Португалия в конце XIX – начале XX вв. 14 страница

В конце 60-х — начале 70-х гг. в Гвинею-Бисау прибывали все новые контингенты португальских войск, так что их общая численность достигла к началу 1971 г. 35 тыс. человек. Чтобы создать в колонии социальный «буфер» из прослойки белых поселенцев и тем самым воспрепятствовать развертыванию борьбы африканцев за освобождение, португальское правительство приступило к реализации плана переселения в Гвинею-Бисау и на Острова Зеленого Мыса тысяч колонистов. Напуганные угрозой военного поражения в Гвинее, колонизаторы не останавливались перед самыми зверскими репрессиями.

Как сообщило руководство ПАИГК, только в январе 1971 г. в результате варварских налетов португальской авиации на районы Кубиссек, Кабукаре и Балана бомбами и напалмом было уничтожено 28 деревень, а множество других было разрушено частично. Во время этих налетов имелись убитые и раненые, большинство из них — старики, женщины и дети.

Миссия ООН, посетившая Гвинею-Бисау, констатировала: «Миссия... была свидетелем зверств, совершаемых португальскими войсками. Деревни сожжены, а посевы и скот погублены в результате... воздушных налетов; постоянно совершаются разведывательные полеты; неразорвавшиеся бомбы большой мощности, сбрасываемые современными самолетами, лежат на полях. В этой связи следует напомнить, что Португалия — отсталая страна, которая не производит даже игрушечные самолеты» .

Португальская авиация бомбила пограничные районы Сенегала и Гвинеи (Конакри) под предлогом, что там имелись «базы» ПАИГК.

22 ноября 1970 г. весь мир был потрясен известием о преступном акте вооруженной агрессии Португалии против Гвинейской Республики. С территории Гвинеи-Бисау был направлен морской десант, который совершил нападение на столицу Гвинейской Республики Конакри. В ее территориальные воды вошли португальские военные корабли, десантные суда, а также подводная лодка. Вооруженное нападение было осуществлено силами европейских и африканских наемников, которые прошли специальную военно-диверсионную подготовку на о. Сога в архипелаге Бижагуш. Вся операция, имевшая своей целью свержение гвинейского правительства, была заранее спланирована и тщательно подготовлена с расчетом на поддержку реакционных элементов внутри страны. Спинола лично инструктировал португальских офицеров, а у одного из них — майора Леала де Алмейды, отказавшегося участвовать в провокации, в ярости сорвал с плеч погоны.

В операции приняли участие главным образом выходцы из Гвинеи, предавшие свою родину, а также иностранные наемники и 150 солдат и офицеров регулярной португальской армии. Все бандиты были снабжены новейшим стрелковым оружием, гранатами, переносными крупнокалиберными пулеметами, радиопередатчиками.

Каждая из боевых групп имела задание захватить определенный стратегический пункт в городе: аэропорт, радиостанцию, телеграф, попытаться арестовать президента. Они приблизились к Конакри ночью в резиновых лодках. Одетые в форму партизан ПАИГК, они рассчитывали на внезапность и замешательство противника. Лиссабон всячески пытался скрыть свое участие в этой акции. Некоторые португальские солдаты и офицеры даже загримировались под африканцев. Но неопровержимые факты, выявленные позднее в ходе судебных процессов над наемниками в Гвинее, доказали, что Лиссабон был вдохновителем бандитского нападения на независимую африканскую страну.

В обращении правительства Гвинейской Республики в связи с этим говорилось: «Генерал Спинола уже через несколько часов после нападения на наши военные лагеря объявил, что «заключенные воспользовались смятением, царящим в Конакри, чтобы бежать. Они прибыли в Бисау и просят убежища. Их вопрос изучается». Браво, генерал! Вы достойный ученик Гитлера! Каким образом кто-либо бежавший из тюрьмы в Конакри, «воспользовавшись смятением», мог за несколько часов достичь Бисау без помощи португальских фашистских властей?» Португальские фашисты были полностью изобличены как организаторы агрессии в ходе допросов захваченных в плен наемников. Так, один из них, Камара Мамуду, показал: «После обучения нас погрузили на шесть португальских военных судов, и мы направились к Конакри... На каждом судне было не менее пяти белых португальцев... Португальских наемников называли «командосы», а нам, гвинейцам, дали название «Фронт освобождения Гвинеи»».

