О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ
Когда мы оглядываемся назад – на путь, пройденный со времени Октябрьской революции, – мы видим, что в начале революции сразу же были выдвинуты проблемы строительства социализма во всей их широте и глубине. Мы взялись за их разрешение, но гражданская война и разорение, вызванное ею, общая некультурность, неорганизованность и недостаточная сознательность широких масс делали невозможным их немедленное осуществление.
Теперь, после XV съезда ВКП(б), те же проблемы ставятся вновь уже в других условиях. Возьмем такой основной вопрос, как вопрос реконструкции сельского хозяйства. Был выброшен лозунг строительства коммун. В период 1919 г. стали организовываться коммуны, но мало которые из них уцелели. Советская власть не смогла поддержать их, помочь им развиться. Теперь жизнь выдвинула эту задачу с особой настоятельностью. Сейчас, десять лет спустя, все движение приобрело совершенно иной размах, захватывает гораздо более широкие слои. Прошло ли то, что делалось в 1919 г., бесследно? Нет. От 1919 г. сохранилось больше коммун, чем кто-либо думал, их опыт необходимо учесть для возникающих коммун.
И по всей линии оживают поставленные революцией, но не решенные еще, отодвинутые временно на задний план задачи. Это и естественно. Такая проблема, как реконструкция всей промышленности и всего сельского хозяйства, неминуемо требует разрешения и целого ряда других проблем. В числе этих проблем стоит и проблема внутренней, коллективной дисциплины кадров рабочих, без которой немыслимо построение социалистического хозяйства. Капиталистическое хозяйство можно строить на основах принудительной дисциплины, социалистическое хозяйство требует того, чтобы вся масса осознала дело строительства индустрии, дело реконструкции сельского хозяйства как свое кровное дело. Вот почему, говоря словами Ильича, необходимо под вопрос о дисциплине подвести базу широчайшего убеждения.
Производственная пропаганда в свое время (в 1920– 1921 гг.) имела целью помочь широким массам освоить восстанавливающуюся промышленность и новые формы коллективного сельского хозяйства как свое кровное дело.
Владимир Ильич придавал производственной пропаганде громадное значение. На VIII Всероссийском съезде Советов (22–29 декабря 1920 г.) Ильич говорил: «... чем глубже преобразование, которое мы хотим, произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов. В последнем счете потому наша революция все остальные революции далеко оставила за собой, что она подняла через Советскую власть к активному участию в государственном строительстве десятки миллионов тех, которые раньше оставались незаинтересованными в этом строительстве. Теперь подойдем с этой стороны к вопросу о новых задачах, которые перед нами стали... – к вопросу о хозяйственных задачах: о создании единого хозяйственного плана, переорганизации самых основ экономики России, самых основ мелкого крестьянского хозяйства. Это – задачи, требующие втягивания поголовно всех членов профсоюзов в это совершенно новое дело, которое при капитализме было им чуждо»[170].
И дальше: «Надо добиться, чтобы все поняли, что нам принадлежит Россия, что мы, рабочие и крестьянские массы, своей деятельностью, своей строгой трудовой дисциплиной, только мы можем пересоздать старые экономические условия существования и провести в жизнь великий хозяйственный план... Надо убедить в новых задачах сотни миллионов людей, живших из поколения в поколение в рабстве и угнетении, в подавлении всякой самодеятельности; миллионы рабочих, состоящих в профсоюзах, но несознательных еще политически, не привыкших видеть себя хозяевами; надо их организовать не для сопротивления власти, а для поддержки, для развития мероприятий своей рабочей власти, для проведения их до конца»[171].
Эта точка .зрения Ильича определяла его взгляд на производственную пропаганду. Вот почему он в своей речи на VIII Всероссийском съезде Советов сказал: «...и я думаю, что из числа тех мероприятий, которые за этот год Советская власть осуществила, особенно выделяется создание Центрального бюро производственной пропаганды при ВЦСПС, объединение его с работой Главполитпросвета, создание добавочных газет, построенных по производственному плану, не только с перенесением внимания на производственную пропаганду, но и организация ее в общегосударственном масштабе»[172].
Еще до VIII съезда Советов по указанию Владимира Ильича Главполитпросвет стал всячески развивать дело производственной пропаганды. Ильич написал «Тезисы о производственной пропаганде» (они впервые опубликованы в XXV томе нового издания Сочинений Ленина, стр. 478–480[173]). На основе их были составлены тезисы Главполитпросвета[174], просмотренные Ильичей. Было созвано большое собрание ответственных работников, которое и приняло данные тезисы. Затем было образовано Всероссийское бюро при ВЦСПС, куда вошли и представители Главполитпросвета. Всероссийское бюро стало издавать в 1921 г. журнал «Производственная пропаганда».
