Периодизация истории наук. Общая характеристика этапов ее развития
Периодизация – это развертывание науки "по горизонтали", т.е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Прежде всего рассмотрим, что такое периодизация как таковая.
Существует два основных вида периодизации:
1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный "признак" (или их группа);
2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо вычленить из всех других противоречий последнего.
В. С. Степиным (на материале истории естествознания) «в истории формирования и развития науки можно выделяет две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая — науку в собственном смысле слова».
С точки зрения Степина: В начале он выделяет некий этап, предшествующий науки
- доклассический этап (он длится до 16 века) (+ Ильин):
Здесь зарождаются элементы (предпосылки) науки, имеются зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:
- классический период (17-19 века)
Это время, когда наука максимально старается убрать субъект из процесса познания, т.е оформить себя как сугубо объективное знание.
- неклассическая наука (I пол. и весь 20 века)
Это период разработки релятивистского и квантового подхода к науке. Завершается работа первого периода, т.е наука полностью отвергает объективизм классического периода. Все больший интерес занимает проблема субъектов в познании, влияния «тени субъекта» на результат познания. Отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
- постнеклассическая наука (II пол. 20 века)
Происходит формирование новых парадигм конкретного вида знания. Постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждый этап имеет свою главенствующею парадигму:
Классический – физическая парадигма Ньютона.
(Он считал: «Богу –только роль творца, но не более того, далее все идет по заканам физики». Парадигма относилась к жесткому детерминизму. Мировоззрение здесь рассматривалось, как хорошо отлаженный механизм. Просуществовала до середины 19 века (разрешена волновой теорией)).
Неклассическая наука – парадигма относительности.
(предполагает, что все в этом мире относительно. Отвергает парадигму Ньютона и положение об относительной истинности).
Постнеклассическая наука – парадигма становления и самоорганизации систем.
(Здесь в науку проникает диалектика, созданная Гегелем и развитая Марксом. Саморазвитие здесь внутренняя причина становления. Синергетика, прежде всего социальных наук, но не только. Синергетика – саморазвивающиеся системы, когда сумма элементов, не равна сумме всей системы. (Пример – команда звезд в хоккее).
Процесс развития и формирования науки показывает взаимосвязь этапов развития науки в дальнейшем процессе.
Гегель – закон отрицания-отрицания. Маркс и Энгельс – в процессе диалектического развития система сохраняет в своей структуре положительное и выбрасывает все ненужное (отрицательное).
Классификацию наук можно приводить по другому, например по методам познания (по методу анализа и синтеза выделяют 2 стадии):
1. Этап аналитический (входит целиком или почти целиком весь этап классического естествознания)
2. Этап синтезирующий (практически совпадает с постнеклассическим периодом - здесь происходит усиление междисциплинарных связей, активное формирование пограничных дисциплин, а также происходит зарождение и формирование единой картины мира. Начинает приближаться время, когда одна наука начинает включать в себя знания другой).
Билет № 13
Доклассический период развития науки (древний восток, античность, средневековье)
Первые задатки формирования науки происходят на Востоке, людьми населявшими Месопотамию, Индию, Китай и Др. Грецию (10-5 в до н.э.). Здесь люди собирали различные факты, связанные с их повседневным существованием.
Причем древнегреческая и восточная пракультуры в основном опирались на эмпирические знания. Теория их особо не интересовала.
Древневосточные цивилизации (Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай) обладали хорошо отлаженным механизмом для хранения и передачи информации. Восток выработал конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта. Эти знания были прикладные (знание, полученное в процессе повседневной жизнедеятельности) и прежде всего сакральные (полученные от Богов, ими владели священнослужители, которые не только ими владели, но и умели их толковать).
В средневековье формируются механизмы передачи знаний, с 6го века появляются школы при монастырях, с 11го века университеты.
Артур Уайтхед формирование науки начинается в античные времена (Др. Греция) и он в этом плане отмечает философию диалектику Платона и философию Аристотеля. Причем Платона, как одного их первых диалектиков, хотя ему не удалось в полной мере воспользоваться диалектикой в своих исследованиях, но предпосылки были. А у Аристотеля выделяются предпосылки практически всех наук (разносторонние труды по физики, математики, логики, биологии, политологии и др.). По мнению Фридриха Энгельса: «Аристотель – самая универсальная голова античности».
В 7-ом веке начинается продвижение арабской культуры в Европу (юг Испании, Византия и т.д.). Так на захваченных территориях появился Арабский Халифат (высокоразвитая культура того времени). Арабский мир был ориентирован на практический интерес. Центром арабского халифата стал Багдад, являющийся столицей мудрости до 9-го века, т.к. в 8-ом веке там был построен великий дом мудрости. Переводились все труды захваченных стран на свой язык, т.е. вели активную деятельность по производству и распространению знания.
