Происхождение эмали
Виды эмалей
Эмаль – это нанесенное на металлическую или керамическую основу стекло, окрашенное, главным образом, окислами металлов.
Основой эмалевых художественных покрытий является особая стекловидная масса, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах. После обжига эмаль прочно приплавляется к металлической основе, образуя твердую и блестящую декоративную поверхность.
Термином эмаль обозначают как сам материал, так и художественные изделия, декорированные эмалью. Металл и стекло – два различных материала – соединяются друг с другом при температуре около 800 градусов без использования каких-либо связующих веществ. Для этого разрабатываются эмали с таким же коэффициентом расширения, как и металлическая основа.
Существуют материалы и покрытия, сходные с эмалью по внешнему виду, которые также могут наноситься на металл, однако не являющиеся собственно эмалью. Так, например, техническую краску, обладающую повышенным блеском,зачастуюназывают эмалью, а покрытую глянцевой изоляционной краской медную проволоку – эмалированной проволокой. Здесь будет рассмотрена технология нанесения горячей эмали на металл, поэтому под эмалью мы будем понимать именно этот материал.
Самые ранние из известных эмалевых произведений датируются ХV веком до новой эры [3, с. 26]. За три с половиной тысячелетия существования эмали накоплен огромный опыт работы в этой технике, и современный художник-эмальер в своей работе располагает широчайшей палитрой технологических возможностей.
Наиболее распространенные техники эмалирования: эмаль выемчатая, перегородчатая, живописная и расписная, менее распространены эмаль по рельефу, эмаль «гильоше» и витражная эмаль. Дадим им краткую характеристику:
Выемчатая эмаль – это наиболее древняя техника эмалирования, известная еще древним грекам (рис.1). В Западной Европе она получила широкое распространение в I–IV веке нашей эры (рис. 2). Русские мастера золотых и серебряных дел стали работать в технике выемчатой эмали с IX столетия (рис. 3).
Под общим названием –выемчатая эмаль – объединяется сразу несколько приемов укрепления эмалевых сплавов при помощи создания выемок на поверхности металла. В зависимости от технического замысла мастера, выемки выполняются в технике резьбы, чеканки, штамповки, литья, травления либо гравировки. Глубина выемки влияет на цвет прозрачных эмалей: чем она глубже, тем он насыщеннее. Если площадь выемки небольшая, ее дно часто полируют, чтобы усилить светоотражающие свойства металла, что увеличивает яркость эмали. Для непрозрачных эмалей углубления могут оставаться шероховатыми. Более того, если площадь эмалевого покрытия велика или есть риск отслаивания эмали из-за использования металла низкого качества или бронзы, на основание наносят насечку.
Обычно выемки заполняются эмалью в несколько этапов, необходимая толщина слоя наращивается путем многократного нанесения эмали. Каждый слой обжигается отдельно. В конечном итоге эмалевый слой уравнивается по высоте с выступающими частями металла, после чего поверхность шлифуется и полируется. Иногда эмалью покрывается только дно выемки и нижние части стенок, в результате чего образуется цветной вогнутый мениск.
Перегородчатая эмальпо внешнему виду сходна с выемчатой, однако технологические приемы их изготовления различны. Существует несколько разновидностей перегородчатой эмали:
Перегородчатая эмаль с перегородками из листа былаизвестна в Византии с VI века [3, с. 31]. Этот прием получил наивысшее развитие в Византии и на Руси в X–XI веках (рис. 4). Технологический процесс заключался в следующем: на металлической пластине-основе вырезали или продавливали углубления, соответствующие контуру будущего изображения. Углубления имели плоское дно и вертикальные стенки глубиной 1–1,5 миллиметра. Далее ко дну выемок клейстером или камедью приклеивали металлические (чаще всего – золотые) полоски-перегородки толщиной 0,1–0,01 мм. Полоски создавали как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. После установки всех перегородок по рисунку их закрепляли тугоплавким припоем с температурой плавления выше, чем у эмали. Иногда вместо пайки перегородки крепили при помощи заусенцев, вырезанных в металле основы.
Заполнение ячеек эмалью производилось так же, как в технике выемчатой эмали. Принципиальное разделение плоскостей перегородкой было необходимо и с точки зрения технологии, поскольку химический состав эмалей был разный, а их смешение или наложение неизбежно привело бы к растрескиванию слоя.
Этот прием был своего рода переходом от выемчатой эмали к перегородчатой с перегородками из проволоки.