Первый номер начался статьей М. Горького «Путь к счастью» – одна страничка, но страничка, полная страстного призыва:
«В неволе капитализма безымянный труженик, творец всех сокровищ земли, не понимал – не мог понять – всемирное культурное значение своей работы.
Это непонимание естественно, ибо подневольный труд, работа на других – каторжная работа, проклятие человека.
Но теперь, товарищи, все вы работаете на себя и для себя, не понять это •– преступно...
...Победим ли мы уродливое, небрежное отношение к труду, которое привито в плоть и в кровь нам веками рабства? Сумеем ли преодолеть в самих себе сопротивление животного индивидуализма и эгоизма социалистическим сознанием необходимости мужественного, упорного труда?»[175] – писал в этой статье Алексей Максимович.
Но журнал «Производственная пропаганда» быстро заглох, заглохла в период перехода к нэпу и самая производственная пропаганда.
Когда теперь заговариваешь с хозяйственниками, с профсоюзниками о производственной пропаганде, видишь на лице недоумение. «Производственная пропаганда?!! Мы теперь говорим о технической пропаганде!» – слышишь от одних. «Производственная пропаганда уже сыграла свою роль», – говорят другие. Так ли это?
Прошли годы. Наши газеты отводят вопросам хозяйственного строительства большое место. На съездах Советов, профсоюзов, партии хозяйственным вопросам посвящена большая часть прений. Массы за эти годы колоссально выросли. У нас идут производственные совещания. Совсем другая обстановка, соответствующая всему нашему громадному хозяйственному росту. Но все ли члены профсоюзов, все ли члены Советов – все ли они поголовно усвоили себе ту мысль, которую Владимир Ильич ставил во главу угла всей производственной пропаганды, что все трудящиеся заинтересованы в поднятии производительности труда, в реконструкции всего хозяйства, что это их кровное дело, что без участия в хозяйственном строительстве самих масс, без громадной сознательной дисциплины нельзя перестроить хозяйства на социалистических началах.
Стоит так поставить вопрос, чтобы увидеть, что производственная пропаганда – актуальнейшая необходимость, что надо опять поставить это дело, хотя в другой форме, с учетом проделанного опыта, опираясь на работу Колхозцентра, и на работу кооперации, и на работу Наркомзема, и на работу производственных совещаний, и на работу общества «Техника – массам». Сейчас вопрос о производственной пропаганде получил вновь особо важное значение.
1929 г.
СВЯЗАТЬ ВОПРОСЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ОДИН КРЕПКИЙ УЗЕЛ
Обычно летом работа политпросветучреждений в деревне замирает или, во всяком случае, несколько ослабевает, но в этом году это не должно иметь места. Надо, чтобы масса как можно скорее узнала о решениях XVI партконференции и, в частности, о намеченном плане строительства на ближайшие пять лет. За тот короткий сравнительно период времени, который прошел со времени партконференции и в течение которого начала проводиться эта работа, можно с уверенностью сказать, что крестьянская масса с громадным интересом относится к пятилетнему плану. Засыпают докладчиков вопросами: кто составлял план? Достаточно ли подкованные в научном отношении специалисты? Хорошо ли партия проверила их планы?..
Вопрос в том, чтобы излагать план понятно для масс. Избачи говорят: «Надо рассказывать крестьянину не просто, что вот строится такой-то канал и на постройку его ушло столько-то денег. Такая информация только раздражит. Надо, рассказывая о стройке канала, указать, какие выгоды это принесет стране и какая ему, скажем владимирскому крестьянину, будет польза от проведения этого канала». Эти указания избачей должны принять к сведению популяризаторы пятилетки.
Основное в пятилетке – громадный шаг в деле индустриализации страны и создания на основе этой индустриализации, в связи с ней, еще более громадного сдвига в области перевода всего сельского хозяйства на новые рельсы – на рельсы крупного коллективистического хозяйства. Это основное надо сделать крестьянину понятным и близким, как свое собственное дело.
Под углом зрения пятилетки крестьянину должна стать ясной перспектива его хозяйственной, кооперативной деятельности; он должен понять, что, ведя определенным образом свое хозяйство, он становится участником великого строительства, необходимого для процветания Союза Советских Социалистических Республик, для превращения жизни республик в жизнь «просвещенную, светлую, сытую и здоровую», как говорил в 1920 г. Ильич на беспартийной конференции Пресненского района.
И вот задача деревенского политпросветчика – в течение лета сделать все это понятным, близким крестьянской массе, иллюстрировать основные положения на живых, знакомых, ясных примерах, взятых из окружающей жизни.
Надо деревенским политпросветучреждениям особенно поработать это лето над тем, чтобы раскрыть перед батраками и батрачками, перед сельхозрабочими, эти перспективы, влить в них сознание, что они не наемные рабочие в старом смысле слова, что от них до чрезвычайности много зависит, насколько удачно пойдет стройка новых форм хозяйствования.
