Эмаль Возрождения и барокко
Культура Возрождения сформировалась под воздействием идеологии и философских воззрений зарождавшейся в Европе новой общественной силы – класса буржуазии. Буржуазные идеологи ставили в центр мироздания человека, а не Бога, знание, а не веру. Но это не означало, что культура Возрождения имела атеистическую основу – средневековые представления об устройстве мира отмирали постепенно, и художники зачастую обращались к религиозным сюжетам. Но в целом культура носила светский характер, то есть основными признаками культуры Возрождения являлись антифеодальная направленность, гуманистическое мировоззрение и обращение к культурному наследству античности.
Ко второй половине XV века буржуазия городов достаточно окрепла и, наряду с чувством собственного достоинства, у купцов и ремесленников появилась потребность подчеркнуть свое общественное положение роскошной одеждой и дорогими украшениями. Золотые цепи, украшения для волос и шляп, браслеты, кольца, пуговицы – все виды украшений использовались в полной мере, но самым популярным был медальон. Социальный заказ обусловил бурный расцвет ювелирного искусства. Востребованными оказались и ювелирные техники работы с горячей эмалью.
Строгие формы и линии образцов готического искусства уступают место живой пестроте оформления украшений. На относительно небольшой площади преобладает перенасыщенный орнамент, частично покрытый эмалью, с включениями цветных камней и жемчуга, рельефных фигурок из эмали. Доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль, наиболее значительные ювелирные работы были выполнены именно в этой технике (рис. 37) [3, с. 38].
Особую группу составляют выпуклые сосуды с характерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианской эмалью, так как предполагают, что она получила свое развитие в Венеции. Речь идет о прочеканенных и покрытых непрозрачной эмалью медных сосудах. В эмаль вплавлялись золотые вставки с изображениями букетов, соломки, розеток, листьев. Эти изделия появились в первой половине XVI в. [3, с. 40].
Контрреформация и укрепление монархии в европейских странах обусловили постепенный переход к новому направлению в искусстве – барокко.
Вершиной ювелирного и эмальерного искусства барокко считаются произведения Иоганна Мельхиора Динглингера (1655–1731 гг.), придворного ювелира Августа Сильного и его братьев, эмальера Георга Фридриха и ювелира Георга Кристофа, (рис. 38, 9).
До появления рококо сохранялась мода на ювелирные изделия, украшенные объемной цветной эмалью, однако наряду с этой тончайшей техникой в ювелирном деле применялись и другие приемы эмалирования, например, выемчатой эмали.
Принципиально иным направлением в развитии европейского художественного эмалирования стала техника росписи по эмали.
В середине XVII века химия получила столь бурное развитие, что в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали.
Металлическую основу, а это могло быть даже золото, полностью покрывали эмалью, металл более не использовали для оформления, он служил только подложкой. Разработал этот метод в 1632 году Жан Тутэн, ювелир из Шатоде. Эмалевая роспись обрела такую популярность, что вскоре у Тутэна появилось множество учеников.
Преимущественно медальоны, а также различные предметы роскоши декорировали жанровыми сценами, цветами, орнаментами, исполненными яркими красками на белом фоне. В данном случае ювелиры лишь наносили эмали, а собственно изображение было делом художника-миниатюриста. В процессе своего развития миниатюра на эмали стала самостоятельным родом живописи, полностью отделившись от ювелирного искусства. Расписную эмаль можно было наносить на всевозможные металлические предметы. Выбор тем и цветового оформления был необычайно широк (рис. 39).
В течение короткого времени этот вид миниатюрной живописи распространился по всей Европе, во многом вследствие войн католиков и гугенотов. Гугеноты были изгнаны из Франции, и многие из них осели в Швейцарии. В результате революции, а затем и наполеоновских войн мастера и художники продолжали покидать Францию и перебираться в нейтральную Швейцарию. Постепенно Женева становится новой столицей эмальерного искусства.
В XVII–XIX веках в Швейцарии полным ходом шло развитие часового дела, в моду вошли циферблаты, декорированные эмалью, поэтому женевские мастерские охотно принимали на работу французских эмальеров. История эмальерной живописи насчитывает около 80 мастеров, которые в этот период работали в Женеве, однако самыми известными из них считаются Жан–Луи Рихтер и Жан Петито (рис. 40) [30].
Новым явлением в истории европейской эмали стало фабричное производство эмалевых изделий во второй половине XVIII века. Требованиям массового производства отвечали наиболее простые приемы и техники, например, эмаль гильоше. На табакерки, корпуса часов, ювелирные изделия с гильошировкой наносили и обжигали прозрачные эмали светлых тонов. При этом геометрический рисунок основы просвечивал сквозь эмаль (рис. 41). Для большей эффектности в эмаль часто вплавляли золотые блестки.
Следствием упрощения художественных приемов и техник становится многократное увеличение количества выпускаемых изделий и их доступность, с одной стороны, и постепенная потеря художественных достоинств, с другой. Более того, по причине активного роста массового производства в XIX веке, эмаль вскоре вытесняется недорогой имитацией, и эмальерное искусство перестает быть широко востребованным.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1388;