зернотреста и из других хозяйственных организаций, как нужно наладить работу, и пришли к заключению, что очень важно сейчас, чтобы сплошное обслуживание населения не ограничивалось только отдельными избами-читальнями, небольшими клубами и библиотеками. Нужно, чтобы в каждом поселке был красный уголок и туда приезжали инструкторы, которые указывали бы, как нужно вести работу, как нужно создать актив, как организовать ликпункт, совместную читку, как лучше организовать всю учебу.
Сейчас есть курсы заочного обучения. При помощи этих курсов можно очень многому научиться, но обычно не знают, как их выписать; стоят они гроши, но как их достать, как получить, что с ними делать, – об этом часто в колхозах ничего не знают. Важно, чтобы инструкторы, которые приедут, толково, обстоятельно объяснили, как нужно учиться при помощи заочных курсов.
Вооружившись знаниями, колхозницы сделают чрезвычайно много в организации всей жизни колхоза. Они помогут также и подрастающему поколению – ребятам, помогут им сорганизоваться.
Нужно сказать, что ребята в колхозах заражаются жизнью взрослых. Они начинают организовываться, и те письма, которые мы получаем от детей колхозников, гораздо интереснее, чем письма других ребят. Дети пишут о том, что на работе, которую они делают в помощь коммунам, они учатся жить и работать сообща. Они рассказывают, как к ним тайком от родителей бегают дети крестьян из тех деревень, которые не перешли в колхозы, и крестьяне через них узнают о колхозной жизни, заинтересовываются этой жизнью.
СТРОЙТЕ КУЛЬТУРНУЮ РАБОТУ ПО ПЛАНУ
На происходившем недавно съезде заведующих крайоно принят целый ряд резолюций, в которых говорится о том, что дело культурного строительства должно быть широко развернуто, что нужен фонд для строительства изб-читален и Домов культуры.
Конечно, каждая колхозница уже сейчас понимает, что под лежачий камень вода не течет, что культуру также надо брать с бою. Поэтому тут надо проявлять большую организованность, большую напористость. Надо организовываться для того, чтобы выставлять определенные требования, надо проводить самообложение на культурные нужды, добиваться встречных кредитов, добиваться культурных работников.
Однако рассчитывать на большие средства сейчас не приходится. Чтобы перестроить нашу деревню, надо прежде всего иметь достаточное количество тракторов, машин и т. д. Здесь раздавались голоса: «Мы сами рады впрячься, чтобы сообща вспахать землю». Эти слова говорят об энтузиазме, охватившем колхозниц, но, конечно, по-настоящему хозяйство можно перестроить только тогда., когда у нас будут тракторы и комбайны, а чтобы тракторные заводы построить, нужно раньше построить металлургические заводы, добывать уголь и т. д. Стало быть, главное внимание сейчас надо уделить индустриализации, развитию промышленности. Вот почему на просвещение нам дают очень ограниченные средства.
Но и при таких ограниченных средствах, какие мы имеем, можно было бы добиться значительно больших результатов, если бы мы строили нашу работу более организованно, более планово Между тем если мы ясно понимаем, что в хозяйстве нужен план, то в области культурной работы у нас пока каждый за себя еще работает. Работает отдел народного образования, рядом работают культотдел, разные кооперативные организации, и никакой увязки между ними нет. Наркомпрос употребляет большие усилия, чтобы объединить все силы и средства. Мы говорим в шутку, что в культурной работе необходимо переходить, так сказать, на «колхозное строительство».
Мы сейчас проводим такой опыт. Есть показательный район – Орехово-Зуево, рабочий центр, который принимал большое участие в классовых боях. Там работают и культотделы профсоюзов и отдел народного образования. По району идет коллективизация. В то же время в культурной работе никакого плана там еще нет. И вот мы попробовали устроить там «библиотечный колхоз». В Орехово-Зуеве двадцать две библиотеки, и каждая врозь работает, каждая сама себе книги закупает и часто одни и те же, а руководства настоящего нет. Мы послали туда опытного товарища, договорились о том, чтобы библиотечную работу проводить сообща по всему городу, а потом и по всему Орехово-Зуевскому округу.
На примере этого «библиотечного колхоза № 1», как мы его в шутку называем, выяснилось сразу, что денег на это дело затрачивается порядочно, не одна сотня тысяч, а пока каждая библиотека была сама за. себя, то в ее распоряжении были такие гроши, что настоящей хорошей библиотеки, которая вела бы передвижную работу, снабжала книгами все библиотеки, организовать было нельзя.