Надо деревенским политпросветчикам поработать над тем, чтобы втянуть крестьянство в общую стройку путем работы в своем хозяйстве, путем следования общим указаниям науки в деле правильной обработки земли, улучшения приемов хозяйства. Надо показать, что сельхозналог создает условия, наиболее благоприятные для поднятия хозяйства в данный момент. Надо дать понять, что общее поднятие урожайности в стране, поднятие хозяйства создадут условия, которые сделают в конце концов ненужным сельхозналог.
Чем крепче удастся политпросветчику связать все эти вопросы в один крепкий узел, чем лучше, яснее удастся растолковать крестьянину суть предпринимаемых шагов и заинтересовать его в успешном проведении всех мероприятий правительства, тем глубже будет ощущать себя крестьянин гражданином Советской республики, тем горячее он будет готовиться к защите этой республики и тем внимательнее будет прислушиваться к военной пропаганде.
Главполитпросвет думает, что в День урожая, 15 сентября, надо будет подвести итоги летней деятельности политпросветчиков – избачей, библиотекарей, красноугольцев.
Главполитпросвет открывает конкурс на проведение этой работы. Чрезвычайно важно выявить наиболее образцовую работу политпросветучреждений для того, чтобы она могла стать примером для других.
1929 г.
СОРЕВНОВАНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Стачечное движение 1905 г. было своеобразным соревнованием. Начинали забастовку те заводы, где рабочие были наиболее сознательны, наиболее организованны, наиболее подготовленны к дружным, одновременным, широким революционным выступлениям. Эти заводы увлекали за собой другие, иногда шли «снимать» более пассивных, менее сознательных рабочих других заводов. Пример заражал, увлекал, организовывал, укреплял внутреннюю революционную борьбу.
Владимир Ильич тщательнейшим образом изучал стачечное движение 1905 г. – это движение он изучал с точки зрения сознательности, сплоченности, активности масс. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю»[176].
Прошли годы. Власть в нашей стране перешла в руки рабочего класса. Иные цели стоят перед ним в данный момент. Сейчас перед массой стоит задача строительства социализма в тех формах, которые диктуются данным моментом нашего переходного периода.
«...Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»[177], – так говорил Ильич. И как бы интенсивно ни шло хозяйственное строительство, оно ничуть, ни капли не походило бы на социалистическое строительство, если бы в него не были втянуты массы. Социалистическое соревнование – это средство поднять массы к единому, дружному действию, спаять их на этом действии, зажечь общим энтузиазмом, поднять сознательную дисциплину. И не только это является результатом социалистического соревнования: оно учит также коллективному учету и контролю.
Для того чтобы было возможно соревнование, нужен учет всех обстоятельств, всех возможностей, нужен взаимный контроль, умелое подведение итогов. Нужна конкретизация цели, обсуждение путей ее достижения, определенный план и т. д.
Несомненно, соревнование имеет очень большое воспитательное значение, тем большее, чем более умело поставлено, чем более оно продумано, чем меньше в нем. треска и звона.
В области промышленности соревнование широко развернулось, но оно должно охватить всю жизнь, необходимо соревнование и просветительных учреждений. Сейчас просвещение остро привлекает внимание масс, и мы знаем – без участия масс его построить нельзя. Нельзя остаться в стороне от общего движения, которое уже на первых своих шагах обнаруживает свои положительные стороны, вооружает массы умением контролировать, учитывать, правильно оценивать факты, а следовательно, учит и управлять. Соревнование – это кусок учебы.
Соревнование просветительных учреждений началось в области ликвидации безграмотности. Осенью прошлого года Главполитпросвет объявил «Ликбезовскую спартакиаду». Ее проводили не везде. Равнодушно к этому делу отнесся Ленинград и вообще те губернии, где рабочий актив уже грамотен и безграмотность ютится лишь по далеким деревням да среди городской бедноты. Зато вплотную взялись за работу Нижне-Волжская область с Саратовом во главе, Сибирь, Урал, взялся в Москве Бауманский район, взялись отдельные районы и деревни. О работе Бауманского района в Москве, Саратова и всей Нижне-Волжской области известно хорошо. Возьму Сибирь. Барнаульский округ, получив задание от крайоно об обучении в 1928/29 учебном году 10 тысяч человек, увеличил эту цифру до 34 тысяч человек и вызвал на соревнование Бийский округ, который вызов принял, увеличив контрольную цифру крайоно с 14 тысяч до 30 тысяч.
Фактический охват учебой выразился: по Барнаульскому округу – 32 тысячи, по Бийскому – 37 тысяч; Барабинский округ увеличил задание крайоно с 14 тысяч до 20 тысяч и вызвал на соревнование Славгородский и Рубцовский округа. Вызов был принят. Славгородский увеличил задание с 15 тысяч до 20 тысяч, Рубцовский – с 10 тысяч до 20 тысяч. Фактически обучается в Барабинском – 24,5 тысячи, в Славгородском – 18 тысяч. Минусинский окружной съезд Советов постановил ликвидировать неграмотность в округе в течение двух-трех лет и вызвать на соревнование Ачинский округ.