Провокация, организованная португальскими фашистами против Гвинейской Республики, окончилась полным крахом. Гвинейский народ поднялся на защиту своих завоеваний и дал достойный отпор интервентам. В своем обращении «К членам организации государств бассейна реки Сенегал, к африканским странам и прогрессивному человечеству» Секу Туре заявил, что агрессия была направлена не только против свободы и независимости Гвинейской Республики, но и против всей Африки. Португальские агрессоры намеревались свергнуть существующий строй, рассчитывая при этом, что Гвинея останется в изоляции и африканские страны не окажут ей помощи в отражении агрессии. Однако, подчеркнул Секу Туре, большинство стран континента поддержало борьбу гвинейского народа. 24 ноября 1970 г. Советское правительство сделало заявление, в котором, в частности, говорилось: «Какими бы фальшивыми заявлениями португальские колонизаторы ни прикрывали свои действия, речь идет об откровенной попытке расправиться с прогрессивным режимом в Гвинее, нанести удар по национально-освободительному движению в Африке. Налицо колониальный разбой, международный бандитизм, к которому прибегают и ныне империалисты в различных районах мира против народов, борющихся за свободу и социальный прогресс... Советское правительство решительно осуждает преступные действия интервентов и их покровителей — действия, которые являются вызовом африканским государствам, всем народам, борющимся за национальную независимость».

2 декабря 1970 г. Совещание Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора опубликовало заявление, в котором указывалось: «Империалистическая агрессия против Гвинеи еще раз показывает настоятельную необходимость скорейшей и полной ликвидации колониальных и расистских режимов... Народы Африки в борьбе за свое освобождение могут, как и прежде, рассчитывать на помощь со стороны социалистических государств».

Излюбленным методом португальских колонизаторов было внедрение своей агентуры в ряды ПАИГК. Португальской разведке удалось завербовать несколько видных в прошлом деятелей партии, по тем или иным причинам недовольных политикой ее руководства. Среди них был Рафаэл Барбоза, по профессии типограф, занимавший в прошлом пост председателя ЦК ПАИГК. Барбоза вступил в партию в 1958 г., в 1962 г. был арестован ПИДЕ. Будучи завербован португальцами, он согласился выполнять агентурные задания, принимал участие в секретных совещаниях с офицерами из португальского генштаба и был принят Спинолой в губернаторском дворце.

Встав на путь предательства, Барбоза передавал португальцам секретные документы и карты, которые предназначались лишь для узкого круга руководящих лиц. С его помощью португальцам удалось внедрить своих агентов в партийные ряды. В 1971 г. Барбоза провел совещание работавших в подполье членов ПАИГК, записал его на пленку, которую затем передал в руки ПИДЕ/ДЖС. Когда через посредничество одного члена партии Барбоза получил от руководства ПАИГК бомбы для использования их в Бисау, он тотчас же передал их фашистской полиции. Р. Барбоза «помогал» членам партии бежать из Бисау в освобожденные зоны, но сообщаемые им сведения позволяли ПИДЕ организовывать засады и арестовывать патриотов. Р. Барбоза передал в руки португальских властей списки подпольщиков ПАИГК в Бисау, что привело к ликвидации нелегальной городской партийной организации.

Вместе с Момо Туре и Аристидесом Барбозой Р. Барбоза разработал предательский план убийства А. Кабрала.

Одним из самых подлых приемов португальских колонизаторов стало физическое устранение видных лидеров национально-освободительного движения. В январе 1973 г. в Конакри было совершено злодейское убийство Генерального секретаря ПАИГК Амилкара Кабрала. Патриоты Гвинеи-Бисау ответили на это новыми мощными ударами по врагу. Вооруженные силы ПАИГК провели в мае наступательные операции под кодовым названием «Амилкар Кабрал». В результате была разгромлена крупная группировка португальских войск на юге страны и взят важнейший в стратегическом отношении, укрепленный пункт Гиледжи. В июне — июле Народная Армия ПАИГК провела ряд успешных военных операций' на севере, юге и востоке страны.