Мы думаем, что и в колхозах наших тоже должно быть единство в культурной работе, нужно работать по плану. А то шеф, отдел народного образования пошлют одни книжки, культотдел – другие, а планомерной помощи нет.
Объединение всей помощи колхозному движению должно рассматриваться как ударная работа.
ВЫБИРАЙТЕ КУЛЬТУПОЛНОМОЧЕННЫХ
Недавно на конференции при Агитпропе ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос об избах-читальнях. На этой конференции решено, чтобы сейчас в деревне были культуполномоченные, подобно тому как есть уже агроуполномоченные. Необходимо, чтобы на известное число, скажем на двадцать пять, дворов (по-разному в разных местностях) выбирался уполномоченный – человек грамотный, заинтересованный этим делом, свой человек. Культуполномоченный должен смотреть, чтобы безграмотные учились на ликпункте; чтобы и мужчины и женщины ходили в избы-читальни, пользовались библиотекой, подписывались на газеты, устраивали коллективные читки и обсуждение газет; чтобы самые нужные книжки также читали вместе; чтобы все дети ходили в школу; чтобы население втягивалось в культурную работу. Эти культуполномоченные будут входить в совет избы-читальни. Очень важно, чтобы именно в колхозах поскорее выбрали культуполномоченных.
Конечно, перед выборами культуполномоченного надо провести большую работу. Необходимо предварительно провести собрания бедноты, обсудить, кого выбирать, чтобы выбирались люди не просто хорошо грамотные – таких, пожалуй, среди кулаков больше, потому что они имели возможность раньше учиться, а беднота не имела этой возможности. Важно, чтобы человек был свой, знал нужды бедноты, понимал их. Такие есть среди бывших красноармейцев, делегаток; они умеют вести общественную работу, их и надо выбирать. Важно, чтобы эти культуполномоченные сорганизовались около избы-читальни, входили в ее совет, обсуждали сообща все культурные нужды своей деревни и как эти культурные нужды удовлетворить.
Конференция по избам-читальням, которая была при отделе агитации, пропаганды и печати (АППО) ЦК, признала, что особенно важно развертывать избы-читальни в социалистическом секторе, и не только избы-читальни, но и Дома культуры, что нужно создавать их при машинно-тракторных станциях и при тракторных колоннах.
СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СПОКОЙНОЙ УЧЕБЫ
Когда мы проводили культпоход по ликвидации безграмотности, у нас выделился на первый план Саратовский округ с г. Саратовом. Что там особенного было? Особенным было то, что ликвидацию безграмотности не брали независимо от других вопросов. Там правильно рассуждали. Что значит неграмотная женщина? Это не только то, что она читать и писать не умеет. Это значит, что она оторвана от всякой общественной работы, прикована к семье, живет в темноте, под влиянием религии и разных суеверий. Другими словами, надо не только обучить ее грамоте, но и постараться поставить ее в лучшие условия. И что же в Саратовском округе сделали? К той семье, из которой безграмотная женщина уходит учиться на ликпункт, прикрепляли соседку или комсомолку, и в часы, когда женщина уходит учиться, она знает, что есть кому остаться с ребятами, присмотреть за печкой и т. д. Так делалось не только в городе, но и в деревне. Взаимопомощь в культурной работе играет большую роль.
Другой вопрос – вопрос о совместных читках. Одна крестьянка из Центрально-Черноземной области, из бывшей Курской губернии, т. Брыкина, рассказала, как она проводила работу среди женщин. Долго она волновалась, что никто из женщин у них в деревне не ходит на собрания, и не могла ничего придумать, чтобы привлечь их. Потом она достала в женотделе книжки, стала ходить по избам и читать. Женщины заинтересовались, а затем уже стали сами просить: «Ты почитай нам еще, Брыкина».
«Я говорю: «Давайте по десяткам организуемся и будем делать так: вы работайте, а я читать буду», – рассказывала Брыкина. – Они стали по десяткам собираться и совместно читать. А как приехал докладчик из волости, я свои десятки обежала, всех позвала. Прихожу на собрание, смотрю – все женщины до одной собрались. Сердце хотело от радости разорваться».
Вот как по собственному почину крестьянка-беднячка сумела провести такую важную организационную работу, сумела на культурной работе объединить эти десятки неграмотных женщин, а потом привлечь их к общественной работе.