К сожалению, мы не можем еще дать карты РСФСР с обозначением того, как в какой области, в каком округе шла ликвидация безграмотности. Надо дать на этой карте .точные указания, где (в каком крае, в каком округе) сколько безграмотных. И затем дать картину того, где (в каком крае, в каком округе, а если можно, то и в каком районе) что сделано, что было намечено и что достигнуто. К 15 сентября, к годовщине объявления ликбезовского похода, надеемся, такую картину сможем дать. Огнями вспыхнут районы, где в деле ликвидации безграмотности была проявлена революционная энергия; черной краской зальются районы, где отделы народного образования проспали дело ликвидации безграмотности, проявили недопустимую небрежность в этом деле.
Надо сказать, что ликбезовская спартакиада хотя и сдвинула дело ликвидации неграмотности с мертвой точки, приковала к нему внимание, но элементы соревнования в ней не проводились достаточно четко. Подведем итоги. Второй год ликбезовской спартакиады должен быть отмечен большей четкостью учета. Без учета нет спартакиады.
Читать и писать учатся не для того, чтобы читать вывески и расписываться. Вот почему Главполитпросвет объявляет в дополнение к ликбезовской спартакиаде еще спартакиаду библиотечную. Она началась уже изданием популярной брошюрки Крупской о библиотечном деле[178], в которой разъясняется, какое громадное значение имеет библиотечное дело и что может и должен делать каждый для укрепления этого дела. Затем издаем брошюру «Ленин о библиотечном деле»[179]. Будем печатать целую серию массовых брошюрок о проводимых в жизнь начинаниях, стараясь обобществить[180] инициативу отдельных групп читателей, начинаний Советов и т. д.
Перекличка уже началась. Библиотекари г. Саратова бросают вызов:
«Товарищи библиотекари!
Мы, работники политпросветских и профсоюзных библиотек г. Саратова, участники великого культурного похода против неграмотности, вызываем наших товарищей из других мест Нижне-Волжского края, товарищей Средне-Волжской области и Бауманского района Москвы на соревнование по обслуживанию книгой малограмотных. Выполним завет Ильича: «Книгу в массы!»
Бауманский район принял вызов саратовских библиотекарей.
Проводим соревнование изб-читален по линии летней работы. Соответствующие статьи помещены уже в «Бедноте». Соревнование будем проводить через «Бедноту».
Начинает эта работа развертываться и по линии клубной.
Относительно начатого соревнования по линии Главпрофобра и Главсоцвоса приходится судить по материалам, предоставленным информационным отделом Организационно-планового управления. Когда читаешь многочисленные вырезки из газет и различные сообщения о соревновании просветительных учреждений, бросается в глаза то, что во всех сообщениях формулировки до крайности общие. Например: «Мы, серпуховские рабфаковцы, обращаемся к совпартшкольцам с вызовом на соревнование по повышению процента посещаемости, по улучшению качества учебы». Тут все неопределенно, нет никаких мерил, в какой срок, в чем должно заключаться улучшение качества. Неизвестно, почему именно надо соревноваться по повышению посещаемости и т. д. Или «Известия» сообщают, что вузы, техникумы и рабфаки Москвы, Ленинграда, Казани, Саратова, Харькова, Свердловска и других городов вступили в социалистическое соревнование на лучшую и более быструю подготовку специалистов, за повышение академической успеваемости и т. д. и т. д.
По той же линии идут и совпартшколы.
Школы-девятилетки также вовлекаются в соревнование. В «Учительской газете» мы читаем: «Школьный совет девятилетки имени III Интернационала (Брянск) обязуется перед лицом всей общественности все силы и внимание мобилизовать на борьбу за качество учебы.. Мы вызываем брянские семилетки имени Луначарского и имени Октябрьской революции, Бежицкую, Смоленскую и Карачевскую девятилетки для выполнения следующих задач: сократить до минимума второгодничество, добиться максимального повышения успеваемости, стопроцентного уплотнения рабочего времени, полного выполнения программ, объявить решительную борьбу с опозданиями, пропусками».
«Северная правда» пишет: «Кострома. Четвертая школа-девятилетка вызвала все другие девятилетки города на поднятие учащимися академической успеваемости и дисциплины». Опять «все» – вне времени и пространства; неизвестно, кто именно – учащиеся, пионеры, школьный совет, заведующий школой или кто еще все это постановил...
Поражает большое количество таких общих, необоснованных, мертвых постановлений, неизвестно от кого исходящих.
