Оборудование мастерской
Главное рабочее место – рабочий стол для нанесения эмали. Он должен быть покрыт водостойким покрытием. Кроме того, в мастерской должны быть установлены: печь для обжига эмали, стол, на который складывают обожженные изделия, а также шкафы и полки для хранения инструментов и материалов.
Обильный свет – одно из основных требований, предъявляемых при оборудовании помещения для эмалирования. Большие окна, по возможности, выходящие на север, обеспечивают равномерное и достаточное дневное освещение рабочего места. Для искусственного освещения рабочего места лучше всего использовать лампы «дневного света» с холодным оттенком в сочетании с обычной лампой накаливания, которая дает теплый свет. Следует упомянуть о том, что при различном освещении эмаль смотрится по-разному, например, лампа накаливания выявляет цвет меди под прозрачными слоями эмали, в результате чего появляется явственный красный оттенок, который полностью пропадает при естественном дневном освещении. По этой причине, работая с искусственным освещением, необходимо время от времени выносить работу на солнечный свет, дабы производить необходимую цветотоновую корректировку.
При работе с эмалью чистота – предпосылка для достижения хороших результатов. Мельчайшие частички грязи и пыли, попавшие в эмалевый порошок, приводят к помутнению, изменению цвета, появлению пятен и пор в обожженной эмали. Последствия такой неаккуратности обнаруживаются после обжига эмали, и зачастую возникшие пороки устранить невозможно. Таким образом, второе требование к мастерской – чистота и отсутствие пыли, поэтому перед началом работы рекомендуется протирать столы и пол влажной тряпкой.
Для обжига эмали применяются электрические муфельные печи (рис. 79). Такие печи устроены следующим образом: муфель сложен из огнеупорного шамота, а внутрь него помещены нагревательные спирали, которые обеспечивают необходимую температуру обжига. Снаружи печь помещена в металлический кожух. Важно, чтобы дверца печи свободно открывалась и закрывалась (и по возможности одной рукой), чтобы при загрузке печи не возникало ненужных потерь теплоты. Для того чтобы наблюдать за процессом обжига, в дверце печи часто прорезают смотровое отверстие, защищенное термостойким стеклом.
Габаритные размеры печи определяются характером производимых работ.
Современные печи оснащены термопарой – прибором, точно определяющим температуру печи, электронным управлением, которое позволяет устанавливать желаемую температуру, и «концевиком» – устройством, размыкающим электрический контакт нагревательных элементов и сети при открывании дверцы печи (рис. 80).
Для того чтобы муфель прослужил дольше, не следует помещать обжигаемое изделие непосредственно в камеру, лучше на основание муфеля установить шамотную плиту. Если эмаль будет стекать или осыпаться, она будет попадать на эту плиту, которую в случае необходимости нетрудно заменить.
На шамотную плиту помещают подставку для эмалевой пластины. Подставка должна соответствовать определенным требованиям:
· она не должна деформироваться при перепаде температуры, иначе и пластина «пойдет волнами»;
· ее размер должен соответствовать формату эмалируемой пластины, иначе края изделия провиснут во время обжига;
· точек соприкосновения подставки с пластиной должно быть не больше необходимого для устойчивого расположения пластины, поскольку в каждой такой точке нарушается целостность контрэмалевого слоя, что ведет к образованию так называемых прогаров – точек или областей в эмалевом слое, где эмаль выгорела до пластины. Хотя само по себе наличие прогаровна обороте эмалевой пластины не критично, желательно свести их количество к минимуму, поскольку при значительных утратах контрэмали пластина начинает выгибаться при остывании;
· на ней не должно образовываться окалины, которая легко подхватывается потоком воздуха при открывании дверцы печи и вплавляется в эмалевый слой.