Широкий размах освободительной борьбы, успехи в строительстве новой жизни на освобожденной территории создали условия для проведения в стране свободных и демократических выборов. Они состоялись в октябре 1972 г. в крайне трудных условиях вооруженной борьбы. Организация этих выборов, в ходе которых впервые в истории Гвинеи-Бисау все население без какой-либо дискриминации выразило свою волю, избирая в Национальную ассамблею, явилась важной вехой в политическом - развитии страны и сильнейшим ударом по колониальному режиму Португалии.

В это же время ПАИГК сумела нанести португальскому колониализму еще одно политическое поражение, имевшее большой международный резонанс. По приглашению ПАИГК и с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 2795 (XXVI) от 10 декабря 1971 г.) Гвинею-Бисау посетила официальная миссия ООН, представляющая специальный Комитет по деколонизации. В своем отчете миссия констатировала, что в районах, которые она посетила, существует эффективная властьПАИГК, что население поддерживает вооруженную борьбу и осуждает атаки и бомбардировки, применяемые португальскими вооруженными силами против мирных жителей и гражданских объектов, свидетелями чему были члены миссии. Миссия выразила свое убеждение, что ПАИГК является единственным представителем народа страны . 13 апреля 1972 г. Комитет по деколонизации, обсудив отчет миссии, признал ПАИГК в качестве «единственного законного представителя» народов Гвинеи-Бисау и Островов Зеленого Мыса. Это признание было подтверждено и Генеральной Ассамблеей ООН. Все эти обстоятельства внутреннего и международного плана были очень благоприятны для ПАИГК.

В сентябре 1973 г. в освобожденном районе Боэ открылась первая сессия Национального народного собрания. В ней приняли участие 120 депутатов, представлявших 16 областей страны. Открывая сессию, Генеральный секретарь ПАИГК А. Перейра подвел итоги многолетней Политической и вооруженной борьбы народа Гвинеи-Бисау. 24 сентября 1973 г. собрание провозгласило образование независимого государства — Республики Гвинея-Бисау. Сессия приняла конституцию республики, проект которой обсуждался во всех населенных пунктах освобожденных районов. Первая статья конституции гласит: «Гвинея-Бисау— суверенная республика с демократическим, антиколониальным и антиимпериалистическим строем, которая борется за полное освобождение, за объединение Гвинеи-Бисау и Островов Зеленого Мыса, а также за социальный прогресс своего народа» .

Конституция установила равенство всех граждан перед законом независимо от этнической принадлежности (ст. 13), а также равенство прав гвинейцев и зеленомысцев (ст. 20).

Провозглашение Республики Гвинея-Бисау явилось крупным успехом национально-освободительного движения в Африке и серьезным поражением португальского колониализма. Борьба народа Гвинеи-Бисау вступила в мирную фазу. Говоря об этом, Перейра заявил: «Мы считаем решающим фактором, позволившим подойти к этому этапу нашей борьбы, всестороннюю помощь Советского Союза».

Уже через месяц после образования новой республики она получила признание более чем 60 государств. В числе первых стран, признавших новое государство Африки, был Советский Союз. Созванная в ноябре 1973 г. в Аддис-Абебе чрезвычайная сессия Совета министров ОАЕ приняла Республику Гвинея-Бисау в качестве 42-го полноправного члена организации . События в Португалии в апреле 1974 г. ускорили осуществление желаний народов португальских колоний.

К 25 апреля 1974 г. молодая Республика Гвинея-Бисау была признана уже 66 государствами. Однако переговоры о ее признании Португалией оказались сложными из-за саботажа президента Спинолы и дипломатического аппарата, унаследованного в нетронутом виде со времен фашизма. В начале мая в Бисау прибыл представитель Совета национального спасения полковник К. Фабиан, который высказался за признание Португалией Республики Гвинея-Бисау. «Мои намерения серьезны и искренни,— сказал он.— Африканизация Гвинеи должна быть проведена ускоренными темпами до то как будет достигнута полная, реальная и подлинная деколонизация». Спинола был шокирован этими заявлениями Фабиана. «Через три дня после того, как он послал Фабиана в Бисау, генерал отозвал его как коммуниста»,— вспоминал позднее один из членов Совета.

