Копия фрагмента лиможской эмали

В отличие от многих других живописных техник творческий поиск в цветной (горячей) эмали в гораздо большей степени зависит от понимания технологических законов ведения работы и следованию им. Как и в любой другой технике или дисциплине, изучение классических образцов – кратчайший путь к пониманию закономерностей создания эмалевого произведения и овладению базовыми приемами живописной техники эмалирования.

В качестве вводного задания студентам предлагается выполнить копию фрагмента средневековой лиможской эмали Новой школы. Целью задания является знакомство с приемами работы с эмалью и изучение взаимодействия эмалей.

Задание выполняется в пять этапов:

· На первом этапе ведется изучение аналогов и поиск изображения для копии.

· Второй этап создание ахроматического картона 12 х 12 см. Плоскость картона закрашивается черным цветом, а силуэт изображения – темно-серым. Далее при помощи последовательного наложения слоев серого, светло-серого и белого выявляется объем фигур и предметов. Такое ведение работы имитирует последовательность нанесения слоев в лиможской эмали (рис. 98, 99).

· На третьем этапе ведется подготовка материалов к работе так, как это описано во второй главе. Эмали перетираются до необходимой консистенции, а медь отжигается, рихтуется, шлифуется, обезжиривается, и на нее наносится контрэмаль.

Поскольку цвет эмали значительно изменяется после обжига, перед выполнением любой работы необходимо выполнить один или несколько пробников.

· Четвертый этап будет заключается в изготовлении эмалевой палитры размером 7 х 7 сантиметров (рис. 100) и упражнения, задача которого – изобразить объемный шарик при помощи тоновой растяжки (рис. 101). Размер пробника для упражнения 7 х 7 сантиметров. Изготовление палитры позволит познакомиться с материалом, а выполнение упражнения – получить представление о правильной последовательности наложения эмалевых слоев.

Эмалевая палитра делается в два обжига. Сначала подготовленную пластину меди расчерчивают на три долевые полосы, одну из которыхзаполняют эмалью черной, вторую – белой, третью – фондоном. Производится обжиг. Далее полосами наносятся цветные эмали – поверх и перпендикулярно первым трем. Производится второй обжиг. В результате получается пластина, на которой видны, как истинный цвет каждой эмали, так и взаимодействие эмалей, наложенных друг на друга.

Упражнение выполняется в 5–7 обжигов. Равномерность черного фона достигается путем последовательного обжига двух слоев черной эмали (рис. 102–107),после чего при помощи мелкоячеистого сита насеивается тонкий слой белой эмали (рис. 108). При помощи иглы процарапываются рисующие линии. Производится третий обжиг. Далее следует несколько слоев мелкотертой белой эмали, которая наносится кистью и формирует объем предметов. Один слой белого дает средний тон, два – светло-серый, три – светлый. Каждый слой обжигается отдельно. После, поверх слоев белого, на пластину наносятся цветные полупрозрачные эмали, которые снова обжигают.

· На заключительном, пятом этапе, ведется работа над копией по той же технологии, в которой велась работа над вторым пробником. В приложении подробно иллюстрируется последовательность выполнения этого задания (рис. 102–123).

По окончании эмалирования работу необходимо либо оформить в багет, либо смонтировать на деревянное основание, в котором предварительно вырезается углубление для эмали (рис. 124–127).

 

Творческое задание

Работа над современной живописной горячей эмалью ведется в достаточно свободной манере, можно сказать, в состоянии постоянного эксперимента. Хотя существуют общие закономерности взаимодействия эмалей, в каждом конкретном случае эмалевые слои сплавляются особым образом, в зависимости от толщины слоя, количества обжигов и ряда других условий. Именно поэтому в каждой новой работе необходимо разрабатывать оригинальную технологию нанесения эмалей, руководствуясь знанием общих принципов эмалирования, здравым смыслом и опытом.

В целях изучения процесса создания такого рода эмалевого произведения студентам предлагается выполнить творческое задание, в котором потребуется самостоятельно разработать последовательность нанесения эмалевых слоев. В этом задании намеренно ограничивается количество используемых цветов, чтобы подтолкнуть студентов к изучению возможностей цветообразования, которые предоставляют различные приемы и способы нанесения эмалей.

Задание также выполняется в несколько этапов:

· Первый этап принципиально не отличается от начала работы над любым другим учебным заданием или творческим произведением и заключается в поиске темы и разработке форэскизов.

· На основе наиболее удачного форэскиза разрабатывается законченный композиционный эскиз. Он должен отвечать определенным требованиям, традиционным для высшей школы, таким как оригинальность творческого замысла; острота композиционного решения; характер рисования, раскрывающий возможности материала.

· На третьем этапе создается картон к эмали. Он выполняется гуашью или темперой. Поскольку в творческой работе количество цветов ограничивается четырьмя (обычно рекомендуют использовать черный, белый, красный и фондон), то и в картоне необходимо пользоваться ограниченной палитрой. Впрочем, техника эмали позволяет делать растяжки, оптически смешивать цвета, к тому же одна и та же эмаль меняет оттенок в зависимости от количества обжигов, поэтому работа над картоном не ограничивается раскрашиванием контуров пятен в четыре краски. Формат работы может варьироваться в зависимости от композиционного замысла, однако ее размер по большой стороне не должен превышать 12 сантиметров.

· На четвертом этапе ведется подготовка к эмалированию: отжиг меди, нанесение контрэмали, измельчение эмалей до нужной консистенции и так далее; этот процесс полностью повторяет подготовку к работе над копией.

После того как картон закончен, а материалы подготовлены, можно приступать к работе над пробниками. В результате создания картона формируется начальное представление о том, сколько эмалевых слоев и в каком порядке необходимо нанести на медь, чтобы получить желаемый результат. В процессе изготовления пробников (одного или нескольких, по усмотрению автора) размером 5 х 5 см, программируется ход работы над итоговым произведением и осуществляется проверка совместимости эмалей между собой (рис. 128–131). К примеру, при определенных условиях белая эмаль, положенная поверх красной, может отскочить после обжига, и информацию о такого рода взаимодействиях лучше накапливать при работе с пробниками, а не с ответственным образцом.

· На заключительном этапе ведется изготовление итоговой работы по технологии, разработанной на пробниках (рис. 132–135). По окончании эмаль обрамляется.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1247;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.