Я хотела бы остановиться еще на одной стороне дела. Социалистическое соревнование потому социалистическое, что оно происходит не по приказанию, а добровольно, и потому, что оно происходит не ради получения каких-либо выгод, а потому, что участники соревнования воодушевлены той целью, которую себе соревнование ставит. Социалистическое соревнование есть средство воспитания добровольной, сознательной дисциплины, и всякие индивидуальные премии этому лишь мешают. А между тем вопрос о премировании кое-где всплывает, есть и попытки «распоряжений», чтобы проводили соревнование. Чего доброго, будут составляться и «сметы на соревнование».
Чем ближе к массам школа или политпросветское учреждение, тем конкретнее, живее соревнование.
Вот школа I ступени имени Десятилетия Октября (в Нижнем Новгороде), начинание которой описывает «Нижегородская коммуна»: «Учащиеся, учащие, комитет содействия школе и ячейка общества «Друг детей» школы I ступени имени Десятилетия Октября вступили вслед за рабочими организациями на путь социалистического соревнования с целью глубже втянуть школы в работу по социалистическому строительству». Далее школа имени Десятилетия Октября вызывает на соревнование ряд других школ I ступени. Школа конкретно определяет свои задачи: «Школа ставит своей задачей выполнить до 1 июня 1929 г. следующие мероприятия: с 15 мая по 1 июня организовать занятия с детьми, вновь поступившими в школу, выяснить степень подготовки и материальное положение их семей; организовать летний клуб и площадку для учащихся, остающихся на лето в городе; принять участие в поездке в подшефную школу деревни Алексеевки и в организации лотереи для сбора средств на работу по поднятию урожайности». Далее приводится план уже на год – до 1 мая 1930 г.
Тут видно, кто решил принять участие в соревновании, план взят ясный и посильный, вполне конкретный. Может быть, надо было бы не просто вызывать другие школы на соревнование, а вместе с другими школами I ступени, хотя бы Сормова и Канавина, сообща обсудить план соревнования. Во всяком случае, в этом плане нет трескотни и мертвой затхлости.
Возьмем другой пример. Сассарская изба-читальня Мгинского района Ленинградского округа созвала совещание актива избы-читальни, на котором вынесено постановление об организации двухдневника подписки на «Крестьянскую правду» и «Красную деревню». Выделили уполномоченных, взяли для образца по номеру «Красной деревни» и «Крестьянской правды» и пошли по дворам. «В два дня обошли всю деревню, и результаты нас самих удивили – подписка поднялась больше чем в шесть раз. Теперь в деревне Сассары одна газета приходится в среднем меньше чем на два двора». И Сассарская изба-читальня, рассказывая о проделанном опыте, вызывает следовать ее примеру другие избы-читальни. В этом' примере все конкретно. Опыт проделан. Инициатива Сассарской избы-читальни уже проверена жизнью, это уже не журавль в небе, а синица в руках. Сассарская изба-читальня преследует цель обобществить свой проверенный жизнью опыт. Обобществление опыта – одна из целей соревнования.
Такой же конкретный характер носит вызов Кочкуровской ШКМ (Среднее Поволжье, Мордовский округ). Школа описывает проделанную ею работу, задачи, стоящие перед ней, и вызывает на соревнование Арх.-Голицынскую ШКМ. Вызов детально продуман, обсужден школой.
Большой интерес представляет для вопроса, как надо вести соревнование, 2-я межсоюзная конференция учащихся профшкол, . состоявшаяся в Москве 21 апреля 1929 г. Конференция постановила: «В осуществление ленинского лозунга социалистического соревнования 2-я межсоюзная губернская конференция учащихся профшкол объявляет с сегодняшнего дня перекличку школ профграмоты. Каждая школа, каждый кружок должны к моменту окончания учебы коллективно провести какое-либо конкретное мероприятие (хотя бы и мельчайшее) по осуществлению великих лозунгов партии».
И далее объясняется, как надо проводить перекличку: «Перекличка – это смотр школ. Но это не обычный смотр – это, во-первых, смотр достижений школ. Однако при перекличке нужно демонстрировать не достижения внутри школы (например, правильный метод занятий, хорошую успеваемость, внимательное отношение фабзавместкома, -выпуск школьной стенгазеты и т. п.), а то, что сделала школа в результате учебы для всего коллектива, внутри которого она работает (например, проведение и организация бесед на предприятиях, в красном уголке; выпуск стенгазеты для местной организации; проработка предложений для производственного совещания; проведение какого-либо обследования по поручению фабзавместкома; организация ударной бригады на производстве; вступление данного предприятия по инициативе школы в социалистическое соревнование; организация сбора металлического лома, бумаги и пр.; организация кружков и различных культмероприятий: вечеров, экскурсий и т. п.; организация в деревне избы-читальни, агрокружка и т. п.). Это во-вторых. В-третьих, при перекличке должны и могут демонстрироваться не только те мероприятия, которые проведены к моменту переклички, но и те достижения, которые имелись и раньше, в середине учебного года. Наконец, все достижения должны быть коллективными: они должны проводиться всей школой или, если отдельные мероприятия проводятся разными учащимися, они должны быть обсуждены всей группой в целом».