17 мая министр иностранных дел Португалии М. Соареш тайно прилетел в Дакар и при посредничестве президента Сенгора встретился с лидерами ПАИГК. Встреча была краткой и носила чисто протокольный характер. Переговоры были продолжены в Алжире, где президент X. Бумедьен пытался повлиять на португальскую делегацию. Однако, следуя инструкциям Спинолы, она упорно отказывалась признать молодую республику.

На переговоры с лидерами ПАИГК в Лондоне Спинола послал вместе с Соарешем своего ближайшего военного советника подполковника Алмейда Бруно. Свою точку зрения Спинола изложил с предельной откровенностью в интервью газете «Диариу де нотисиаш»: «В современном мире самоопределение может быть лишь в атмосфере, где надежно функционируют демократические институты. Мы должны заключить, что таких институтов нет в заморских территориях, вследствие чего их жители не обладают эффективными средствами самовыражения и участия. Вот почему немедленная независимость на деле означает сегодня не что иное, как отрицание общепризнанных идей».

Но в Гвинее-Бисау португальские солдаты опередили дипломатов. Они прекратили военные действия и приняли условия ПАИГК. 1 июля 1974 г. в Бисау была созвана ассамблея, в которой приняло участие более тысячи делегатов от солдат, сержантов и офицеров. Они единодушно постановили: «1. Отвергнуть всякое местное и одностороннее решение, которое не было бы принято правительством Португалии. 2. Потребовать, чтобы, несмотря на препятствия, чинимые реакционными и неоколониалистскими силами, португальское правительство в соответствии с решениями ООН немедленно и недвусмысленно признало Республику Гвинея-Бисау и право народа Островов Зеленого Мыса на самоопределение и независимость...» Принятие ассамблеей этого решения обосновывалось убеждением, что тупик в переговорах с ПАИГК вызван систематическим отказом Спинолы и его окружения признать политическую реальность. Наконец 20 августа в Алжире была подписана совместная декларация Португалии и ПАИГК о признании независимости Гвинеи-Бисау и Островов Зеленого Мыса.

10 сентября 1974 г. короткая официальная церемония в Лиссабоне, продолжавшаяся менее 10 минут, положила конец португальскому колониальному присутствию в Гвинее-Бисау, продолжавшемуся почти 500 лет. Спинола вынужден был подписать документ, в котором Португалия передала всю власть ПАИГК и официально признанала Республику Гвинея-Бисау. Подписав документ, Спинола передал его главе делегации ПАИГК Педру Пиришу, пожал руку своему бывшему противнику и, сказав ему несколько слов, удалился. Не было ни речей, ни помпы, которые сопутствовали, например, церемониям предоставления независимости бывшим английским колониям.

Это внешнее отличие отражало более глубокую специфическую особенность церемонии в Лиссабоне: она являлась лишь формальным признанием Португалией того факта, что в результате героической борьбы народа Гвинеи-Бисау за год до этого была создана и провозглашена независимая суверенная республика.

 

 

На острова приходит свобода.

На путь независимости вступила и другая португальская колония — Острова Зеленого Мыса. Народ этой страны вел борьбу против португальских колонизаторов бок о бок с народом Гвинеи-Бисау под руководством одной и той же патриотической организации — ПАИГК.

На островах существовала активно действовавшая разветвленная сеть подпольных организаций ПАИГК. Дважды — в 1969 г. на о. Санту-Антан и в 1970 г. на о. Сан-Висенти — партии удавалось организовать выступления трудящихся с требованием повышения заработной платы. В сентябре 1972 г. произошли серьезные столкновения населения с полицией. В том же году ПАИГК реорганизовала ряд своих центральных органов, создав специальные отделы и службы, ответственные за деятельность партии на архипелаге . 5 июля 1975 г. родилось независимое государство — Республика Острова Зеленого Мыса (РОЗМ). Незадолго до этого были проведены выборы в Национальную народную ассамблею, в которую прошли 56 депутатов от партии ПАИГК. За ее кандидатов проголосовали 92% всех избирателей. Национальная народная ассамблея приняла первую конституцию РОЗМ.

11 июля было сформировано правительство республики. Президентом РОЗМ стал Генеральный секретарь ПАИГК Аристидес Перейра, премьер-министром — Педру Пириш. Выступая на церемонии принесения присяги он заявил, что сформирование правительства имеет целью прежде всего обеспечить экономическую независимость страны, которая до сих пор страдала от голода и эмиграции .

