Постнеклассический период развития науки

- постнеклассическая наука(IIпол. 20 века – происходит формирование новых парадигм конкретного вида знания).

Главенствующею парадигму – парадигма становления и самоорганизации систем.

(Здесь в науку проникает диалектика, созданная Гегелем и развитая Марксом. Саморазвитие здесь внутренняя причина становления. Синергетика, прежде всего социальных наук, но не только. Синергетика – саморазвивающиеся системы, когда сумма элементов, не равна сумме всей системы. (Пример – команда звезд в хоккее).

Последняя треть ХХ века может быть охарактеризована как 4-я научная революция в ходе которой формируется постнеклассическая рациональность.

Объектами изучения становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и тех­ногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность постнеклассического типа. Ее основные характеристики состоят в следующем:

1) Историческая реконструкция, как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что приводит к изменению картины мира. Исторически развивающаяся система с течением времени формирует все новые уровни своей организации, при этом возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшееся, меняя их композицию и связи.

2) Возникает новое направление в научных дисциплинах – синергетика. Она базируется на представлении о том, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому. В процессе формирования нового уровня система проходит так называемые точки бифуркации (в этих точках система имеет большой выбор возможных путей дальнейшего развития). Субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, его существование безразлично для объекта. Перед человеком в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан.

3) Постнеклассичесская наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, компонентом которых непосредственно является человек. Допустим, объектом научного исследования является биосфера — сложный природный комплекс, включающий чело­века с его производственной деятельностью. Эта деятельность, бесспорно, влияет на состояние биосферы, вызывая изменения в популяциях, биоценозах. Чтобы изучить характер этих измене­ний, надо задействовать параметры, связанные с физико-хими­ческим состоянием рек, озер, морей, океанов, лесов, полей, пус­тынь, вечных ледников, гор, атмосферы и т.д. Очевидно, что речь идет о таком огромном числе параметров и переменных, увязать которые в целостность невозможно без использования компью­терных программ и проведения специального математического эксперимента на ЭВМ. Специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания

4) При изучении такого рода сложных систем, включение человека с его производственно преобразовательной деятельностью, как некого идеала для целостно нейтрального исследования оказывается неприемлемым. Например, исследо­вания последствий влияния производственной деятельности че­ловека на биосферу предполагают проведение социальной экс­пертизы с целью выявления вредных, а часто катастрофических, последствий этого влияния и установления ограничений и даже запретов на некоторые виды человеческой производственной дея­тельности.

 

В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое (идея В.И. Вернадского).

Особенно важным для четвертой научной революции было появление космологии (в последние 10-15 лет 20 века), как научной дисциплины, предметом изучения которой стала вселенная в целом.

Теория эволюции вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рационализма элементов античной рациональности, а именно:

- обращение к чистому умозрению, при разработке теории развития вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности;

- впервые со времен греческой философии и протонауки был поставлен вопрос: «А почему вселенная устроена так, а не иначе?»

- все чаще стали говорить об антропологическом принципе, согласно которому мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека (человек должен отрешиться от прогматического отношения к миру, которое сложилось и господствовало в новой европейской культуре).

- подобно античному типу рациональности постнеклассический тип развивается таким образом и обуславливается тем фактом, что начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией вселенной.

 

Если классическая и неклассическая наука занималась в основном изучением непрерывно протекающих процессов, достаточно плавных переходов между состояниями рассматриваемых объектов, то постнеклассическая наука начинает в первую очередь интересоваться вопросами возникновения новых качеств, связанных с переходом на более высокие уровни структурной организации. Эволюционная наука постепенно переходит от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания.

Становление постнеклассической науки приводит к тому, что методы и познавательные установки классического и неклассического исследования продолжают использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, лишь четче определяеться область их применения.

"Истина" перестает быть самодовлеющей категорией науки ("Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти", - академик Д.С. Лихачев). Если результатом классической и неклассической науки была законосообразная истина и рациональным считалось только то, что ведет к ней, то в постнеклассической науке возникает новая идеология рациональности: рационально то, что ведет к выживанию.

Билет № 17








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2971;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.