Я думаю, что приведенные примеры говорят с достаточной ясностью, как должно проводиться социалистическое соревнование просветительных учреждений.
1. Социалистическое соревнование просветительных учреждений должно проводиться добровольно, а не по приказу, иначе оно теряет свой социалистический характер.
2. Каждый вызов должен быть детально обсужден всеми участниками соревнования. Если это касается школы, то в обсуждении должны принимать участие все учащие, все учащиеся, совет содействия школе, общество «Друг детей», представители секций Советов, может быть, представители других школ, уже вступивших в соревнование, могущие поделиться своим практическим опытом. Необходимо, чтобы в процессе соревнования велся бюллетень соревнования. Если соревнование ведется избой-читальней, важно, чтобы постановление принимал не только избач, но весь актив избы-читальни, надо, чтобы обсуждение ставилось на широких открытых собраниях, чтобы и тут присутствовали представители сельсовета.
Культурные секции сельсовета должны стать центром, куда будут стекаться сведения о соревновании просветительных учреждений. Благодаря этому весь опыт примет общественный характер и может быть наилучшим образом обобществлен.
3. Надо, чтобы соревнование носило архиконкретный характер: указывались бы сроки, точно формулировались бы те достижения, которые должны сравниваться.
4. Необходимо, чтобы работа носила коллективный характер, в нее втягивалось как можно больше народу, чтобы работа распределялась между всеми работниками, чтобы внутри учреждения шел непрерывный учет работы участников соревнования. Необходимо, чтобы всякая инициатива в процессе работы обсуждалась и фиксировалась.
5. Необходимо, чтобы начатые конкурсы доводились до конца и чтобы оценка носила широкий общественный характер, чтобы она проходила непременно при участии секции Совета, представителей населения.
6. Органы народного образования должны помогать развертыванию инициативы, давая со своей стороны оценку опыта, стараясь увлечь на путь соревнования все просветительные учреждения, но не давая никаких предписаний. Отделы народного образования должны, обобществляя опыт, помочь отлиться движению в желательное русло. Но в то же время органы народного образования должны на опыте социалистического соревнования научиться более живому и правильному учету работы просветительных учреждений, научиться при учете опираться на общественность.
Правильно поставленное социалистическое, соревнование поможет широкой постановке педагогической пропаганды среди населения, поможет лучше развить свою работу секциям Советов, поднимет активность работников просвещения, крепче спаяет педагогов с учащимися, крепче спаяет коллективы учащихся, приблизит просветительные учреждения к населению и поможет им гораздо шире и глубже развернуть свою работу.
1929 г.
РАБОЧИЙ КЛАСС И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО ДЕРЕВНИ (РЕЧЬ НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ВЦСПС ПО РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ)
Вопрос о том, что наша культработа в деревне должна идти по следам реконструкции сельского хозяйства, в частности по следам тракторных станций, – этот вопрос с каждым днем Главполитпросвету становится очевиднее и очевиднее.
О роли рабочего класса в революционизировании деревни говорить не приходится. Но если мы возьмем хозяйственную сторону дела, то в настоящее время часто бывает так, что рабочий в хозяйстве деревни не играет той роли, какую многие предполагают. Многие думают, что рабочий в деревне идет впереди в хозяйственном отношении, а на деле это не так. Об этом писалось и в целом ряде статей в «Правде» (в прошлом году это отмечалось, например, в отношении рабочих Коломенского завода), и ряд товарищей подтверждает это. Сам рабочий, работая на заводе, на нем и сосредоточивает все свое внимание. В деревню рабочий приезжает отдохнуть, он нанимает обычно батрака и т. д. Конечно, это не везде одинаково. Но надо прямо сказать, что в деревне, где господствует мелкое индивидуальное хозяйство, рабочий не был тем толкачом, каким некоторые его представляют. Но вот сейчас вместо разрозненного мелкого хозяйства по целому ряду районов создаются крупные коллективные хозяйства, и тут роль рабочих чрезвычайно велика.
Возьмем вопрос о коммунах. У нас есть коммуны, которые возникли еще в 1920–1921 гг. Прошли годы, и никто не обращал на них внимания. Но начиная с прошлого года коммуны стали привлекать общее внимание – и что же оказывается? Обыкновенно в коммунах, которые продержались с 1920 г., крупную организующую роль играли рабочие в качестве ли председателей, или заместителей председателей: сплошь и рядом рабочий, машинист, металлист, был главным инициатором коммуны, и он, оказывается, сыграл в организации коммуны крупную роль.