Перегородчатая эмаль с перегородками из проволоки отличается от вышеописанной тем, что перегородки изготовляют из волоченой, а затем вальцованой (плющеной) серебряной или медной проволоки (рис. 5). После наклейки перегородки не припаивают, а пространство между ними заполняют эмалью, затем изделие обжигают, в результате проволока прочно приплавляется самой эмалью. Толщина перегородок, представляющих собой линии изображения, может быть различной; в этом случае обычно широкими линиями намечаются очертания, а мелкие детализируют рисунок.
Перегородчатую эмаль с перегородками из проволоки или листа иногда называют эмалью по глади, в отличие от эмали по скани.
Эмаль по скани – это разновидность перегородчатой эмали. Перегородки делаются из скани – скрученной и вальцованной проволоки, которая припаивается к основанию. Далее пространство между перегородками заполняется эмалью так же, как и в предыдущих вариантах, однако в законченной работе скань выступает из эмалевого слоя, образуя небольшой рельеф (рис. 6).
Этот технический прием был известен в Италии с конца XIII века, и получил впоследствии распространение в других странах Европы. Особой популярностью он пользовался в Венгрии в XV веке [17, с. 41]. Однако после XVI века эмаль по скани стала большой редкостью в практике европейских художественных школ. Отечественные мастера, напротив, начиная с XVI века, начали активно использовать этот прием, поэтому эмалевые изделия, выполненные в данной технике, за рубежом иногда называют «русская эмаль».
Живописная эмаль принципиально отличается от других техник эмалирования. Во-первых, металл покрывается эмалью полностью, и в этом случае не играет декоративной роли, а во-вторых, разноцветные эмали накладываются друг на друга, создавая живописную ткань, по сложности не уступающую многим живописным техникам(рис.7).
Технология работы в технике живописная эмаль подробно описана во второй главе.
Наложение эмалей друг на друга стало возможным только в XV веке, когда объем технологических знаний и уровень развития производственной базы позволили варить эмаль разных составов с одинаковой температурой плавления и коэффициентом расширения. Эти условия сложились во французском городе Лиможе, в мастерских которого зародилась и достигла расцвета техника живописной эмали. К XVII веку эта техника постепенно угасла, вытесненная росписью по эмали.
Интерес к живописной эмали возникает вновь только в последние десятилетия ХХ века в Европе и странах СССР в связи со значительным расширением круга тем и техник, к которым обращаются современные художники(рис. 8).
Роспись по эмали была изобретена французским ювелиром Жаном Тутеном в 1632 году в качестве альтернативы живописной эмали[3, с. 40]. Их роднит схожий принцип ведения работы: на пластину наносится несколько слоев ювелирной или надглазурной эмали, каждый из которых обжигается отдельно, однако есть и некоторые принципиальные отличия, например, иной химический состав красок. Для расписной эмали используют краску из легкоплавкого стекла с высоким содержанием окислов металлов и растирают ее до состояния порошка. Такую краску чаще всего применяют для росписи по фарфору, покрытому глазурью, поэтому ее называют надглазурной эмалью. Проникая при обжиге в слой белой грунтовой эмали, надглазурная эмаль окрашивает ее(рис. 9).
Техника росписи по эмали близка росписи по фарфору, отличается лишь основа, на которую наносится краска. Надглазурная эмаль имеет более низкую, по сравнению с эмалью, температуру плавления; кроме того, ее слой значительно тоньше, поэтому и выгорает она быстрее, что создает ограничение по количеству обжигов изделия – обычно их бывает не больше пяти-семи. В то же время белый фон, «подсвечивая» краску изнутри, увеличивает ее интенсивность, а использование красок тонкого помола позволяет смешивать цвета или легко вплавлять один цвет в другой, что значительно расширяет нюансную палитру. Кроме того, роспись по эмали позволяет создавать изображения, не уступающие масляной живописи по реализму и тонкости моделирования формы, но превосходящие ее по долговечности. Это обусловило популярность портретов, выполненных в технике эмалевой росписи, вплоть до начала XX века, когда фотография фактически заменила собой расписную эмалевую миниатюру.
Российские мастера начали работать в технике росписи по эмали в XVII веке – сначала в Москве и Сольвычегорске(рис.10, 11), позднее в Ростове и Санкт–Петербурге[15, с. 40](рис.12,13). Начиная с XIX века, Ростов становится главным центром по производству расписных эмалей в России.