Мы видим, что там, где правильно ставится дело ликвидации неграмотности, – там женщина не только обучается грамоте, но и одновременно привлекается к общественной работе, гораздо активнее участвует, например, в перевыборах делегаток. Об этом говорят данные о выборах в этом и прошлом годах. Это показывает, как одно связано с другим, как темнота и неграмотность связаны со старым бытом, с тяжелыми условиями, в которых еще находится женщина.
ЗА ОТДЕЛЬНУЮ ТАРЕЛКУ
Выступавшие здесь от Центрально-Черноземной области говорили, что крестьянки там живут очень грязно, жизнь их очень неустроенна и т. д. Надо сказать, что в ЦЧО население очень бедное. Из одной коммуны, например, писали о том, что нет денег на покупку отдельных тарелок. И только потом, когда выяснилось, что все чуть-чуть не перезаразились от больных, женщины от страха нивесть сколько слез пролили, – только после этого завели отдельные тарелки, чашки для каждого, чтобы предупредить распространение всякой заразы.
ВЫТЕСНЯЙТЕ РЕЛИГИЮ КУЛЬТРАБОТОЙ
Теперь несколько слов относительно религии. Кто-то из выступавших рассказал, как они устраивали соревнование по уничтожению икон. Но надо сознаться, что еще много от старого осталось в колхозах. Женщина привыкла верить в бога. Часто она боится, как бы бог не наказал ее. И только когда она увидит, что в колхозе можно дружно жить, что жизнь там делается гораздо более налаженной, – только тогда она окончательно освободится от религиозного дурмана.
Надо сказать, что церковь притягивает женщин своей внешней обстановкой – пением и т. д. Поэтому важно, налаживая жизнь колхозов, обратить внимание также на то, чтобы сделать там жизнь покрасочнее, повеселее: ставить собственными силами спектакли, петь хором, устраивать совместные прогулки, танцы и т. д. Одним словом, надо организовать жизнь повеселее, чтобы эта жизнь увлекала и не было потребности пойти куда-то и послушать какое-то надрывное церковное пение.
ОБМЕНИВАЙТЕСЬ ОПЫТОМ
Обмен опытом – чрезвычайно важное дело. К сожалению, пока все это делается самотеком, а не систематически. Важно, чтобы все те коммуны, которые уже имеют большой опыт, которые уже правильно наладили, работу, были на виду; чтобы более слабые колхозы ходили и смотрели, как там дело поставлено.
Через наши школы, через наши учебники, которые посылаем на места, через популярные книжки мы стараемся познакомить с этим опытом лучших коммун и подрастающее поколение и взрослых. Но одно дело прочесть в книжке, а другое – собственными глазами посмотреть. Это делается самотеком. Следует, чтобы в более сильные коммуны ездили организованно и обменивались впечатлениями. Нужно обращать внимание на те стороны, которые особенно важны; на то, как там труд организован, как там женщины организованы.
ГОРОД ИДЕТ НА ПОМОЩЬ ДЕРЕВНЕ
Я должна сказать, что сейчас деревня, колхозное движение предъявляют большие требования к городу, и если еще несколько лет тому назад профсоюзы, например, почти не интересовались деревней, то сейчас в профсоюзах вопрос о деревне, о помощи колхозному движению обсуждается очень горячо. Вы знаете постановление о том, что 25 тысяч рабочих посылаются в колхозы на работу. Сейчас рабочие начинают играть в колхозном строительстве крупную роль. Весь свой организационный опыт рабочий несет в деревню.
Вот маленькая картинка из жизни.
Заходит ко мне приехавший из деревни уполномоченный, начинает рассказывать, как у них в Тверском округе (Кашинский район) организовалось семь колхозов, как они думают Переходить на сплошную коллективизацию, как они построили школы. Долго и горячо говорил он, а я его спрашиваю: «Вы-то кто такой?» – «Я, – говорит, – ленинградский рабочий, из Выборгского района». – «Что же, вы родом из этого села?» – «Нет, меня мобилизовали на работу по колхозам, и эта работа такая интересная, важная, что я теперь на ней остаться хочу».
Недавно мне пришлось провожать в деревню т. Емельянова, который в свое время скрывал Владимира Ильича. Он рабочий – многие годы работал на Сестрорецком заводе. Старик уже, но с большим воодушевлением едет в деревню.
