Классический период развития науки. Кризис классической рациональности
Классический период развития европейской науки начинается с 16 в длился до конца 19го века. Классическая наука исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности, (т.е оформить себя как сугубо объективное знание).
Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
Начало первого - классического - периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. Велик вклад Ньютона и в математику, и в оптику, однако, фундаментом классического естествознания стала созданная им механика, которая не только навела порядок в огромном эмпирическом материале, накопленном многими поколениями ученых, но и дала в руки людей мощный инструмент однозначного предсказания будущего в широкой области объектов и явлений природы.
Он считал: «Богу –только роль творца, но не более того, далее все идет по заканам физики». Парадигма относилась к жесткому детерминизму. Мировоззрение здесь рассматривалось, как хорошо отлаженный механизм. Просуществовала до середины 19 века (разрешена волновой теорией
Выделяют следующие типы рациональности:
1) Классическая (связана с дедуктивной моделью развития Эвклида и Декарта).
2) Неклассическая (до 2-ой половины 20 века – связана с появлением в европейском мышлении иррациональных явлений и с развитием позитивизма).
3) Постнеклассическая (связана с тем, что проблемы научного знания приобретали новый ракурс в новой парадигме рациональности в связи с развитие научно-технической цивилизации и выявлением антигуманитарных составляющих такого развития).
В 17-18в в Европе начинается первая научная революция результатом которой становится утверждение принципа рациональности. Кроме того происходит формирование первых наук: механики и физики. В ходе этой научной революции появляется то, что позже получило название научной рациональности.
В результате научной революции формируются основные черты научной рациональности:
1) Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструкций, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте (наука начинает отделяться от философии и превращаться в исследовательскую технику).
2) Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечной цели, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных с внутренним смыслом, создающим органическую целостность.
3) Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, объясняемых исследователями.
4) Бытие перестало рассматриваться как абсолют, Бог или единое.
5) Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности.
6) Основным содержанием тождества бытия и мышления становится признание возможности отыскать такую единую, идеальную конструкцию, которая бы полностью соответствовала изучаемому объекту.
Научная рациональность стала объяснять все явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.
Кризис.В условиях глобализации и смены типов цивилизованности, оставить науку без философской рефлексии ее оснований, превратить ее в простую утилитарно нацеленную технику означает возврат во времена раннего Средневековья. То есть к тем условиям, когда зарождающаяся наука существовала только в головах немногочисленных мыслителей, разобщенных и чуждых миру королей, крестьян, торговцев и разбойников.
Глобальный кризис затронул рациональность, создав проблемную ситуацию и в науке, и в философии. Выжить для них означает найти новые формы и методологические позиции, позволяющие и дальше решать практические задачи.
XX век отмечен глобальным кризисом классической европейской рациональности, потребовавшим разработки новых методологических позиций в науке. Сегодня можно наблюдать обостренное противоборство позитивистского и гуманитарного типов рациональности. В психологии это проявилось в проблеме ее нового самоопределения: является ли она естественной наукой, изучающей психику как объективный и не зависящий от личности феномен природы, или же относится к числу гуманитарных наук.
Следующий результат намечающейся смены типа рациональности – вывод о недостаточной эффективности субъект-объектной парадигмы в философии и науке XXI века.
Это способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой.
К примеру: в физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Прежний тип научного объяснения и обоснования объясняемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать другому типу объяснения, выраженного в терминах непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности (т.е на сену картинкам пришли формулы).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1899;