Эмаль по рельефу представляет собойчеканный или литой рельеф, полностью или частично покрытый эмалью. Эта техника зародилась в XIII веке в Италии и Франции, когда появились ювелирные изделия с прозрачными синими фонами, окружающими рельефные изображения (рис.14). Постепенно рельефы становятся выше, слой эмали толще, визуально увеличивая глубину рельефа, и к XIV веку барельеф полностью скрывается под эмалью. В России техника эмали по рельефу получает распространение в XVII веке, первоначально в мастерских Кремля (рис.15), а к концу XVIII века начинается массовое производство литых рельефов с эмалевыми фонами в Ростове (рис.16).
Эмаль гильоше является разновидностью эмали по рельефу и представляет собой покрытую несколькими слоями прозрачной цветной эмали гравированнуюповерхность металла (рис.17).
Эта техника впервые находит применениев работах французских ювелиров XVIII века [25]. В России этот прием особенно широко использовали мастера ювелирных фирм Сазикова, Фаберже и других в последней трети XIX – начале XX столетия.
Конструктивной основой витражной эмали служит неметаллическая плоскость, как при использовании прочих эмальерных приемов, а сканая или выпиленная в металлической пластине ажурная сетка. Сквозныеотверстия этой сетки заполняютсяэмалевой массой, и предмет обжигается. Возникающие после обжига просветы вновь затягиваются эмалевой массой и подвергаются дополнительному обжигу. Повторяется эта операция вплоть до сплошного «застекления»сквозных отверстий.
Этот прием получил широкое распространение в Европе во второй половине XIX века. В России витражная эмаль впервые начала применяться в работах фирмы Овчинникова (рис.18).
Глава 1. История развития художественного
Эмалирования
В этой главе будет рассмотрена преимущественно история европейской эмали, поскольку именно она оказала решающее влияние на формирование отечественного эмальерного искусства. Исследование традиции эмалирования в странах исламского или буддийского Востока является отдельной проблемой и не входит в задачи этого курса.
Происхождение эмали
Поскольку эмаль – это разновидность стекла, стоит сказать несколько слов о происхождении стекла.
Наиболее раннюю гипотезу возникновения стекла выдвинул Плиний Старший(79 г. н. э.). Он предположил, что куски соды, случайно попавшие в разведенный на песке костер, сплавились с песком, что привело к образованию стекла. Многие попытки воспроизвести этот опыт оказались безуспешными, и рассказ Плиния рассматривают теперь как любопытную теорию, не подтвержденную на практике.
Существует и другая гипотеза, согласно которой рукотворное стекло было изобретено случайно, как побочный продукт других ремесел. В древности обжиг глиняных изделий происходил не в печах, а в обычных ямах, вырытых в песке, и топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, взаимодействуя при высокой температуре с песком, образовывала стекловидную массу. Некоторые исследователи считают стекло побочным продуктом выплавления меди.
Уже в IV тысячелетии до н. э. люди научились варить стекло в чистом виде и делать из него полностью стеклянные изделия. В Месопотамии археологи нашли бусы из непрозрачного стекла, относящиеся к 2450 г. до н. э. В древнем письменном источнике, "Средневавилонском тексте", датируемом XVII в. до н. э., содержится упоминание о рецептах стекла и глазурей [20].
Первые попытки объединения стекла и металла в одном изделии являлись формой инкрустации металлического украшения шлифованными пластинками драгоценных камней, керамики, смальты или стекла.
В Египте уже во времена 5-й династии (с 2563 до 2423 гг. до н. э.) были известны примеры вставок в выемки. Фигурные изображения, письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затем заполнялись драгоценными камнями и смальтой (рис. 19).
Уже с периода 12-й династии (2000 г. до н. э.) техника вставок поделочных камней в ячейки стала определяющей для египетских украшений. Именно эта техника имела большое значение для дальнейшего развития ювелирного дела, так как подготовила обогащение благородного металла цветным отделочным материалом. Ячейки были ступенью как для появления оправ для камней, так и для более поздних перегородчатых и выемчатых эмалей.
Ячейки изготавливались напаиванием перегородок по технологии более поздней перегородчатой эмали. Ляпис-лазурь, карнеол и объединенные египетским термином mafket камни зеленого цвета (амазонит, зеленый полевой шпат, малахит, бирюза), как и вошедшие в употребление со времен 19-й династии цветные пластинки смальты, обрабатывались по форме ячеек и закреплялись на смоле соответствующего цвета. Позднее появились стеклянные пластинки и порошок цветного стекла, которые крепились в ячейках с помощью клея.