Нельзя отожествлять термины «колхоз» и «коммуна». Коммуна – это организация вполне определенная, более высокая, а колхоз пока нечто довольно расплывчатое. Именем «колхоза» обозначаются организации очень разного типа. Правда, сейчас замечается такое явление, что от низшей формы колхозного движения переходят к более высокой. Но это длительный процесс. Так вот, если мы возьмем коммуну как таковую, мы должны сказать, что здесь рабочие сыграли положительную роль. И в тех крупных хозяйствах, которые теперь создаются на новых местах, в том колхозном движении, которое имеется сейчас, рабочие играют крупную роль.
Мне пришлось недавно быть на Северном Кавказе и видеть совхоз «Гигант». Что больше всего поражало в этом «Гиганте» – это то, что директор громадного совхоза – ленинградский рабочий с Выборгской стороны, великолепный организатор. И в активе, который там подобран, есть рабочий Сталинградского завода и другие. Если вы посмотрите на этот совхоз, он резко отличается от старых совхозов, которые организовались на месте старых имений. Там – бывшие владения всяких князей и крупных помещиков. Все это сказывается на батрачестве, получается известное недоверие. Многие вопросы, которые трудно разрешить в старом совхозе, разрешаются легко в новом. Например, возьмем вопрос об отдельных тарелках -– в старом совхозе этот вопрос не разрешен: «Тащат, – говорят, – тарелки, едят из общих мисок»; а в «Гиганте» этот вопрос разрешается очень просто – никто ничего не тащит: дух другой. Взаимоотношения между рабочим и директором совершенно другие, не похожи на отношения в старых совхозах. И тут чувствуешь, какую громадную роль может играть рабочий в стройке совхозов на новых основах.
Сейчас в деревне больше всего пошел спрос на организатора. К колхозному движению громадное стремление. Даже кулаки и то согласны, да их не берут в колхозы. Но весь вопрос в том, что не хватает организаторов. На Средней Волге, например, приходилось спрашивать партийцев, как у них идет колхозное движение. «Да у нас, говорят, все хотят в колхоз». Но – «даешь организатора!»
Деревня этих организаторов не очень выделяет. И тут, конечно, будет очень велика роль рабочих-организаторов, у которых организаторские таланты вырабатываются на работе в заводе, на предприятии. Это одна сторона дела, рисующая, как меняющееся хозяйство, переходящее на крупные рельсы, приближается к заводу и к индустрии.
Точно также возьмем шефство три-четыре года тому назад: очень трудно было что-нибудь организовать. Выходила как-то просто «подачка» деревне. Деревня смотрела на шефа как на дающего. Придет подшефный, оденет лапти похуже и смотрит, как получить от рабочего некоторую сумму материальных благ, а настоящей смычки не получается! Агитпроп очень много возился с шефскими обществами, и все это как-то натыкалось на большие трудности, которые создает психология мелкого собственника. Сейчас смычка идет на другой почве. Когда едет рабочая бригада и помогает чинить машины, организовать хозяйство, – уже совершенно другой взгляд на нее. Смотрят уж не как на даятеля всяких благ, а смотрят как на товарищей по работе, которые оказывают им серьезную поддержку своим трудом, и умением.
Вопрос о культуре. Так же как все нуждаются в хлебе, так масса стремится к культуре. На любом съезде Советов вы можете наблюдать, как прямо с низов прет эта страшная тяга к знанию. Мы, политпросветчики, и вы, культотдельщики профсоюзов, знаем, как сейчас напирают с низов относительно всякой культработы. Между тем, если посмотреть, как эта работа поставлена, надо сказать – очень плохо. Вот я смотрела работу на Северном Кавказе и должна сказать, что культработа страшно слаба. Возьмем какой-нибудь Дом крестьянина: там открыты столовые, спальни, но даже ключей от комнат, где ведется культработа, никак не могут найти; в этих комнатах поэтический беспорядок: колосья, модели машин, тракторов и т. п. – все смешано... Настоящей культ-просветработы, настоящего культурного строительства, которого требует масса, которого она жаждет, нет, и, я думаю, не будет до тех пор, пока наше культурное строительство не будет идти следом за перестройкой хозяйства.
Надо создать не только избы-читальни, какие у нас существуют, – с одним избачом, которого постоянно снимают то на хлебозаготовки, то еще куда-нибудь. Конечно, пока это перестроится, и такая изба лучше, чем ничего. Но, когда читаешь в «Молоте» (газета Северного Кавказа) о съезде по культработе, о том, как все одно и то же говорят: «Приехали – изба на запоре, избач мобилизован на хлебозаготовки», – когда из месяца в месяц читаешь об этом, думаешь, что надо из этого вылезти, построить гораздо более мощные культурные центры. Где это сделать – в маленьком городке, который ничего не представляет в производственном отношении?.. Нет. Устраивать мощные культурные центры надо при тракторных станциях, при крупных производственных центрах, в' больших коммунах и совхозах, где был бы не один работник, а целые группы. Эти центры могли бы стать культурной базой, обслуживающей всю округу.