В идеале подставка должна быть сделана из никеля, никелевых сплавов или хромоникелевых сталей, которые во время работы не деформируются и мало окисляются, однако допустимо изготовить ее из простой стали – в этом случае перед каждым сеансом работы подставку нужно покрыть размоченным в воде каолином, мелом или белой глиной, после чего высушить (рис. 81, 82).
Стол, на который устанавливают печь, необходимо покрыть теплоизоляционной плитой (например, асбестовой), поскольку корпус печи при работе нагревается. По той же причине расстояние от печи до стен должно быть не менее 50 сантиметров. В целях безопасности корпус печи должен быть заземлен.
Возле печи ставят стол для выгрузки изделий, который также необходимо накрыть теплоизоляционным материалом. На этом столе располагается каменная плита толщиной не менее сантиметра и размерами, превосходящими формат камеры печи. Именно на нее будут выгружаться пластины после обжига. Камень позволяет равномерно и не слишком быстро остудить эмалевую пластину, что предотвращает появление трещин и сколов на работе. Также на этом столе должна находиться металлическая плита толщиной около двух сантиметров, с шириной и длиной порядка 20–25 сантиметров. Одна сторона плиты полируется, а ко второй приваривают пару металлических скоб, чтобы удобно было ее перемещать. Металлической плитой придавливают эмалевую пластину, только что вынутую из печи, дабы предотвратить возможную деформацию пластины. Для этой цели иногда используют старинные утюги, предварительно отполировав их основание (рис. 104).
Рядом с печью размещают емкость с водой объемом около 10 литров. Она понадобится в процессе отжига меди.
Поскольку технологический процесс работы подразумевает ополаскивание медной пластины после отжига и шлифовки и частую перемену воды для кистей при нанесении эмалей, желательно, чтобы в мастерской была раковина. Ее необходимо оборудовать большим отстойником, поскольку иначе в канализацию будут проникать частички окалины и эмалевый порошок, что неминуемо приведет к засорению труб.
Подготовку эмали начинают с измельчения крупных кусков эмали. Для этой цели хорошо подходит стальная ступка с крышкой, в центре которой находится отверстие для рукоятки пестика (рис. 83). Поскольку проще размалывать эмаль не вручную, а при помощи молотка, которым бьют по пестику, ступку лучше всего установить на пенек высотой около 70сантиметров, поскольку не всякий стол выдержит такую нагрузку (рис. 84).
После размельчения эмали в ступке ее просеивают через мелкое сито. Иногда от стенок ступки отслаиваются частички металла, которые попадают в эмалевый порошок. Эти частички необходимо удалить, иначе в результате выгорания металла в эмалевом слое образуются черные точки. Для этой цели после просеивания над эмалевым порошком проводят сильным магнитом.
Электрическая кофейная мельница с металлическими ножами может значительно облегчить размол эмали.
Для хранения эмалевых изделий, металлов и вспомогательных материалов используют шкафы; эмалевый порошок можно хранить на полках. Хранят перемолотую эмаль в пластмассовых или стеклянных баночках, размеры которых зависят от количества эмали. На каждую из баночек обязательно наклеивается этикетка с номером эмали (рис. 97).
Для нанесения эмали используют колонковые кисточки с номерами от нуля до трех или небольшие шпатели. Для просеивания сухой эмали необходимо несколько мелкоячеистых сот с капроновой сеткой. Также для работы понадобятся: электрическая дрель со сверлами от 1,5 до 3 миллиметров, наждачная бумага разного зерна, резиновая киянка, молоток, магнит, каминные щипцы и вилка, ножницы по металлу, тонкий металл для подставок, каолин (рис. 85, 86).
Кроме того, техника безопасности требует использовать при работе защитные очки, плотные перчатки и маску для защиты органов дыхания от паров тяжелых металлов (рис. 87). По той же причине крайне необходимо оборудовать мастерскую хорошей вытяжкой. В идеальном случае рекомендуется оборудовать мастерскую в двух помещениях – в одном поместить печь с вытяжкой, а во втором – основной рабочий стол.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1169;