Оставался один шаг до настоящей эмали: необходимо было разогреть все изделие и расплавить стеклянный порошок до получения гладкой поверхности. Вероятно, это пытались сделать, однако с существовавшими тогда стеклами опыты не удались, либо в этом не было никакой необходимости.
Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно широко развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол.
Когда и где впервые было осуществлено эмалирование, т. е. цветное стекло в расплавленном состоянии было соединено с металлом, точно сказать невозможно.
Древнейшими из известных нам находок можно считать металлические предметы с впаянными пластинками стекла, найденные в Греции. Они датируются XIV веком до нашей эры (рис. 20).
Однако если искать истоки эмалирования, то речь должна идти не о первом кусочке стекла, наплавленном на металл, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом.
Установлено, что греки только с VI в. до н. э. стали систематически наплавлять эмаль на свои золотые украшения. Египтяне освоили эту технологию двумя столетиями позже.
Нельзя не заметить различия в художественном решении древнегреческих и древнеегипетских изделий.
Греческие украшения отличаются ярко выраженной пластичностью. Пластичность подчеркивается акцентированными цветовыми эффектами: как единичными цветными драгоценными камнями, так и наплавленным цветным стеклом, т. е. первыми настоящими эмалями.
В отличие от греческих, египетское украшение всегда остается строго плоскостным: помещенные в углубления драгоценные камни стоят на одном уровне с керамикой и эмалевыми вкраплениями как мозаичные составные части общей композиции [3, с. 27].
Кельтская эмаль
Уже в V веке до н. э. у кельтских племен, населявших часть Франции и Британии, получил развитие совершенно другой вид эмали – выемчатая эмаль на бронзе (рис. 21). Сначала это было только вплавленное непрозрачное красное стекло, которое употреблялось вместо распространенных тогда вставок кораллов. Все еще спорно, был ли вызван этот способ влиянием Востока или является собственным изобретением кельтов.
Непрозрачную эмаль насыщенного цвета (красного, синего, зеленого, белого) накладывали довольно плотно друг к другу, отделяя узкими перегородками. Этим способом декорировали ювелирные изделия, сосуды, оружие, детали конской сбруи и карет.
Римляне обучились технике эмалирования в своих провинциях – Галлии, а позднее и в Британии (рис. 2). Римская эмаль в техническом отношении полностью соответствует работам кельтов: непрозрачные эмали окрашивались в большинстве случаев окислами железа и меди, а на изделиях из бронзы использовалась выемчатая эмаль. Распространенными цветами были кирпично–красный, темно–красный, оранжевый и голубой. Драгоценные металлы эмалью не покрывали. Перегородчатая эмаль не встречалась ни у кельтов, ни у римлян. За исключением этих, созданных в римских провинциях работ, в Риме во времена императоров, несмотря на высокоразвитое стекольное производство, нанесение эмали на металл не получило развития [3, с. 28–29].
Византийская эмаль
Развитие технологий работы со стеклом и драгоценными металлами обусловило появление в VI веке [3, с. 31] нашей эры византийской перегородчатой эмали, очень быстро достигшей совершенства. Эту технику впервые использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием.
Роскошь императорского двора, стремление к великолепию и пышности, широкое использование драгоценных материалов в интерьерах дворцов и храмов сформировали особый стиль византийской эмали. Для нее характерны золотые фоны, тонкая цветовая гамма и обилие драгоценных камней, обрамляющих эмаль.
Большую роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество (с 726 по 843 г.), результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора [27]. Уже в VIII веке появились значительные работы в этой технике (рис. 22), но многие из них были уничтожены иконоборцами.
Временем расцвета византийской эмали следует считать период до XII века (рис. 5). В XIII веке, с переходом к схематичным изображениям, начался общий упадок византийских эмалей.
После захвата и сожжения крестоносцами Константинополя, на запад в течение пятидесяти лет непрерывным потоком вывозились сокровища Византии. Большая часть вывезенных сокровищ была со временем переплавлена на монеты, а также разошлась по частным и государственным коллекциям всего мира. Самым знаменитым из сохранившегося до наших дней является Pala d'Oro "золотой алтарь"– сооружение из эмалевых пластин, серебра, золота и драгоценных камней (рис. 23).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 3080;