Аристидес Мария Перейра родился 17 ноября 1923 г. на острове Боа Вишта в многодетной семье священника (у него было 14 братьев). Окончив лицей, он перебрался на остров Сантягу, где работал бухгалтером. В это время началась его дружба с Амилкаром Кабралом, продолжавшаяся всю жизнь. Будучи разносторонне одаренным человеком, Аристидес Перейра отлично играл на гитаре. В 1948 г. он переехал в Гвинею-Бисау и работал начальником службы телекоммуникаций в Бисау вплоть до 1960 г., когда был вынужден эмигрировать в Конакри. В 1956 г. он стал наряду с А. Кабралом одним из основателей ПАИГК. В 1964 г. он стал генеральным секретарем ПАИГК, а в 1965 г. – член Военного Совета. Начиная с 1970 г. он, А. Кабрал, Луиш Кабрал – члены постоянной комиссии Исполкома ПАИГК. После убийства А. Кабрала Перейра возглавил ПАИГК. В июле 1975 г. А. Перейра был избран президентом РОЗМ.

7 июля П. Пириш изложил программу нового правительства. В ее основу были положены три главных принципа: неприсоединение, экономия, труд. В разделе речи, касающемся неприсоединения, глава кабинета заявил: «Острова Зеленого Мыса никогда не будут использованы как база агрессии против кого бы то ни было». Он подчеркнул, что республика будет иметь со всеми странами отношения, основанные на равенстве и взаимной выгоде. РОЗМ, подчеркнул Пириш, поддерживает принципы ООН и ОАЕ и солидарна с национально-освободительными движениями в Африке. В области внутренней политики программа правительства предусматривала аграрную реформу, призванную положить конец аренде земли, и финансовую реформу с целью сократить разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Намечалась также реформа в области образования, предусматривающая увеличение числа школ и кардинальное изменение школьных программ.

Путь народа Сан-Томе и Принсипи к независимости был долгим и трудным. Уже XV век был отмечен крупным восстанием рабов, а в 1530 г. слепой раб Туан Гату возглавил освободительное движение невольников, которое приобрело такой размах, что многие плантаторы были вынуждены бежать в Бразилию. Одержав победу, восставшие создали свое государство в горах Сан-Томе, имевшее своеобразную организацию и экономическую структуру. Однако оно просуществовало недолго и было разгромлено колониальными войсками. В конце XVI в Сан-Томе вновь охватило пламя массового антипортугальского движения, которое возглавил выдающийся лидер Амадор. Повстанцы освободили от колонизаторов в 1595 г. большую часть острова. Однако выданный предателем Амадор был убит, а восстание потоплено в крови.

Жители островов снова вынуждены были гнуть спины на плантациях, подвергаясь бесчеловечной эксплуатации, унижениям и различным формам расовой дискриминации. Рабство было официально отменено декретами 1869 и 1875 гг. Его заменила система контрактации рабочей силы, мало отличавшаяся от рабской зависимости. По этой системе португальские торговцы покупали африканцев у местных вождей в Анголе и отправляли их из порта Бенгела в трюмах морских судов на плантации какао на Сан-Томе. Формально контракт подписывался на 5 лет, но фактически «законтрактованные» никогда не возвращались.

Сохранение системы контрактации даже в середине XX в. быстро увеличивало население островов. Автохтонных жителей Сан-Томе называли «детьми страны», но большую часть 80-тысячного населения составили островитяне в первом и втором поколении. Большинство сантомийцев жили не в городах или деревнях, а в компаундах около больших плантаций.

Против сантомийцев колонизаторы применяли самые жестокие репрессии, стремясь сломить их волю к сопротивлению. В мае 1953 г. вспыхнула забастовка на плантациях какао, вызванная декретом, изданным генерал- губернатором К. С. Горгулью, о необходимости всем взрослым жителям острова зарегистрироваться для принудительных работ. Взбешенный Горгулью приказал войскам открыть огонь по плантационным рабочим. Было убито 1032 сантомийца, что составило более 2% всего населения острова. Тюрьмы были переполнены африканцами.

