Глава 2. Материалы и техники горячей эмали

 

Из всего многообразия техник горячей эмали задачам учебного курса кафедры Монументально-декоративной живописи более всего отвечает техника живописной эмали. Такие ее качества как сочетание фактурно-живописных и локальных пятен, возможность тонкого рисования и трактовки сложной формы, а также изменяющаяся с освещением цветовая насыщенность эмали позволяют перейти от решения чисто декоративных задач к созданию произведений монументально-декоративного искусства или же станковой живописи.

Во второй главе данного пособия будут рассмотрены материалы и технология именно живописной техники горячей эмали.

 

Эмаль как материал

Эмаль представляет собой стекловидный твердый сплав кремнезема, глинозема и других оксидов, называемых плавнями. Некоторые из них увеличивают легкоплавкость эмалей, но уменьшают устойчивость поверхности к внешним воздействиям, например, оксиды свинца, калия или натрия. Оксиды алюминия, кремния и магния увеличивают тугоплавкость эмали и ее прочность.

Этот сплав окрашивается в тот или иной цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов, которые называют пигментами. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, окиси железа и хрома. В желтый цвет эмаль окрашивается благодаря введению в нее трехокиси сурьмы или соединений серебра, в синий и голубой – окиси кобальта, в черный – окиси иридия и марганца.

Очень важно, чтобы эмали разных цветов имели одинаковый коэффициент расширения и близкую температуру плавления, в противном случае их использование в одной работе станет невозможным. Введение в эмаль какого-либо пигмента изменяет ее свойства, поэтому в эмалевый сплав одновременно добавляют соединения, которые не влияют на насыщенность или прозрачность цвета, но корректируют физические свойства эмали, сближая ее характеристики с эмалями других цветов. Именно поэтому состав эмалей неодинаков и изменяется в очень широких пределах.

Помимо цветовой градации по светопропусканию эмали подразделяют на прозрачные, непрозрачные и опаловые.

Прозрачные (транспарантные) эмали изготавливают различных оттенкови яркости. Металлическая подложка более или менее отчетливо просвечивает через эмаль. Прозрачные эмали отличаются глубиной цвета и блестящей поверхностью. Фондон – бесцветная прозрачная эмаль – образует бесцветное блестящее покрытие на металлической подложке, однако под фондоном цвет меди меняется на золотисто-розовый при первых обжигах, а при последующих он приобретает все более теплый оттенок.

Непрозрачные (опаковые) похожи на смальту, они ярче по цвету, и их используют чаще в декоративных изображениях.

Опаловые эмали наполовину прозрачны и, в зависимости от угла падающего света, они кажутся то глухими, то просвечивающими.

Отечественный рынок художественных материалов сегодня необычайно широк. В продаже можно найти эмаль и английского, и немецкого производства. Многие современные эмальеры предпочитают работать эмалью венгерской, хотя ее можно приобрести только в Кечкемете на заводе-изготовителе. Стоит упомянуть также эмалевое производство в Лиможе во Франции или фирмы «Эфко» и «Хераус» в Германии, материалы и технические наработки которых могут оказаться весьма ценными для творческого роста отечественного художника-эмальера. И все же наиболее доступной и относительно недорогой является эмаль российского производства. Ее изготавливают в городе Ликино-Дулево на Дулевском фарфоровом заводе.

Эмали разных производителей в большинстве случаев можно накладывать друг на друга, что, безусловно, очень расширяет цветовую палитру, однако нередко встречаются и конфликтные сочетания, которые приводят к растрескиванию эмалевого слоя. В связи с этим необходимо перед началом ответственных работ изготавливать пробники с целью подробного изучения взаимодействия выбранных эмалей.

Зарубежные производители поставляют эмаль в виде мелко растертого порошка, иногда разбавленного дистиллированной водой, то есть в готовом виде; дулевская же поступает в продажу в форме слитков весом 250–300 граммов и нуждается в перемалывании. Оттенок одной и той же эмали, в зависимости от партии, может отличаться, поэтому лучше всего закупать эмаль большими партиями и после каждой закупки изготавливать новые пробники, на которые и ориентироваться во время работы.

Кроме живописных качеств эмаль обладает еще и антикоррозийными свойствами. Помимо устойчивости к атмосферным явлениям, эмаль защищает металл и от воздействия кислот, щелочей и газов, что позволяет смело использовать ее для экстерьерных работ. Например, в ХIХ веке фирмой Овчинникова были изготовлены эмалированные черепицы для покрытия куполов храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге [17, с. 17].

Для того чтобы обогатить цветовую палитру, наряду с эмалями в художественном эмалировании иногда используют и смальту, однако делать это следует осторожно из-за риска растрескивания слоя. Предпочтительнее всего наносить мелкотертую смальту на металл отдельно от эмали, например, в ячейки при работе с перегородчатой или выемчатой эмалью. Необходимо отметить, что температура плавления смальты выше на 40–50 градусов по Цельсию, нежели эмали, поэтому смальта наносится и обжигается раньше.

Помимо смальты существуют и другие материалы, позволяющие значительно расширить цветовую гамму эмалей. В первую очередь нужно назвать надглазурную эмаль, сочетание которой с обычной эмалью наиболее предсказуемо. Температура ее плавления колеблется в пределах 700–750 градусов в зависимости от производителя, но выдерживает она не более трех-пяти обжигов, поэтому использовать ее следует только на завершающем этапе работы над эмалью.

Эмаль, разработанная для стали, хорошо ложится на дулевскую, образуя при этом красивое кракле. В этом случае эмаль для стали при нагревании растрескивается, а края трещин оплывают, в результате чего, нижний эмалевый слой становится виден через кракле. Такой же эффект получается, если поверх дулевской эмали нанести венгерскую.

Нельзя не упомянуть об экспериментах по имитации эмали различными составами, которые принято называть холодными эмалями – красками, не требующими обжига, которые наносят кистью или шпателем. Например, в советское время в массовом производстве сувенирной продукции нередко имитировали перегородчатую эмаль при помощи подкрашенной эпоксидной смолы и даже нитроэмали. Еще раньше, в XVI веке в Новгороде сканый орнамент иногда расцвечивали цветной мастикой с лаком [17, с. 25]. Несмотря на довольно длительную историю экспериментов с холодными эмалями, их использование не получило широкого применения, поскольку, по сравнению с горячей эмалью, сцепление таких составов с основой слабее и недолговечнее.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1990;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.