Арабские ученые сделали много для познания.
Ал – Хорезми. Придумал десятичную систему исчисления и познакомил Европу с основными правилами и операциями с цифрами (сложение, вычитание, деление, умножение).
Абдалла́х ибн Си́н (Авице́нн). В основе современной классификации наук лежит классификация, предложенная Ариценом.
Средние века возникают после античности со 2-го по 15-ый век н.э.
Для средневекового миросозерцания характерно стремление к всеохватыващему знанию, т.е. в этом плане оно приобрело черту античного миросозерцания. Подлинное знание, с точки зрения средневековья, это знание всеобщее и доказательное.
Обладать подлинным знанием, с точки зрения средневековья, мог только творец. Только ему было доступно знать. Все остальные могли только стремится. Знание творца – это знание универсальное.
Здесь познание было в слове. Слово выступало не только орудием творения, но и универсальным средством (орудием) познания мира.
В целом, зарождающаяся наука средневековья – это наука об умении пользоваться словами. Понятия, которыми пользуются исследователи отождествляется с объективными объектами. Понятие – это инобытие объекта.
Понятие, в целом, сводится к исследованию понятий, содержащихся в священном писании. Поэтому понятие находилось под контролем церкви и все, что противоречило догматам церкви, считалось не истинным, заблуждением, ложью и ересью.
В 1131 году был наложен официальный церковный запрет на все мысли и идеи, противоречащие священному писанию. Средневековье, начиная с этого времени отказалось от многих античных идей многих провидческих мыслей. Доминировать в Средневековье стал не метод изучения вещей, а дедукция, т.е. получение знаний из предельно общих понятий.
Наряду с математикой, физикой, алхимией возникла еще и практическая магия, которую Европа заимствовала у Востока. Маг считался большим практиком, экспериментатором, нежели человек – концептуалист (теоретик). Маг ставил опыты. Практической магией занимались и в позднем Средневековье, даже такие личности, как Ньютон.
В Средние века начинает формироваться схоластика, т.е. школьная философия. Она сыграла определяющую роль, прежде всего, в развитии логического аппарата мышления. Все проблемы схоластики сводились к противостоянию разума и веры, науки и религии.
Фома Аквинский (1225 - 1274). схоласт. Большую роль он сыграл в противостоянии сторонников номинализма и сторонников реализма. Реалисты считали, что эти понятия существуют реально (Бог). А номиналисты считали, что это продукт нашего развития (это имена, которые мы присваиваем).
Фома Аквинский развивал направление науки, которое лежало в основе средневекового образования, которое в свою очередь было в основе людей высшего общества. Причем выделял два уровня образования.
1 – светский, т.е. простейший.
2 – теологический. Его получали люди, которые готовились стать на стезю богослужения.
В Средние века начинается дисциплинарное самоопределение науки. Именно в Средние века начинает складываться структура профессиональной подготовки ученых (почти всю историю науки – наука была делом дилетантов).
Выделяют 7 свободных искусств.
1. Грамматика. Сводилась к изучению латинского языка, т.к. все труды издавались на латыни.
2. Арифметика. Сводилась к обнаружению мистических свойств цифр, встречающихся в церковном писании, т.е. один из видов толкования церковных текстов.
3. Риторика. Сводилась к тому, чтобы научить служителей ставить проповеди. Религиозный акцент.
Геометрия.
5. Музыка. Учила песнопению.
6. Астрономия. В центре вселенной только Земля.
7. Логика. Для формирования правильного мышления и познания.
В Средневековье начинается целенаправленный процесс подготовки людей именно к научной деятельности. Возникает система высшего профессионального образования (создание университетов, как структур, обеспечивающих профессиональную подготовку людей, которые будут заниматься наукой). В основном университеты возникают на основе церковных школ. Причем большинство из этих университетов возникают по инициативе «пап».
В 1158 г. В городе Болонья в Италии возникает первый университет Европы.
В 1168 г. Был создан Оксфордский университет. В 1200 г. Создается Сорбонна (Парижский университет)
В 1209 г. Создается Кембридж.В 1229 г. Университет в Тулузе. В 1755 г. Первый университет в России.
Особенностью этих университетов было то, что по их окончанию выдавались дипломы. А в университетах Платона и Аристотеля такого не было.
Именно на базе первых университетов возникает первая специализация, дифференциация науки в трудах ученых. Конечной основой структуры университетов были теологические факультеты, медицинские факультеты, философские факультеты.
Именно в средние века заложилась такая западная система подготовки кадров, что каждый студент выбирал себе преподавателя самостоятельно из числа предлагаемых. Система университетского образования, возникшая в начале, как пробная, получила развитие и примерно с начала 16-го века утверждается в Европе, как единственная значимая.
Билет № 14
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 6972;