Однако террор не смог остановить развитие национально-освободительной борьбы народа Сан-Томе и Принсипи. Борьба стала принимать все более организованные формы. В 1960 г. была создана первая в стране патриотическая организация — Комитет освобождения Сан-Томе и Принсипи, который возглавил борьбу народа за независимость. Под его руководством большая часть африканского населения в августе 1963 г. приняла участие в массовой забастовке трудящихся. В силу специфических географических условий возможности ведения вооруженной борьбы были крайне ограниченны. Репрессии вынудили ряд членов Комитета выехать за границу, но и оттуда они продолжали руководить антиколониалистскими выступлениями сантомийцев. Активисты Комитета привлекали внимание широкого общественного мнения к трагической участи народа островов, вели работу по его мобилизации в пользу предоставления независимости их родине. Одной из форм антиколониальной борьбы был так называемый «культурный национализм» — антиколониальные произведения сантомийских писателей, поэтов, художников и других деятелей культуры. Ярко выраженной революционной направленностью отмечена поэзия Алды Граса ду Эспириту Санту — активной участницы национально-освободительного движения (после независимости — министр информации и культуры Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи). Ее стихи звучали как набат, призывавший народ подняться на борьбу за свободу и отомстить за тысячи убитых колонизаторами братьев и сестер:

Красна от крови земля,

липка,

И море слизывает тела.

В зарослях раненых вопли и стоны

И росчерки очередей

автоматных.

О, мой зеленый, о, мой

зеленый

Остров кровавых пятен...

Как отмечала сан-томийская газета «Революсао», «наши наиболее известные поэты Алда Граса ду Эспириту Санту, Мануэл Маргариду, Марселу да Мата и Томаш де Медейруш сделали поэзию оружием, оплотом сопротивления в то время, когда слово «сопротивление» стало лозунгом народа» .

В 1972 г. Комитет освобождения был преобразован в Движение за освобождение Сан-Томе и Принсипи (МЛСТП). Движение выдвинуло программу завоевания национальной независимости и ликвидации колониального наследия. Вскоре островам было дано право «местной автономии» (управлялись генерал-губернатором, при котором было создано законодательное собрание, имевшее лишь совещательные функции).

После падения фашистского режима в Португалии в апреле 1974 г. освободительное движение на Сан-Томе приобрело небывалый размах. Новое правительство Португалии вначале отказалось легализовать МЛСТП и вести с ним какие-либо переговоры.

Возникшая на острове Гражданская ассоциация, тесно связанная с МЛСТП, провела серию забастовок и демонстраций с требованием немедленного предоставления независимости. Волнения достигли апогея в сентябре 1974 г. Подразделение португальской армии, состоявшее из африканцев, восстало и захватило склад оружия. Португальская полиция открыла огонь по демонстрации в поддержку МЛСТП, после чего вся экономическая жизнь на островах была парализована всеобщей забастовкой.

Португальские власти вынуждены были вступить в переговоры с МЛСТП и подписать с его лидерами 26 ноября 1974 г. соглашение, по которому признавалось право народа Сан-Томе и Принсипи на самоопределение и независимость. Предусматривалось проведение выборов в Национальную народную ассамблею, которая должна была провозгласить независимость и выработать конституцию. В декабре 1974 г. было создано переходное правительство, состоявшее главным образом из представителей МЛСТП. Своей деятельностью оно подготовило провозглашение независимости островов, что и произошло 12 июля 1975 г.

 

 

Ангола: путь к независимости.

В Анголе характерной чертой послевоенных лет был подъем забастовочной борьбы африканского пролетариата. Несколько крупных забастовок имели место в Луанде и в других городах страны.

Наряду с забастовочной борьбой пролетариата первые послевоенные годы были отмечены многочисленными выступлениями ангольского крестьянства. В условиях жестокого террора со стороны колониально-фашистских властей, исключавшего возможность какой-либо легальной оппозиционной деятельности, антиколониальная борьба крестьянства вылилась в своеобразную форму тайного религиозного сектантства. Особенно широкие масштабы сектантство приобрело в Анголе в 50-х гг., когда там существовало не менее 20 тайных мессианских движений. Наибольшее распространение и влияние получил токоизм. Это движение было названо так по имени своего основателя.