В тракторных станциях будут мастерские. У нас сейчас в коммунах и в деревне самая большая проблема – это проблема подростков. Окончил четырехлетку – и некуда ему деться. Не знает, бежать ли ему в город, или обратиться в беспризорника. Нет выхода. И вот важно, чтобы при тракторных мастерских были общежития для подростков, где бы эти подростки могли обучаться и управлению машинами и некоторым способам обработки земли. Очень важно, чтобы были организованы вечерние агрономические курсы. Ведь при тракторных станциях обязательно будут агрономы, техники и рабочие. И вот они будут влиять определенным образом на подростков.
При тракторных станциях нужна организация культработы также и со взрослыми крестьянами. Нужно создать сельскохозяйственные отделения рабочих университетов. Если мы видим Дом крестьянина в забросе, так потому, что нет никаких производственников, которые работали бы около этого Дома крестьянина, а тут они будут работать при тракторной станции и помогут создать мощные культурные учреждения.
Конечно, сейчас все дело еще в самом начале. В строящихся новых совхозах должен быть такой подход: первым делом строят баню, общественную прачечную, общественную столовую, ясли и все, что обслуживало бы быт. Так делается в «Гиганте». Если действительно будут обращать внимание на бытовую коммунальную сторону, если будут действительно превращать совхозы и коммуны в культурные центры, так это будет тем, что победит старую, косную деревню и превратит ее в нечто совершенно другое.
Уже сейчас психология крестьянства меняется. Раньше стремились из бедняка в середняки, а из середняков – куда? В зажиточные, в кулаки. Дальше идти было некуда. Не очень приятно переходить в зажиточные. Выхода не было, а сейчас меняется психология. Виден выход. Сейчас на местах все бурлит. Мне приходилось говорить с товарищами, работающими по разным коммунам: они говорят, что сейчас деревня кипит, в ней ломается старая, мелкособственническая психология. И тут рабочему классу и профсоюзам надо всячески приходить на помощь. Сейчас такой момент, когда этой перестройке в деревне надо не только хозяйственно помочь, необходимо помочь всем своим влиянием. В совхозе «Гигант» – высокая техника, но это может быть и в капиталистических условиях. Но что в корне отличает «Гигант» от капиталистических предприятий – это его организация, организация рабочих, помощь окружающему населению, пролетарская установка.. В ней гвоздь. Именно это производит на крестьян громадное впечатление – на крестьян и на всех посетителей. Я т. Юркина[181]спрашиваю: «Надоедают вам посетители? Говорят, приходит масса экскурсий?» Он отвечает: «Что же, это необходимо. Только, к сожалению, ленинградские рабочие не едут, а им надо бы посмотреть».
Ясно, что рабочие должны хорошо знать это новое строительство, потому что они могут сыграть в этом деле большую роль. Тут надо подумать, как в хозяйственных центрах, которые будут делаться все более и более могучими центрами и влиять на деревни, организовать и быт и культурную жизнь так, чтобы это было показательно.
На Северном Кавказе сейчас рядом с «Гигантом» имеются совхозы старого типа. Но и они стремятся обслужить окружающих крестьян тракторами. В совхозе «Хуторок» поехали тракторные колонны в деревню. «Черт с вашими тракторными колоннами», – отвечает окружающее население -– казаки. Поехали дальше. Там тоже начинается борьба. «Что же это, – говорят, – горючим все семена стравите!»
Стенка на стенку! Деревня делится на два лагеря. Некоторые решились, дали тракторным колоннам запахать. Но, пока спорили, время прошло, засеяли поздно, нет влаги. Всходов нет, все смотрят – кулаки радуются. Но прошел дождь, взошли ровные зеленя, и все стали подавать заявления – хотят тоже в колхоз. Казаки теперь говорят: «Берите нас в колхоз», – и теперь 80% хотят коллективизироваться.
Профсоюзы не могут остаться в стороне от этого дела – от реконструкции сельского хозяйства, так же как и мы, Наркомпрос.
Еще поехала я смотреть женский колхоз. Живут на голой земле, постарше живут в овине, а молодежь – прямо на поле. Присылают в Главполитпросвет бумажку, что они организовали артель, и мы должны дать 300 тысяч рублей. Я знаю финансы Главполитпросвета: никаких 300 тысяч рублей нет. Самое большее – пошлем библиотечку. А энергия в глазах колхозниц такая, что видно – «мир завоюют». Говорят: «Вы не думайте, что мы не добьемся». У них трактор, огород, но строений нет! Я это привожу для характеристики настроений, которые есть. Сейчас надо к этому относиться с громадным вниманием и общими усилиями подкрепить хозяйственные и культурные центры, чтобы не было глупейших разговоров, вроде того, что «все бог даст» и т. п.
Все же деревня еще темновата, надо скорее с этой темнотой покончить, без этого колхозное движение будет постоянно срываться.
1929 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 578;