Таких людей, которые с величайшим энтузиазмом едут на помощь в деревню, много и среди культурных работников. Недавно в Наркомпросе мы провожали первую культурную бригаду, которую составили из наших крупных работников, много лет работавших и по ликвидации неграмотности, и по рабочим университетам, и по дошкольному делу. Их послали в Сибирь, в район сплошной коллективизации. Когда мы их провожали, то вспоминали старое – вспоминали тот год, когда белые подходили к Орлу и когда Наркомпрос отправлял первую совпартшколу туда, на фронт. Сейчас, неделю тому назад, мы тоже отправляли наших работников на новый фронт – на фронт колхозный, чтобы они своим знанием помогли налаживать культурную работу. Это первая культурная ласточка. Конечно, одна такая бригада сейчас является каплей в море, но это движение – посылка культурных бригад в деревню, – я думаю, в ближайшем будущем примет крупный размах. Важно, чтобы работницы, у которых имеется большой организационный опыт, также ехали в деревню.
Недавно одна наша выдвиженка, ткачиха, поехала в . Самарский округ – в округ, где создаются новые крупные колхозы. Она побыла там и сразу увидела очень много недостатков, которые на местах видели, но не знали, как их изжить. Например, был там уполномоченный по хлебозаготовкам, который проводил неправильно обложение. Она потребовала немедленной его смены. Посмотрела, как работают избачи, провела широкую работу среди женщин, организовала их на борьбу с кулачеством, и сразу по ее приезду создался большой сдвиг в этом селе.
ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕДУЩИХ В ДЕРЕВНЮ
Важно, чтобы те культурные силы, которые сейчас едут в деревню, были правильно использованы. Очень часто приедет человек, живший в городе, и не знает, как приступить к работе в деревне. Надо тем, кто едет, сказать, что их задача не только научить, но и прежде всего самим поучиться, самим присмотреться хорошенько к жизни колхозниц, посмотреть, какие тяжелые стороны есть в этой жизни... Только после этого можно будет оказать действительную помощь.
Но и вам, колхозницам, не надо обращать сразу внимание на каждую ошибку, не надо строго судить, если человек что-либо не так сделал. Вы с ним поговорите, расскажите о своих нуждах, научите работать. А то бывает так. Приедет комсомолка. Конечно, комсомольцы – народ молодой, думают, что с маху все можно взять. Приедет и что-нибудь вначале напутает, а ее сразу берут в штыки: «Нет, матушка. Чего суешься? Это не так надо делать». Лучше будет, если к ней подойти по-товарищески и объяснить, как ей надо вести себя, чтобы действительно поделиться с вами своими знаниями. Тогда не будет таких случаев, что человек приедет и не сумеет подойти, а его не сумеют использовать, а в итоге окажется, что зря только время затрачено и много нервов испорчено.
БОЛЬШЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теперь такое время, когда рабочие и работницы особенно готовы идти на помощь коллективному движению, когда культурные работники стремятся помогать колхозам. Теперь главный вопрос в том, чтобы на местах сами колхозницы как можно лучше сорганизовались, чтобы они подняли свой культурный уровень, свою грамотность, выработали в себе привычку сообща читать газеты, сообща читать и обсуждать нужные книги, учиться, выдвигать из своей среды наиболее способных на всякие курсы, готовить из них кадры культурных работников.
Во всех органах просвещения и в рабочей среде теперь есть ясное понимание того, что надо идти на помощь колхозному движению. Нужно эту помощь колхозному культурному движению оказать во что бы то ни стало. Но, с другой стороны, необходимо колхозницам сорганизоваться на этом важном культурном фронте. Овладев знанием, колхозница внесет чрезвычайно много во все колхозное движение. Недаром Владимир Ильич говорил, что женщина сыграет громадную роль в строительстве. У женщин есть терпение, у них есть настойчивость. Посмотрите и послушайте, как говорят председательницы сельсоветов, посмотрите, как они настойчиво, неустанно работают. В колхозах идет классовая борьба, и нужно сказать, что те женщины, которые освободились от старых пут религии, от старых предрассудков и стали сознательными, не остаются позади, идут впереди настойчивыми, уверенными шагами.
Культура и техника помогут укрепить наше колхозное движение, укрепить связь между рабочим классом и широкими слоями крестьянства.
И тогда, когда это будет, наше колхозное движение сделает нашу страну непобедимой и эта страна будет гореть факелом для трудящихся других стран. Так говорил Владимир Ильич. Мы видим теперь, что к этому дело идет.
1929 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 522;