Симау Току родился в 1918 г. в Сади Килоанго в округе Макела ду Зомбо на севере Анголы. Он происходил из народности баконго.

В 1926 г. Току поступил в школу при баптистской миссии в Кибоколо, окончив которую в 1933 г. продолжил образование в лицее в Луанде. В 1937 г. он вернулся в родную деревню. Вскоре он получил место школьного учителя в миссионерской школе в Кибоколо, а затем — в миссионерской школе в Бембе. Сохранилось крайне мало достоверных свидетельств об этом периоде жизни С. Току. Известно лишь, что в 1943 г. он был помолвлен с одной девушкой, но столкнулся с проблемой приданого. К этому времени старейшины увеличили сумму приданого, взимаемого с молодых людей, ушедших в города, так как видели в них лиц, потенциально угрожающих господству родовой элиты над традиционным обществом. Току потребовал увеличения жалованья, в чем ему было отказано. Тогда он решил переехать в Леопольдвиль (Конго), чтобы, проработав там шесть месяцев, скопить необходимые деньги. Оказавшись там, он помогал в организации групп взаимопомощи среди эмигрантов из Зомбо и стал руководить маленьким хором ангольцев при баптистской церкви .

В это время Току находился под сильным влиянием учения кимбангистской церкви, особенно ее идеи о золотом веке.

Согласно некоторым сведениям, в начале 1949 г. Току нашел у одного из миссионеров в баптистской миссии две книги на португальском языке, изданные «Свидетелями Иеговы», которые он перевел на язык киконго, чтобы распространять их среди баконго, хотя это вызвало крайнее раздражение миссионеров-баптистов и бельгийских властей.

Видимо, под влиянием изучения теологической литературы Току решил в 1949 г. разработать новое религиозное учение «токоизм», с тем чтобы проповедовать его среди ангольцев. В токоизме в религиозной форме отразилось пробуждение национального сознания ангольцев, оно несло в себе определенные черты национализма и имело явно выраженную антиколониалистскую и антипортугальскую направленность. Току считал себя прежде всего ангольцем и хотел создать именно ангольский тип церкви, который нельзя было бы спутать с какой-либо из существующих африканских церквей. Он объявил себя мессией, а своих 12 товарищей по хору— 12 апостолами. Весть о создании С. Току «новой церкви» для ангольцев быстро облетела Леопольдвиль. К нему стали присоединяться многочисленные сторонники из числа эмигрантов-баконго.

Быстрый успех токоизма в Леопольдвиле объяснялся прежде всего тем, что ангольские баконго чувствовали себя там чужаками и изгоями. Их сторонились не только представители других народностей, но даже конголезские баконго. Португалоязычные баконго испытывали трудности в Леопольдвиле и из-за языкового барьера. Токоистская церковь, созданная на определенной этнической базе, приобрела популярность прежде всего среди баконго ангольского происхождения.

Как писал португальский ученый Маргариду, изучавший историю токоизма, «токоистская церковь — уникальный феномен в том смысле, что она является отражением ангольского происхождения баконго. Баконго придают большее значение своей принадлежности к ангольцам, чем тому факту, что они баконго».

25 июля 1949 г. начался второй этап в истории токоистской церкви. В этот день С. Току во время молитвы в миссии впал в транс, так как ему якобы явился «святой дух». Миссионеры, напуганные «еретическими» проповедями Току и растущей популярностью токоистской церкви, изгнали его из миссии. После этого моления и другие таинства токоистов совершались в доме Току, Именно там им снова «явился» «святой дух». Миссионеры-баптисты донесли на Току и его последователей бельгийским колониальным властям, обвинив их в политической деятельности. 2 ноября 1949 г. Току и его последователи были арестованы.

О том, что прозелитская деятельность Току среди ангольцев в Леопольдвиле была весьма продуктивной, говорит тот факт, что вместе с Току было арестовано примерно 100 (по другим данным — 500) человек .

8 декабря 1949 г. губернатор провинции Леопольдвиль подписал приказ, обязывающий полицию выслать из страны Току и его группу по обвинению в проповедовании «ритуалов религиозно-мистической доктрины иерархического характера, предсказывающей наступление нового порядка при царствовании нового Христа, который покончит со всеми нынешними властями» .








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 527;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.