Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Принципы верификации и фальсификации и область их применения
Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтетического объединения этих результатов.
(здесь упор делается на эмпиризм, восходящий к Ф. Бэккому и непринятие метафизики, которая во времена от декарта до Гегеля понималась как классическая философия. Кроме того для позитивизма характерен односторонний анализ науки (здесь наука оказывает существенное влияние на культуру человечества).
Основоположник позитивизма О. Конт, уже в 30-х гг. 19 в. провозгласил решительный разрыв науки с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. По его мнению «философия» сводится к общим выводам из естественных и социально-гуманитарных наук.
Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и гуманитарных наук. Среди его основных достижений - стремление подключить философию к изучению знания, убрав из нее «общие слова», неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия («абсолютный дух», «чистый разум» и т. п.).
В. Гейзенберг писал: «Всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка». Но тут же Гейзенберг подчеркнул, что «нужно думать и о широких взаимосвязях», ибо будет «утерян компас, по которому мы можем ориентироваться». Вот это «отсутствие думания о широких взаимосвязях» (это «думание» и дает философия) — серьезная ограниченность позитивистских концепций.
В неопозитивизме (логическом позитивизме). Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мнению, цель философии — логическое прояснение мыслей. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми.
По мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.
Свою задачу логический эмпиризм видел в том, чтобы сложные высказывания (положения теории науки) свести к элементарным высказываниям (непосредственное чувственное знание). В итоге теория и данные опыта, выраженные в языке науки, теряли свою специфику и различались лишь по сложности и простоте языковых форм.
Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись неопозитивизмом бессмысленной «метафизикой» на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются проверке.
Методологические трудности и позитивизма, и неокантианства связаны с тем, что в исследованиях до середины XX века преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Затем выяснилось, что процессы развития теорий не могут быть адекватно описаны, если не принимать во внимание их взаимодействия. Выяснилось, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и следует учитывать их влияние на формирование фактов науки. Но тогда проблема взаимоотношения теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не могут быть взяты отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровней, связанная с другими научными дисциплинами.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1434;